Слайд 1Введение в курс морфологии.
Начальные стадии эмбриогенеза человека.
Анатомия человека
как наука, изучающая форму и строение тела живого человека в
связи с его функциями и закономерностями развития. Медицинская анатомическая номенклатура, ее значение в медицинском образовании. Учение о зародышевых листках. Ткани. Орган, системы органов и аппараты. Понятие о соме и путях нейрогуморальной регуляции.
Лекция №1 для студентов 1 курса, обучающихся по специальности - Лечебное дело, Педиатрия, Стоматология
Зав. кафедрой, д.м.н., профессор Медведева Н.Н.
Кафедра АНАТОМИИ
ЧЕЛОВЕКА
ФГБОУ ВО КрасГМУ
им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого
Слайд 2ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1. Актуальность темы;
2. Морфология – определение,
разделы дисциплины, их содержание;
3. Задачи дисциплины;
4. Методы изучения дисциплины
(общие, частные, их содержание;
5. Этапы становления морфологии;
6. Терминология;
7. Оси и плоскости в анатомии;
8. Выводы.
Слайд 3ЦЕЛЬ:
Ознакомить обучающихся с содержанием дисциплины «Морфология человека»,
рассмотреть задачи и методы изучения дисциплины
Слайд 4МОРФОЛОГИЯ –
греч. morphe – форма, logos – наука
это учение о
форме и строении организмов в нормальном и патологическом состоянии.
Морфология человека,
животных и растений.
Морфология человека – учение о строении человеческого организма в связи с его развитием и жизнедеятельностью.
Морфология: анатомия, гистология, цитология, эмбриология.
Слайд 5РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ:
Анатомия человека
Цитология
Эмбриология
Общая гистология
Частная гистология
Слайд 6АНАТОМИЯ -
это наука, изучающая форму и строение человеческого
организма, а также составляющих его органов, систем органов и исследующая
закономерности строения организма и его составляющих в связи с выполняемой функцией и воздействиями окружающей среды.
Слайд 7Цитология -
это раздел морфологии, изучающий общие закономерности
строения клетки и особенности строения клеток различных видов.
Слайд 8Эмбриология -
это раздел морфологии, изучающий основные закономерности эмбрионального
развития человека.
Слайд 9Общая гистология -
это раздел морфологии, изучающий общие закономерности
строения тканей и особенности строения тканей различных видов.
Слайд 10Частная гистология -
это раздел морфологии, изучающий особенности строения
органов и систем органов на тканевом и клеточном уровнях их
организации.
Слайд 11Цель изучения дисциплины:
Изучить развитие, строение организма человека на
клеточном,
тканевом,
органном,
системном
и
организменном уровнях
его организации.
Слайд 12Задачи дисциплины:
Изучить закономерности эмбрионального развития человека;
Изучить общие закономерности строения клетки;
Изучить
общие закономерности строения ткани;
Изучить особенности строения организма человека на организменном,
системном, органном, тканевом и клеточном уровнях их организации.
Слайд 13Методы:
Общие
- Эволюционный
-
Сравнительный
- Функциональный
- Системный
Частные
- на живом
человеке
- на трупном материале
Слайд 14Эволюционный
изучает изменения строения тела,
систем органов и организма
в процессе филогенеза
(от простейшего до человека).
Слайд 15Сравнительный
позволяет выявить различия в
строении органов и
систем органов
у представителей различных классов животных.
Слайд 16Функциональный
позволяет изучить особенности строения
тела, органов и
систем органов
в зависимости
от выполняемой ими функции.
Слайд 17Системно- структурный
позволяет представить человеческий
организм как совокупность систем различных уровней сложности (иерархия систем).
Слайд 18Система (по А.П. Анохину) -
это комплекс избирательно вовлеченных
компонентов, взаимодействие и взаимоотношение между которыми принимает характер такого взаимосодействия,
которое необходимо для получения конечного полезного результата.
Слайд 19Компоненты системы:
- Главные или функционирующие компоненты
- Обслуживающие
компоненты
- Регулирующие компоненты
Слайд 20
Организм
Система органов
Орган
Ткань
Клетка
Субклеточный уровень
Молекулярный уровень
Слайд 21Частные методы изучения
морфологии
на живом человеке
Слайд 221) Антропометрические измерения
измерения роста, веса, диаметров, расчет определенных индексов, компонентного
состава тела для определения типа телосложения человека.
Слайд 232) Пальпация (прощупывание)
Позволяет определить положение органа,
форму,
размеры, консистенцию.
Слайд 243) Перкуссия (выстукивание)
Позволяет определить положение органа,
его границы, размеры.
Слайд 254) Аускультация (выслушивание)
Позволяет оценить
функциональную способность органа.
Слайд 265) Рентгенологические методы
- рентгеноскопия (высвечивание органа)
- рентгенография (снимок)
- ядерно-магнитный резонанс
и др.
Слайд 27Эндоскопические методы
Осмотр внутренних органов
с помощью оптических приборов.
Слайд 28Функциональные методы
- спирография (оценка вентиляции легких)
- электрокардиография (оценка работы сердца)
Слайд 29Методы изучения морфологии
на трупном материале
Слайд 30Антропометрические измерения
измерения роста, веса, диаметров, расчет
определенных индексов, компонентного состава тела для определения типа телосложения человека.
Слайд 31Анатомическое препарирование
с помощью пинцета и скальпеля
послойно препарируют тело. Позволяет увидеть каждое анатомическое образование,
оценить положение.
Слайд 32Метод распилов
по Н.И. Пирогову
позволяет
выявить взаимоотношения органов и анатомических образований.
Слайд 33Гистотопографический метод
позволяет изучить строение органов на
органном и тканевом уровнях.
Слайд 34Гистологический метод
на исследование берется кусочек органа;
метод позволяет изучить орган на тканевом и клеточном уровнях, выявляет
особенности строения в местах соседства с анатомическими образованиями.
Слайд 35Объекты изучения
Живой человек на всех уровнях его структурной организации;
Живые ткани
и культуры клеток;
Трупный материал – кости скелета, органы, отпрепарированные мышечные
и нервно-сосудистые трупы.
Слайд 36Факторы формирования
организма
- Генетический
- Нейрогуморальной регуляции
- Межклеточного, межтканевого, межорганного
взаимодействия
- Функции
Слайд 37Этапы становления морфологии
(Crompecher, 1964)
Слайд 38I - Описательный
Гиппократ
принцип: увидеть каждое анатомическое образование и
описать его (I-II век до н. э. – анатомы Древней
Греции и Рима )
Асклепий
Слайд 39Роберт Гук
(1635 – 1703)
Английский естествоиспытатель, разносторонний ученый и экспериментатор,
архитектор
Гук усовершенствовал (1665) микроскоп, что позволило ему осуществить ряд
микроскопических исследований, в частности наблюдать тонкие слои (мыльные пузыри, масляные пленки и т.п.) в световых пучках, изучать строение растений. Последнее привело его к открытию клеточного строения организма. Все это было описано в работе "Микрография" (1665).
Основные труды
Микроскоп Роберта Гука и осветительная лампа к нему, хранящиеся в Лондонском научном музее
Слайд 40Антони ван Левенгук
(1632-1723)
Антони ван Левенгук
первым увидел, описал
и зарисовал:
эритроциты,
бактерии (1683),
дрожжи,
простейших,
волокна хрусталика,
чешуйки
кожицы,
сперматозоиды (1677),
строение глаз насекомых,
мышечные волокна
партеногенез у тлей
развитие муравьев
Слайд 41II - Эмбриологический
Объясняет особенности строения органов с точки зрения их
развития ( XVIII век, К. Линней)
Слайд 42III - Функциональный
Объясняет особенности строения органов, систем органов в зависимости
от выполняемой ими функции и воздействия окружающей среды
(вторая половина
XIX в. П.Ф. Лесгафт )
Слайд 43Терминология
В анатомии используется анатомическая терминология для названия всех
анатомических образований. Латинская анатомическая терминология является единым языком для общения
всех медицинских работников мира.
Слайд 44Оси и плоскости в морфологии
В анатомии для характеристики положения
органов и анатомических образований используются плоскости – фронтальная, сагиттальная, горизонтальная.
Фронтальная плоскость проводится параллельно лбу и делит тело на передний (anterior) и задний (posterior) отделы. Сагиттальная плоскость проводится параллельно стреле, пронзающей тело в передне-заднем направлении и делит тело на правый (dexter) и левый (sinister) отделы. Горизонтальная плоскость проводится перпендикулярно двум выше названным плоскостям и делит тело на верхний (superior) и нижний (inferior) отделы. Оси (фронтальная, сагиттальная и вертикальная) используются для характеристики движений тела.
Слайд 45Зигота – это качественно новый одноклеточный организм
Слайд 46Морула – это многоклеточный организм без полости
Слайд 47Бластула – многоклеточный организм с полостью
Слайд 48Гаструла – трёхслойный организм, состоящий из трёх зарадышевых листков (эктодермы,
мезодермы, энтодермы)
Слайд 49Мезодерма – средний зародышевый листок дифференцируется на сегментированную мезодерму (сомиты)
и несегментированную (спланхнотом). Каждый сомит дифференцируется на дерматом (соединительная ткань
собственно кожи), миотом (поперечнополосатая скелетная мышечная ткань) и склеротом (костные и хрящевые ткани).
Зародышевые листки – источники для развития тканей (гистогенез) и органов
(органогенез)
Слайд 51Зародышевые листки – источники для развития:
Эктодерма – нервная система, органы
чувств, все многослойные эпителии;
Энтодерма – эпителий желудочно-кишечного тракта, печень, поджелудочная
железа;
Мезодерма – соединительная ткань собственно кожи, костные и хрящевые ткани, поперечнополосатая скелетная и сердечная мышечные ткани, эпителий половых органов, корковое вещество надпочечников;
Мезенхима – клетки крови, гладкая мышечная ткань, кровеносные и лимфатические сосуды, микроглия нервной ткани.
Слайд 52Мезенхима
Клетки крови
Гладкая мышечная ткань
Кровеносные и лимфатические сосуды
Микроглия
Слайд 53Основные анатомические определения
Ткань – это совокупность клеток и их производных,
имеющий единый источник развития и выполняющие общую функции;
Орган – это
анатомическое образование, имеющее определенное положение в организме, определенные, строго для него характерные форму, консистенцию и выполняющее определенную функцию.
Система органов – это комплекс органов, имеющих в большинстве случаев один источник развития, общие черты в строении и выполняющих единую функцию (система органов пищеварения).
Аппарат органов – комплекс органов, имеющих разные источники развития, различия в строении, но выполняющие единую функцию (опорно-двигательный аппарат: скелет, соединения костей скелета, скелетные мышцы).
Сома (тело) – это опорно-двигательны1 аппарат, покрытый кожными покровами.
Слайд 54Выводы:
Морфология человека– это наука, изучающая строение человеческого организма на всех
уровнях его структурной организации;
Основные разделы дисциплины: анатомия, цитология, эмбриология, общая
гистология, частная гистология;
Методы изучения дисциплины (общие: эволюционный, сравнительный, функциональный, системный; частные: антропометрия, пальпация, перкуссия, аускультация, рентгенологические, функциональные, препарирование, метод «ледяной анатомии», изготовление и изучение гистотопографических и гистологических препаратов;
Этапы становления морфологии: описательный, эмбриологический, функциональный, современный;
Анатомическая терминология – латинский язык;
Оси и плоскости в анатомии. Оси –фронтальная, сагиттальная, вертикальная; плоскости – фронтальная, сагиттальная, горизонтальная.
Слайд 55Литература:
1. Анатомия человека - Текст: электронный: учебник. Т. 1.
М.
Р. Сапин, Г. Л. Билич - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2012.
Режим доступа:
http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970422199.html
2. Анатомия человека - Текст: электронный: учебник. Т. 2.
М. Р. Сапин, Г. Л. Билич - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2012.
Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970422205.html
3. Анатомия человека - Текст : электронный: учебник. Т. 3.
М. Р. Сапин, Г. Л. Билич - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2012.
Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970422212.html
4. Анатомия человека. Атлас - Текст: электронный: учеб. пособие. Т. 1. Опорно-двигательный аппарат. Г. Л. Билич, В. А. Крыжановский - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013.
Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970426074.html
5. Анатомия человека. Атлас - Текст: электронный: учеб. пособие. Т. 2. Внутренние органы. Г. Л. Билич, В. А. Крыжановский - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013.
Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970425428.html
6. Анатомия человека. Атлас - Текст: электронный: учеб. пособие. Т. 3. Нервная система. Органы чувств. Г. Л. Билич, В. А. Крыжановский - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013.
Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970425435.html