Слайд 1Знаки препинания в простом осложнённом
предложении (однородные члены предложения).
Обобщающие слова при
однородных членах.
Слайд 2По значению сочинительные союзы, которые стоят при однородных членах, делятся
на три группы:
1. Соединительные и, да (в значении и), также,
тоже. не только…но и, как…так и, ни..ни, и…и
2. Противительные а, но, да (в значении но), однако, зато
3. Разделительные или, или… или, либо, либо… либо,
не то…не то, то… то
Слайд 3Обратите внимание!
· Если однородные члены соединены парными союзами как…так и,
не только…но и, не столько…сколько, не так…как и т.п. или
двойными союзами если не…то, хотя…но, то запятая ставится только перед второй частью союза:
Как в лесу, так и на лугах появились робкие первоцветы. Не только охотники, но и рыбаки любят осеннюю пору. Если не мороз, то зной может убить тоненькие стебельки яблонь. Не столько обида, сколько растерянность сквозила в его словах.
Слайд 41. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки
препинания не расставлены.)
1) Иногда взгляд Илюши наполнялся выражением усталости или
скуки.
2) Пианист виртуозно исполнял свои и чужие сочинения и с легкостью читал с листа незнакомые произведения.
3) Картины и вазы и мелочи в комнате отражали утонченность вкуса её хозяина.
4) Художник был увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида но и разнообразием природных форм.
Слайд 52. Укажите предложение, в котором нужно поставить три запятые. (Знаки
препинания не расставлены.)
1) Русский дух ощущается в творчестве Пушкина в
юморе и иронии в силе чувств и лиризме отступлений в пафосе всей поэмы и в характерах действующих лиц.
2) Иван Иванович всегда дает каждому из детей или по бублику или по кусочку дыни.
3) Сравнительный метод одинаково полезен и необходим как в анатомии отдельного человека так и в социальной науке.
4) Лодка шла вдоль берега и попадала то в полосы прохладного морского воздуха то в струи теплого сыроватого ветерка.
Слайд 63. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки
препинания не расставлены.)
1) Санин ощущал во всем своем существе если
не удовольствие то некоторую легкость счастья.
2) Среди сибирских рек есть и большие и малые и спокойные и буйные.
3) Снаряды рвались справа и слева и впереди.
4) От него не было ни слуху ни духу.
Слайд 74. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки
препинания не расставлены.)
1) Листья в поле пожелтели и кружатся и
летят.
2) Для Алевтины Васильевны хотя и привычна но тяжела была власть Ерофея Кузьмича.
3) Отрывистый и ломаный звук метался и прыгал и бежал куда-то в сторону от других.
4) И день и ночь не утихала работа в поле.
Слайд 85. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки
препинания не расставлены.)
1) Вода быстро поднималась и заливала луга и
огороды жителей деревни.
2) Зарево распространилось не только над центром города но и далеко вокруг.
3) Ни свет ни заря отправилась Матрена в город.
4) Часовой дошел до противоположного угла и повернул обратно.
Слайд 96. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки
препинания не расставлены.)
1) И на суше и на море молодые
и сильные руки творят чудеса.
2) Не то сон не то наваждение не то видение чудное показалось старому монаху.
3) Задолго до рассвета Ильинична затопила печь выпекла хлеб и насушила две сумы сухарей.
4) И день и ночь мой Ленинград стоял и жил сражался и мечтал.
Слайд 107. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки
препинания не расставлены.)
1) Я имею поручение как от судьи так
равно и от всех ваших знакомых примирить вас с приятелем вашим.
2) И радости встреч и горечь разлук мы все испытали товарищ и друг.
3) Вот уж и стука и крика и бубенцов не слыхать.
4) Здесь барство дикое без чувства без закона присвоило себе насильственной лозой и труд и собственность и время земледельца.
Слайд 118. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки
препинания не расставлены.)
1) Клёны и берёзки столпились на пригорках и
лощинах.
2) Он слеп упрям нетерпелив и легкомыслен и кичлив.
3) Русский народ смышлён и понятлив усерден и горяч ко всему благому и прекрасному.
4) Ты внемлешь грохоту громов и гласу бури и валов и крику сельских пастухов.
Слайд 129. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки
препинания не расставлены.)
1) Ни побоища ни стана ни надгробного кургана
не встречает царь Дадон.
2) Как недостатки так и достоинства «Полтавы» были равно не поняты тогдашними критиками и тогдашнею публикой.
3) И сегодня рифма поэта — ласка и лозунг и штык и кнут.
4) Не железным ключом открывается сердце а добротой.
Слайд 1310. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки
препинания не расставлены.)
1) Наставник внимательно и придирчиво оглядывал выполненную работу
и обсуждал все тонкости механизма со своим помощником и его учеником.
2) Ветер приносит холод ясность и некую пустоту всего тела.
3) Буду ли я пеною в море или голубою мглой на горах или вечерней тенью степной — я всегда буду помнить о тебе.
4) Осенней свежестью листвою и плодами благоухает сад.
Слайд 1411. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Для школьника мучительна не
столько самая минута возмездия, сколько ожидание его.
2) Небо то все
закрывалось облаками, то вдруг расчищалось на мгновение.
3) На спокойной поверхности воды отражались мигающие на небе звезды.
4) Повсюду: в клубе, на улицах, в домах происходили шумные разговоры.
Слайд 1512. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Посетители библиотеки либо где-нибудь
учатся, либо мечтают учиться.
2) Туча на севере росла, и захватывала
запад и восток.
3) Человеку свойственно не только преклоняться перед великим, но и стремиться превзойти его.
4) Всюду: вверху и внизу — пели жаворонки.
Слайд 1613. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Молнии то с размаху
бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах.
2)
От сквозняков сами по себе отворялись двери и окна и захлопывались с невероятным грохотом.
3) Слоны и носороги, и обезьяны участвовали в этом веселом представлении.
4) Все было непривлекательно: и небо, и озеро, и пасмурные дали, и низкий остров.
Слайд 1714. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Неуютно было и в
саду, и в лесу, и в доме.
2) Художник должен быть
и историк, и поэт, и философ, и наблюдатель.
3) Надо быть одинаково честным, как в большом, так и в малом.
4) Все вокруг хаты: подсолнухи, акации и сухая трава — было покрыто этой шершавой пылью.
Слайд 1815. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Ум имей хоть маленький,
да свой.
2) Я сел за стол с карандашом и бумагой
и стал записывать.
3) Я люблю эти темные ночи, эти звезды, и клены, и пруд.
4) Еще с рассвета люди из ближних сел несли на базар: овощи, хлеб, птицу, фрукты, мед.
Слайд 1916. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Левинсон подложил травы и
хворосту и раздул пламя.
2) Вокруг не было видно ни души:
ни человека, ни лошади, ни птицы, ни машины.
3) Я давно собирался навестить тебя да боялся потревожить.
4) Птицелов должен знать не только голоса и повадки птиц, но и обладать еще мастерством декоратора.
Слайд 2017. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Ни тени зависти, ни
умысла худого еще не знает это существо.
2) На высоких тополях
и на кудрявых ивах, лежал первый пушистый снег.
3) Всякий пустяк: поворот шоссе, ветка над забором, свет фонарей — все казалось значительным.
4) Выступления танцевального ансамбля проходили с большим успехом как в нашей стране, так и за рубежом.
Слайд 2118. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Все работали или в
легких брезентовых перчатках, или голыми руками.
2) Французы и испанцы, немцы,
и голландцы стали гостями фестиваля.
3) Вся мебель: диваны, столы, стулья — была сделана из красного дерева.
4) Колька не столько пел, сколько разевал рот и делал вид, что поет.
Слайд 2219. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) В кладовке пахло морем,
смолой, слышался плеск волн и шуршанье прибрежной гальки.
2) Мой попутчик
свободно говорил на французском, и немецком, и английском, и испанском.
3) Молодежь не знает границ ни в обожании, ни в презрении.
4) Гости стекались со всех концов в дрожках, верхом, и в колясках и располагались удобно в многочисленных комнатах замка и его флигелей.
Слайд 2320. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые.
(Знаки препинания
не расставлены.)
1) Стала в рост заколосилась налилась и зреет рожь.
2)
Сильные и могучие бизоны и лоси прижились в Беловежской Пуще и стали её достопримечательностью.
3) Всего милее мне осинник зябкий да речушка узкая.
4) В этом возгласе было и восхищение и благодарность и любовь и признание.