Слайд 1
Введение в предмет «общественное здоровье».
Специальность «общественное здоровье и организация здравоохранения»:
прошлое, настоящее и будущее.
Профессор Л.Е. Сырцова
3 сентября 2010 г.
Слайд 2Программа состоит из трех этапов (базовое обучение, специализация, выполнение и
презентация выпускной работы).
На первом (базовом) этапе обучаемый получает необходимый
объем знаний, умений и навыков для работы в сфере общественного здоровья.
На втором этапе изучаются дополнительные модули, в ходе которых обучаемый получает объем знаний, умений и навыков, необходимый для успешной профессиональной
деятельности в выбранном направлении.
Выпускная работа позволяет
продемонстрировать полученные знания, навыки и умения в рамках самостоятельного научно-практического исследования.
Слайд 3Базовое обучение включает 6 модулей:
1. Введение в общественное здоровье (180
часов)
2. Медико-биологическая статистика (98 часов)
3. Интерпретация эпидемиологических данных и методы
исследования (108 часов)
4. Поведенческие науки в общественном здравоохранении (48 часов)
5. Медицинская экология (72 часа)
6. Система здравоохранения (144 часа)
Слайд 10Введение в «Общественное здоровье».
Специальность «Организация здравоохранения
и общественное здоровье»
Слайд 11ЦЕЛЬ
уметь применить теоретические знания по специальности «организация здравоохранения и общественное
здоровье» в практической деятельности, при определении видов и задач профессиональной
деятельности.
Слайд 12Для достижения поставленной цели обучающийся должен
знать:
– Основные термины и понятия.
–
Содержание приказа Министерства здравоохранения РФ от
27.08.1999 №377 «О
номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации»; приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20.08.2007 №553 «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения РФ от 27.08.1999 №377 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации».
– Основные виды и задачи профессиональной деятельности специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья.
– Задачи службы общественного здравоохранения (ВОЗ, 1999).
уметь:
– Детерминировать и защищать область профессиональных интересов, ценности общественного здоровья.
– Анализировать и оценивать параметры практической деятельности магистров общественного здоровья.
Слайд 13Ценность
- квалификационная характеристика специалиста по организации здравоохранения и общественному
здоровью представляет систему целей подготовки и программу его деятельности.
Слайд 14Общественное здоровье
- медико-социальный ресурс и потенциал
общества, способствующий
обеспечению национальной безопасности.
Общественное здоровье обусловлено комплексным воздействием социальных, поведенческих и
биологических факторов; его улучшение будет способствовать увеличению продолжительности и качества жизни.
Слайд 15
В приложении к приказу Министерства здравоохранения и социального
развития РФ от 20.08.2007 №553 «О внесении изменений в приказ
Министерства здравоохранения РФ от 27.08.1999 №377 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» указана как основная специальность «Организация здравоохранения и общественное здоровье» без указания специальности, требующей дополнительной подготовки.
Слайд 16Профессиональное назначение и сфера деятельности специалистов в области организации здравоохранения
и общественного здоровья
представлены в квалификационной характеристике, которая, кроме того, устанавливает:
Квалификационные
требования в форме системы профессиональных задач к нему как специалисту и личности;
Требования к аттестации;
Ответственность за качество подготовки.
Слайд 17Специалист по проблемам организации здравоохранения и общественного здоровья должен иметь
следующие ключевые навыки и умения:
Аналитические.
Навыки в области общественного здоровья.
Популяционные практические
навыки.
Навыки планирования программ.
Слайд 18Специалист по проблемам организации здравоохранения и общественного здоровья должен иметь
следующие ключевые навыки и умения:
Коммуникационные навыки на различных уровнях: умение
общаться с аудиторией, публикой, умение презентовать данные.
Социологические навыки.
Навыки финансового планирования и управления.
Навыки руководства и лидерства, ведения переговоров.
Умение формулировать мнение (точку зрения).
Слайд 19Специалисты МРН смогут работать:
в органах управления здравоохранения;
в практическом здравоохранении;
государственных
научно-исследовательских институтах, связанных с общественным здоровьем;
в негосударственных организациях, работающих
на местном, национальном и международном уровне, чья деятельность также связана с общественным здоровьем.
Слайд 21Цель:
изучить опыт работы школ общественного здоровья в России и за
рубежом.
Слайд 22Для достижения поставленной цели обучающийся должен знать:
Исторические этапы подготовки специалистов
в области общественного здоровья;
Программы подготовки в ШОЗ;
Характеристику отдельных ШОЗ за
рубежом и в России;
уметь:
Обосновывать необходимость введения ШОЗ в России;
Проводить критический анализ литературы по проблемам деятельности ШОЗ;
Обсуждать и высказывать свою позицию по проблемам подготовки в ШОЗ.
Слайд 23Школы (клубы) для пациентов и лиц с факторами риска
– организационная
форма обучения целевых групп населения по приоритетным для данной группы
проблемам укрепления и сохранения здоровья.
Слайд 24Школы здоровья для различных целевых групп (больные и члены их
семей,
лица с факторами риска и др.)
существуют в форме постоянно действующего
интерактивного общения (например, «коронарные клубы», «школы больных сахарным диабетом», «школы больных астмой», «школы больных гипертонией » и др.).
Школы пациентов (здоровья) предполагают наличие унифицированных программ подготовки преподавателей и обучаемых, а также соответствующего информационного обеспечения.
Слайд 25Подготовка в ШОЗ может проходить :
– В виде долгосрочных и
прерывистых циклов обучения;
– В виде краткосрочного обучения (курсы по конкретным
узким темам, летние школы.
Слайд 26Обзор Ассоциации школ общественного здравоохранения позволяет выделить 6 формальных типов
образовательных структур:
Факультет общественного здравоохранения в медицинском институте;
Кафедра общественного здравоохранения на
медицинском факультете университета;
Кафедра общественного здравоохранения в других школах (например, школах социальных наук), университетах и межфакультетских программах;
Школы общественного здравоохранения как подразделения министерств здравоохранения;
Отдельный (самостоятельный) институт общественного здравоохранения;
Независимый научно-исследовательский институт внутри университета.
Слайд 27В учебных планах и программах около 30 ШОЗ наиболее часто
встречаются следующие основные дисциплины:
Введение в общественное здоровье;
Менеджмент общественного здравоохранения;
Эпидемиология;
Биостатистика;
Основы психологии;
Охрана
окружающей среды.
Слайд 28Программы ШОЗ должны:
Формировать у обучающихся установку на лидерство (специалистам общественного
здравоохранения требуются навыки лидеров, чтобы возглавлять коллективы специалистов и вовлекать
в работу представителей общественности и населения) с целью достижения здоровья для всех;
Обеспечивать знания о состоянии здоровья и о системах здравоохранения в странах Европы; предоставлять возможность проведения в некоторых случаях углубленных исследований (как часть учебного курса);
Вовлекать в обучение представителей всех профессий, имеющих отношение к общественному здравоохранению;
Вовлекать в обучение тех, кто уже имеет достаточный опыт в своей области;
Стремиться, чтобы обучение как можно больше соответствовало реальным условиям будущей деятельности.
Слайд 29Основные составляющие учебной программы:
Эпидемиология острых и хронических заболеваний;
Проблемы здоровья
матери, ребенка, подростка, взрослого и пожилого человека;
Экономика здравоохранения (в том
числе анализ затрат и результатов);
Социологические аспекты здоровья;
Факторы риска окружающей среды и профессиональные факторы риска;
Питание;
Просвещение, основы здорового образа жизни;
Информационные системы, мониторинг и методы проведения научных исследований;
Национальные системы здравоохранения и их деятельность;
Глобальное здоровье;
Менеджмент: принципы и методы.
Слайд 30Недостатки
Чрезмерный акцент на подготовке специалистов для оказания высокоспециализированной помощи в
стационарных условиях.
Недостаточное развитие амбулаторной помощи.
Отсутствие навыков работы в составе группы
для оказания медико-санитарной помощи.
Недостаточные знания и навыки в области первичной медицинской помощи, особенно профилактической, у врачей общей практики.
Слабые навыки коммуникации.
Недостаточные знания по общественному здравоохранению общественному здоровью.
Недостаточные знания по информатике.
Слабые навыки по организации направлений пациентов к врачам-специалистам .
Слабые навыки в области управления.
Излишняя концентрация в процессе подготовки специалистов напатогенетической модели медицины.
Слайд 31
Факультет управления здравоохранением ММА им. И.М.Сеченова создан в 1996 году
и осуществляет двухлетнюю подготовку ординаторов по специальности «Организация здравоохранения и
общественное здоровье» по программе 3456 часов.