Слайд 1Введение в экономику
Дорофеев Роман Александрович, к.э.н., доцент
Слайд 2Тема лекции
Фискальная политика
Вопросы лекции
Цели и инструменты фискальной политики.
Дискреционная и автоматическая
фискальная политика.
Мультипликаторы расходов и налогов.
Недостатки фискальной политики.
Проблемы бюджетного дефицита и
госдолга.
Слайд 3Понятие фискальной политики
Фискальная политика – главный инструмент правительства для
воздействия на экономику. Суть ее состоит в том, чтобы манипулируя
расходами и доходами бюджета ослаблять воздействие экономического цикла, снижая или уровень инфляции или уровень безработицы.
Фискальная политика является частью более общего понятия «налогово-бюджетная политика». Главными ее инструментами являются: изменение госзакупок, изменение налоговых ставок и изменение объема трансфертов.
Кейнс считал фискальную политику наиболее эффективным инструментом, с помощью которого государство может воздействовать на экономику. Сейчас экономисты очень осторожно относятся к ее применению.
Слайд 4Применение фискальной политики
В период высокой безработицы правительство должно увеличить госзакупки
и объем трансфертов, а также снизить налоговые ставки. При этом
эффект мультипликатора приведет к росту дохода в большей степени, чем вырастут госзакупки или снизятся налоги.
В период высокой инфляции правительство, наоборот, уменьшает объем госзакупок и трансфертов и увеличивает налоговые ставки. Эффект мультипликатора действует уже в обратную сторону, реальный ВВП уменьшается, но снижаются и темпы инфляции.
Поэтому с помощью фискальной политики нельзя решить две проблемы одновременно. Правительству необходимо выбрать, что опаснее в данный момент инфляция или безработица.
Слайд 6Кейнсианская функция потребления
Эффект мультипликатора позволяет объяснить кейнсианская функция потребления.
Кейнс был первым, кто связал объем потребления с доходом (неоклассики
считали, что потребление зависит от процентной ставки).
Она имеет вид: С = С0 + Су*Yd, где С0 – автономное потребление, Су – МРС (предельная склонность к потреблению), Yd – располагаемый доход ( Y – T).
Напомним, что Кейнс считал, что весь дополнительный доход домохозяйства делят между потреблением и сбережениями в определенной пропорции и в краткосрочном периоде она не меняется («основной психологический закон» Кейнса). MPC + MPS = 1.
Тогда функция сбережения Кейнса: S = -C0 + Sy(Y – T).
Слайд 7Мультипликаторы расходов и налогов
Как мы помним совокупный доход равен совокупным
расходам: Y = C + I + G + Xn.
Кейнс рассматривал закрытую экономику и считал, что инвестиции и госзакупки автономны и не зависят от дохода.
Тогда: Y = C0 + Cy(Y – T) + I + G
(1 – Cy)Y = C0 + I + G – CyT
Y = 1 / 1 – Cy (C0 + I + G) – Cy / 1 – Cy *T
Отсюда мы получаем:
Mult автономных расходов = 1 / 1 – Су
Mult налогов = Су / 1 – Су
Мы видим, что мультипликатор расходов всегда больше мультипликатора доходов, причем ровно на единицу, так как не весь прирост дохода от уменьшения налогов домохозяйства направляют на потребление.
Слайд 8Мультипликаторы расходов и налогов
Теперь становится понятна теорема Хаавельмо. Если
госзакупки и налоги изменяются на одну и ту же величину,
то мультипликатор расходов будет равен единице. Т.е. при сбалансированном бюджете фискальная политика теряет смысл.
ΔG = ΔT
ΔY = 1 / 1 – Cy *ΔG – Cy / 1 – Cy*ΔG = 1 – Cy / 1 – Cy*ΔG = 1*ΔG.
Мультипликатор расходов также меняется если налоги не фиксированная величина, а часть дохода: Т = tY.
Тогда : Y = C0 + Cy( Y – tY) + I + G
(1 – Cy(1 – t))Y = C0 + I + G
Y = 1 / 1 – Cy(1 – t)*(C0 + I + G), т.е. Mult = 1/ 1 – Cy(1 – t)
Отсюда понятно, почему прогрессивное налогообложение – это автоматический стабилизатор.
Слайд 9Пример
В закрытой экономике функция потребления имеет вид: 2000 + 0,8(Y
– T). Налоги равны 300, госзакупки – 400, инвестиции –
500. а) рассчитайте равновесный ВВП; б) если потенциальный ВВП равен 14000, то как нужно изменить госзакупки или налоги, чтобы экономика достигла потенциального уровня .
Решение:
а) Y = 2000 + 0,8(Y – 300) + 500 + 400
0,2Y = 2660
Y = 5*2660 = 13300.
б) ΔY = 14000 – 13300 = 700
multрасходов = 1 / 1 – 0,8 = 1 / 0,2 = 5
ΔG = 700 / 5 = 140. увеличить на 140.
multналогов = 0,8 / 1 – 0,8 = 0,8 / 0,2 = 4
ΔT = 700 /4 = 175. уменьшить на 175
Слайд 10Недостатки фискальной политики
Использование фискальной политики в политических целях , особенно,
перед выборами. Тем самым правительство может выступать инициатором макроэкономической нестабильности.
В
открытой экономике эффект мультипликатора резко снижается. Из кругооборота уходят расходы на иностранные товары, а они зависят от дохода. Y = C0 + Cy(Y – T) + I + G + Ex – MPMY, где МРМ – предельная склонность к импорту. В этом случае мультипликатор расходов равен 1 / 1 – Су + МРМ.
Эффект вытеснения. Монетаристы считают, что спрос на деньги малочувствителен к изменению процентной ставки. И при стимулирующей фискальной политике, когда увеличивается спрос на деньги, процентная ставка резко растет, что в значительной степени сокращает инвестиции. Стимулирующий эффект будет мизерным, а негативных последствий много.
Слайд 11Бюджетный дефицит
Главным недостатком фискальной политики является бюджетный дефицит. Нет ни
одного безопасного способа покрытия бюджетного дефицита.
Бюджет – это закон, выполнять
его надо, поэтому у правительства три пути, чтобы покрыть дефицит.
Повышение налогов. Плохо, так как снижается объем выпуска.
Займы у ЦБ. Плохо, так как правительство разгоняет инфляцию.
Займы у экономических агентов на финансовом рынке. Самый безопасный способ, но тоже плохой. Государство оттягивает на себя ресурсы из частного сектора, снижаются инвестиции, замедляются темпы роста экономики.
Слайд 13Способы балансирования бюджета
Бюджет можно балансировать тремя способами:
Теория функциональных финансов. Кейнсианцы
считали, что бюджетный дефицит для стимулирования экономики вполне приемлем. Если
это приведет к последующему росту экономики с мультипликационным эффектом, то бюджетный дефицит исчезнет сам по себе.
Ежегодное балансирование бюджета. Вообще нельзя допускать дефицит бюджета, тогда не будет и проблемы. По факту, правительство лишается возможности воздействовать на экономику, экономические циклы усиливаются.
Циклическое балансирование бюджета. Во время экономического спада правительство стимулирует экономику и допускает бюджетный дефицит. Во время бума – «тормозит» экономику, образуется бюджетный профицит. Бюджетный профицит нивелирует бюджетный дефицит.
Слайд 15Проблемы государственного долга
Внутреннего:
Перераспределение доходов в обществе. Государственные ценные бумаги в
свои активы включают достаточно состоятельные граждане. Они же получают львиную
долю процентных платежей по госдолгу.
Повышение налогов и снижение расходов в перспективе.
Проблема будущих поколений. Берут одни – отдают другие.
Снижение доверия к правительству, усиливается неуверенность домохозяйств и фирм, снижается деловая активность.
Внешнего:
Часть национального продукта уходит за границу и не используется гражданами страны.
Падает международный авторитет страны, процентная ставка по займам растет.
Возрастает риск дефолта, теряется часть суверенитета.
Слайд 16Способы снижения бремени госдолга
Реструктуризация госдолга. Договоры со странами-кредиторами об отсрочке
платежей, снижении процентов, списании части долга.
Взаимозачеты или обмен долгами. Россия
должна другим странам, другие страны должны России. Можно договориться о передаче долгов тех кто должен нам, тем кому должны мы.
Продажа запасов золота страны.
Разгон инфляции, если госдолг внутренний.
Выплата долга натурой, если есть проблемы с валютной выручкой.