Слайд 1Введение в психологическое консультирование
Панова Т.В.
Слайд 2КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи
(консультирования).
Слайд 3Консультативная психология
исходит из представления о том, что с помощью специально
организованного процесса общения у обратившегося за помощью могут быть актуализированы
дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации.
Слайд 45 вопросов консультативной психологии
1) в чем суть процесса, возникающего
между человеком, оказавшимся в трудной ситуации и обращающимся за помощью
(клиентом), и человеком, ее оказывающим (консультантом);
Слайд 55 вопросов консультативной психологии
2) каковы должны быть личностные черты, установки,
знания и умения консультанта;
3) какие резервы, внутренние силы клиента
могут быть актуализированы в процессе консультирования;
Слайд 65 вопросов консультативной психологии
4) какие особенности налагает на процесс консультирования
особая ситуация, сложившаяся в жизни клиента;
5) каковы те приемы или
техника, которые могут быть сознательно использованы консультантом в процессе оказания помощи.
Слайд 7Специфика процесса консультирования:
отказ от концепции болезни, большее внимание к ситуации
и личностным ресурсам;
особые взаимоотношения между консультантом и клиентом, порождающим
дополнительные возможности самостоятельного преодоления трудностей клиентом.
Слайд 8Спецификой психологического консультирования
является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на
информационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется
психологическое консультирование.
Слайд 9Консультативная психология
базируется на социальной, клинической и дифференциальной психологии, психологии личности
и тестологии.
Слайд 10Виды психологического консультирования
(Б.Д. Карвасарский):
Проблемно-ориентированное консультирование (consulting). Акцент здесь делается
на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Цель работы с
клиентом: формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль.
Слайд 11Виды психологического консультирования
(Б.Д. Карвасарский):
Личностно-ориентированное консультирование (counseling). Центрировано на анализе
индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных личностных стереотипов, предотвращении
подобных проблем в будущем. Консультант здесь принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из многочисленных психоаналитических и постпсихоаналитических течений западной психотерапии. Прежде всего, сюда следует отнести техники гештальтерапии, гуманистической психотерапии.
Слайд 12Виды психологического консультирования
(Б.Д. Карвасарский):
Решение-ориентированное консультирование (solution talk). Упор здесь
делается на активацию собственных ресурсов клиента для решения проблемы. Представители
этого подхода обращают внимание на тот факт, что анализ причин проблемы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента, что является препятствием к сотрудничеству психолога-консультанта и клиента. Много приемов, используемых в рамках этого подхода, взято из краткосрочной позитивной терапии.
Слайд 13Психоаналитическое направление
Консультант сохраняет личную анонимность, чтобы клиент мог свободно
проецировать на него свои чувства. Основное внимание уделяется уменьшению сопротивления,
возникающего при анализе реакций переноса клиента, и установлению более рационального контроля. Консультант интерпретирует поставляемый клиентом материал и стремится научить клиента увязывать свое настоящее поведение с событиями прошлого
Слайд 14Адлерианское направление
Акцентируется разделение ответственности между консультантом и клиентом, обоюдное
доверие и уважение, равноценность позиций, установление общих целей консультирования
Слайд 15Терапия поведения
Консультант является активной и директивной стороной; он исполняет
роль учителя, тренера, стремясь научить клиента более эффективному поведению. Клиент
должен активно апробировать новые способы поведения. Вместо личных отношений между консультантом и клиентом устанавливаются рабочие отношения для выполнения процедур обучения
Слайд 16Рационально-эмоциональная терапия (A. Ellis)
Консультант выполняет роль учителя, а клиент
- ученика. Личным отношениям консультанта с клиентом не придается значения.
Клиент побуждается к пониманию своих проблем и на основе этого понимания — к изменению своего поведения, основываясь на рациональных предпосылках
Слайд 17Ориентированная на клиента терапия (C. Rogers)
Консультативный контакт составляет сущность
процесса консультирования. Особенно подчеркиваются искренность, теплота, эмпатия, уважение, поддержка со
стороны консультанта и "передача" этих установок клиентам. Усвоенные во время консультативного контакта навыки клиент переносит на другие отношения
Слайд 18Экзистенциальная терапия
Основная задача консультанта — вжиться в экзистенцию клиента
и завязать с ним аутентичную связь. Контактируя с консультантом, клиент
раскрывает свою уникальность. Отношение между консультантом и клиентом понимается как контакт "человек — человек", идентичный встрече двух равноценных людей "здесь и теперь". Во время консультативного контакта меняется как консультант, так и клиент
Слайд 19Основные модели или парадигмы консультирования
1) тренинг жизненных навыков;
2)
тренинг человеческих взаимоотношений и коммуникативных навыков;
3) тренинг в решении
проблем и принятии решений;
Слайд 20Основные модели или парадигмы консультирования
4) тренинг в поддержании здорового образа
жизни;
5) ориентация и развитие способностей;
6) помощь в становлении
самоидентичности и личностном развитии.
Слайд 21ВАЖНО!!!!!!!!!!!!
Модели консультирования специфицируются и приспосабливаются в соответствии с жизненными ситуациями,
вызывающими психическую дезадаптацию, нарушения в развитии.
Слайд 22Назначение ПК:
психологическое обеспечение консультируемого оптимальной адаптации и самореализации за счет
актуализации его ресурсных возможностей для преодоления возникших затруднений.
Слайд 23Предмет ПК:
внутренний психологический мир (отношения, эмоционально-волевое регулирование, цели и т.д.)
Слайд 24Условия использования ПК:
желание клиента (обусловленное психологическими причинами);
готовность клиента принять ответственность
за изменение себя ради изменения своей жизненной ситуации.
Слайд 25Основные принципы ПК:
гуманность
позитивность
адекватность
системность
реалистичность
гибкость
Слайд 26Характер ПК:
совместная деятельность консультанта и клиента, направленная на одни и
те же цели.
Слайд 27Цель ПК:
разрешение личных, жизненных, социальных трудностей клиента за счет преодоления
психологических затруднений.
Слайд 28ВАЖНО!!!!!!!!!!
Вопрос определения целей консультирования не является простым, поскольку зависит от
потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации самого
консультанта.
Слайд 29Возможные цели ПК:
1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить
продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.
Слайд 30Возможные цели ПК:
2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с
новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.
Слайд 31Возможные цели ПК:
3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. (самостоятельные
поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля
ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п.)
Слайд 32Возможные цели ПК:
4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения.
Слайд 33Возможные цели ПК:
5. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности: необходимо
стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а
также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.
Слайд 34 Цель ПК (Ю.Алешина):
оказание психологической помощи, то есть разговор с
психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании
взаимоотношений с окружающими
Слайд 35Задачи ПК:
1. Выслушивание клиента, в результате чего должно расшириться
его представление о себе и собственной ситуации, возникнуть пища для
размышлений
Слайд 36Задачи ПК:
2. Облегчение эмоционального состояния клиента, то есть благодаря работе
психолога-консультанта клиенту должно стать легче.
Слайд 37Задачи ПК:
3. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним.
Слайд 38Задачи ПК:
4. Помощь психолога в определении того, что именно и
как можно изменить в ситуации
Слайд 39Г.С. Абрамова Главная задача психолога-консультанта
создать для нормального, психически здорового клиента
условия, в которых он начал бы создавать осознанные нешаблонные способы
действия, которые позволили бы ему действовать в соответствии с возможностями культуры.
Слайд 40Р. Кочюнас Целью психологического консультирования
является появление у клиента черт
зрелой личности.
ВАЖНО!!!!
Первоочередная задача – появление черт зрелой личности у
самого психолога-консультанта.
Слайд 41Результат ПК:
изменение внутреннего психологического мира клиента, способствующее адаптации и самореализации
клиента.
Слайд 42В качестве конкретных результатов ПК могут быть:
повышение информированности клиента;
понимание
причин затруднений;
отреагирование накопившегося напряжения;
выработка новых взглядов на жизненную ситуацию;
поиск и
актуализация ресурсов;
Слайд 43В качестве конкретных результатов ПК могут быть:
самоуважение, изменение самооценки;
освоение новых
способов поведения и способов самостоятельного решения сложных жизненных вопросов;
Слайд 44В качестве конкретных результатов ПК могут быть:
разрешение негативных установок и
норм поведения;
формирование новых жизненных целей, ценностей и перспектив.
ВАЖНО!!!!
Клиент должен быть
активен, самостоятельно разрешать свои проблемы. Но с помощью психолога.
Слайд 45Основные отличия ПК от психокоррекции и психотерапии
Более широкая сфера
применения по сравнению с клинической практикой, обращенность к проблемам психически
здоровых людей.
Слайд 46Основные отличия ПК от психокоррекции и психотерапии
Ориентация на здоровые стороны
личности клиента, отказ от концепции болезни в процессе работы с
ним, признание прав клиента на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезненных явлений.
Слайд 47Основные отличия ПК от психокоррекции и психотерапии
Работа преимущественно с ситуационными
проблемами, решаемыми на уровне сознания, в отличие от ориентации на
глубинный анализ проблем и работу с бессознательным в психотерапии.
Слайд 48Основные отличия ПК от психокоррекции и психотерапии
Большая субъект-субъектность, диалогичность общения
психолога-консультанта и клиента.
Слайд 49Основные отличия ПК от психокоррекции и психотерапии
Ориентация на большую активность
и самостоятельность клиента в процессе работы с ним, пробуждение внутренних
ресурсов человека.
Слайд 50Основные отличия ПК от психокоррекции и психотерапии
Ориентация на более широкое
использование данных, полученных в эмпирических исследованиях, организованных по экспериментальному плану,
с использованием для анализа результатов методов математической статистики.
Слайд 51Основные отличия ПК от психотерапии (Ю.Е.Алешина)
Отличия, связанные с характером жалобы
клиента. В случае психологического консультирования клиент жалуется на трудности в
межличностных отношениях или осуществлении какой-либо деятельности. В случае, ориентированном на психотерапию, клиент жалуется на невозможность контролировать себя.
Слайд 52Основные отличия ПК от психотерапии (Ю.Е.Алешина)
Отличия, связанные с процессом диагностики.
В психологическом консультировании диагностика преимущественно направлена на события настоящего и
недалекого прошлого. При этом значительное внимание уделяется конкретному поведению, межличностным отношениям. В значительной части психотерапевтических подходов диагностика преимущественно направлена на события далекого детства и юности (вероятное время получения психологической травмы). Значительное внимание также уделяется анализу бессознательного – исследуются сны, ассоциации.
Слайд 53Основные отличия ПК от психотерапии (Ю.Е.Алешина)
Отличия, связанные с процессом оказания
воздействия. Основой психологического консультирования является, прежде всего, изменение установок клиента
на других людей и на различные формы взаимоотношений с ними. В значительной части психотерапевтических подходов гораздо большее внимание уделяется взаимоотношениям между клиентом и психотерапевтом, анализ которых в терминах переноса и контрпереноса является одним из важнейших средств углубления и расширения возможностей воздействия.
Слайд 54Основные отличия ПК от психотерапии (Ю.Е.Алешина)
Отличия, связанные со сроками работы.
Психологическое консультирование чаще всего является краткосрочным и редко превышает 5
– 6 встреч с клиентом. Психотерапия зачастую ориентирована на десятки, а то и сотни встреч в течение ряда лет.
Слайд 55Основные отличия ПК от психотерапии (Ю.Е.Алешина)
Отличия, связанные с типом клиентов.
Клиентом в психологическом консультировании может быть практически любой человек. Большинство
направлений психотерапии ориентировано на лиц с невротическими расстройствами, с высоким уровнем развития склонности к самонаблюдению и самоанализу, способных оплачивать часто дорогой и длительный курс лечения, обладающих для этого достаточным количеством времени и мотивацией.
Слайд 56Основные отличия ПК от психотерапии (Ю.Е.Алешина)
Отличия в требованиях к уровню
подготовки специалиста, оказывающего воздействие. Психологу-консультанту необходим психологический диплом и некоторая
дополнительная специальная подготовка в области теории и практики психологического консультирования, которая может быть не особенно длительной. Психотерапевт должен иметь медицинское образование и сертификат, удостоверяющий его право работать в рамках того направления психотерапии, которое он избрал.