Слайд 1
Введение в курс
«История педагогики
и образования»
Воспитание, обучение
и педагогическая мысль в эпохи первобытного общества и Древности
Раздел I
«ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ»
ЛЕКЦИЯ
Екатерина Викторовна Намсинк,
к.п.н., доцент кафедры педагогики
и психологии детства ОмГПУ
Слайд 2План:
Введение в курс «История педагогики и образования».
Зарождение и развитие воспитания
и педагогической мысли на
ранних этапах развития человечества.
Воспитание и обучение в Древней Греции. Педагогические идеи античных философов.
Слайд 3«История – это и наследство, и урок,
и нескончаемый процесс»
Владимир Ключевский
Слайд 4 Целью освоения дисциплины является развитие историко-педагогической культуры
студентов, историко-педагогического мышления, понимания взаимосвязи образования с особенностями развития, культуры,
общества, индивидуума.
Задачи курса:
дать знания о процессе становления и развития теории и практики воспитания и обучения в России и за рубежом;
показать культурно-историческую обусловленность педагогических представлений и моделей образования;
ввести в прогрессивную отечественную и зарубежную педагогическую мысль; познакомить с классическим педагогическим наследием;
развить осознанную необходимость обращаться к историческому наследию гуманной педагогической мысли;
сформировать умение давать историко-педагогический анализ систем образования в различные исторические эпохи, в разных культурно-исторических условиях.
Слайд 5 Объект истории образования –
историко-педагогический процесс.
Предмет истории образования –
это возникновение и развитие всех педагогических категорий, школы, систем образования, педагогических теорий и педагогических систем с древнейших времён по настоящее время и их философское обоснование.
Слайд 6История образования – междисциплинарный синтез
История образования
Педагогика
Философия
Социология
Культурология
История
Психология
Слайд 7Педагогические цивилизации
(И.А. Колесникова)
Природная педагогическая цивилизация (естественная, без специальной организации)
– первобытное общество;
Репродуктивно-педагогическая цивилизация (воспроизведение по образцу) – с периода
разложения первобытно-общинного строя до конца 20 века;
Креативно-педагогическая цивилизация (в центре – творчески мыслящий человек) –
с конца 20 века по настоящее время.
Слайд 8Подходы к пониманию этапов развития образования
Формационный подход
Цивилизационный подход
Личностный подход
Слайд 9Категории, которыми пользуется история образования
Историко-педагогический факт может рассматриваться как объективное
событие, ситуация, имеющее не только локальное или региональное, но и
всемирное значение.
Историко-педагогическое описание, для которого обязательны фиксация временного момента, определенных событий, ситуаций, характеристики личности деятелей педагогики, их теоретической и практической работы.
Педагогические взгляды (воззрения) - это не сложившиеся в целостную и самостоятельную концепцию идеи, но отражающие в себе детерминированные конкретно-историческими условиями существенные тенденции развития теории и практики воспитания и обучения и оказавшие существенное влияние на них.
Слайд 10Категории, которыми пользуется история образования
Педагогическая концепция (теория) - система идей,
выводов о закономерностях и сущности педагогического процесса, принципах его организации,
содержании и методах осуществления (концепция Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинского). Педагогическая концепция построена на определенной теоретико-методологической основе, на основе обобщения опыта воспитания и обучения.
Наиболее широким является понятие педагогическая система. Оно включает в себя определенную педагогическую концепцию и опыт ее претворения в реальной педагогической практике автора этой концепции (педагогические системы И.Г.Песталоцци, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого).
Слайд 11Когда и как зародилось воспитание?
К числу
наиболее распространенных концепций относятся эволюционно-биологическая теория (Ш. Летурно) и психологическая
теория (П. Монро). Представители первой теории сближали воспитательную деятельность людей с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве, представители второй теории объясняли происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым.
Большинство современных ученых, делают акцент на качественных социальных характеристиках, которые отличали воспитание в человеческом сообществе при его зарождении.
Слайд 12Источники получения историко-педагогической информации
1. Орудия труда, быта и украшения.
2. Записки историков, общающихся
с первобытными племенами.
3. Исследовании этнографов.
Слайд 16Основные достижения периода первобытного общества:
зарождение воспитания,
возникновение семейного и сословного воспитания,
возникновение игры и игрушки,
выделение физического, нравственного и трудового
воспитания,
появление первых педагогов и Домов Молодёжи (прообраза школы),
возникновение народной педагогики.
Слайд 17Воспитание и обучение в Древней Греции
Слайд 20Калокагатия
Идея всестороннего и гармоничного
развития человека зародилась в Древней Греции.
Калокагатия – (греч. «калос кай агатос») – прекрасный в духовном и физическом отношении.
Гармоничность развития личности – это согласованность развития всех основных компонентов личности, соответствие её потребностей и возможностей.
Всестороннее развитие личности – это оптимальное развитие всех сторон личности, её способностей, интересов, волевых качеств.
Слайд 23Какое развитие получил опыт афинской и спартанской систем в истории
образования?
Черты спартанской системы: государственный «заказ», единое содержание, обязательность, массовость,
авторитарность – будут неизменно (хотя и в разной степени) повторяться в истории образовательной практики, особенно в условиях тоталитарных режимов.
Черты афинского воспитания: удовлетворение образовательных интересов различных слоев населения, разнообразие образовательных заведений, ориентация на индивидуальные запросы, возможности, способности воспитанника – в истории европейского образования связаны с актуализацией демократических вариантов общественно-государственного развития, реализованы в образовательных системах развитых стран современного мира.
Слайд 24Современная педагогика переняла и развивает идеи и направления античного воспитания:
идея
закаливания
идея соревновательности
физическое воспитание
нравственно-патриотическое воспитание
любовь к знанию, поиску истины и
т.д.
Слайд 31
Введение в курс
«История педагогики и образования»
Воспитание, обучение
и педагогическая мысль в эпохи первобытного общества и Древности
Раздел I
«ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ»
ЛЕКЦИЯ
Екатерина Викторовна Намсинк,
к.п.н., доцент кафедры педагогики
и психологии детства ОмГПУ