Слайд 1Введение в психологию.
Психология сознания
Слайд 2Психология как наука
ПСИХОЛОГИЯ (от греч. psyche — душа + logos
— учение, наука) — наука о закономерностях развития и функционирования
психики как особой формы жизнедеятельности.
ПСИХИКА (от греч. psychikos — душевный) — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.
Слайд 3Психология как наука
Объект психологии – высокоорганизованные живые существа, носители психики
Предмет
психологии –
психика
Слайд 4Исторический взгляд на предмет психологии
VI век до н.э. – V
век н.э.: предмет психологии – душа.
Платон: Идея (эйдос) любой вещи или
существа — это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа.
Слайд 5Исторический взгляд на предмет психологии
Аристотель: душа – не самостоятельная сущность,
а форма, способ организации живого тела.
Душа обладает различными способностями
как ступенями ее развития: растительной, чувственной и умственной (присущей только человеку).
Разум в его высшем, сущностном выражении есть нечто отличное от тела. Иерархия уровней познавательной деятельности завершалась "верховным разумом", который не смешивался ни с чем телесным и внешним.
«Если бы глаз был живым существом, его душой было бы зрение»
Аристотель
Слайд 6Исторический взгляд на предмет психологии
Блаженный Августин
Фома Аквинский
Средневековье:
Схоластика (греч. σχολαστικός —
учёный школьный) — систематическая средневековая философия, представляющая собой синтез христианского (католического)
богословия и логики Аристотеля.
Слайд 7Исторический взгляд на предмет психологии
Эпоха Возрождения:
Немецкие схоласты Р. Гоклениус и
О. Кассман впервые ввели термин «психология» (1590).
Слайд 8Исторический взгляд на предмет психологии
Рене Декарт (1596—1650):
развил учение о сознании
в контексте психофизической проблемы,
ввёл критерий для выделения психики,
ввёл понятие
рефлекса, положив тем самым начало естественнонаучному изучению поведения животных и человека.
Эпоха Просвещения:
Слайд 9Исторический взгляд на предмет психологии
Томас Гоббс (1588—1679):
В мире нет ничего,
кроме материальных тел;
Ассоциации – это связанные следы ощущений;
Ассоциации –
универсальный закон психологии.
Слайд 10Исторический взгляд на предмет психологии
Джон Локк (1632 - 1704):
«Нет ничего
в разуме, чего не было бы в чувстве»;
Образование простых идей
из сложных путём различных операций (соединение, сопоставление и т.д.);
Ассоциация – «неверное, т. е. не отвечающее естественному соотношению, соединение идей, когда идеи, сами по себе не родственные, в умах некоторых людей соединяются так, что очень трудно разделить их».
Слайд 11Определение сознания
Сознание — форма отражения объективной действительности в психике человека.
Сознание
– способность воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы
такого воспроизведения на разных его уровнях.
Слайд 12Классическая психология сознания
Структурная психология сознания (В.Вундт Э.Титченер)
Функциональная психология сознания (У.Джеймс)
Слайд 13Структурная психология сознания
В. Вундт определил основные
задачи психологии:
1) анализ процесса
сознания методом самонаблюдения;
2) выявление элементов сознания;
3) установление закономерностей их соединения.
Слайд 14Структурная психология сознания
Структура и свойства сознания по В. Вундту:
Структура: Поле
сознания и фокус сознания (поле внимания)
Свойства:
ритмичность (связанность, группировка впечатлений) –
сознание есть структура
неоднородность – центр и периферия
имеет объем – количество простых впечатлений, которое испытуемый в данное время воспринимает как единое целое (7+\-2)
Слайд 15Структурная психология сознания
Как работает сознание?
Механизм взаимодействия элементов сознания (простых ощущений)
— ассоциация
Процесс вхождения в фокус сознания нового образа называется апперцепцией
Слайд 16Структурная психология сознания
Э. Титченер – основатель структурализма
Изучал элементы сознания
Предложил метафору
«Волны сознания», осознаваемое то, что лежит на гребне волны (в
поле внимания).
Слайд 17Структурная психология сознания
Э. Титченер ввел метафору волны для объяснения феномена
внимания. Тем самым он подчеркивал прерывный характер внимания, т.е. утверждал,
что в каждый момент времени только одно содержание достигает «гребня волны внимания» (апперцепции).
Он описал явление «аккомодации» внимания – преимущественного апперцептирования того содержания, которое лучше согласуется с предыдущим.
Слайд 18Функциональная психология сознания
У. Джеймс - основатель функционального подхода
Сознание — это поток,
река, в которой мысли, ощущения, воспоминания, внезапные ассоциации постоянно перебивают
друг друга и причудливо, «нелогично» переплетаются
Слайд 19Функциональная психология сознания
4 свойства сознания:
1) каждое "состояние сознания" стремится быть
частью личного сознания;
2) в границах личного сознания его состояния изменчивы;
3)
всякое личное сознание представляет непрерывную последовательность ощущений;
4) одни объекты оно воспринимает охотно, другие отвергает и вообще все время делает между ними выбор.
Слайд 20Функциональная психология сознания
Бессознательное или неосознаваемое — совокупность психических процессов, в отношении
которых отсутствует субъективный контроль.
Различают:
неосознаваемые механизмы сознательных действий;
неосознаваемые побудители
сознательных действий;
"надсознательные" процессы.
Слайд 21Современные представления о сознании. Законы работы сознания:
1. Закон Юма: случайные
события должны всегда оправдываться в сознании человека неслучайными причинами.
2.
Закон Фрейда - Фестингера: механизм сознания, столкнувшись с противоречивой информацией, начинает свою работу с того, что пытается исказить эту информацию или вообще удалить её с поверхности сознания.
3. Закон разрыва шаблона: неожиданная смена контекста вызывает эмоциональный шок и сбой в поведении до тех пор, пока в результате работы защитного пояса сознания не произойдёт переинтерпретация ситуации, не будет найден новый контекст, с точки зрения которого и будет далее рассматриваться эта ситуация.
Слайд 22Законы работы сознания
4. Закон Узнадзе: нарушение ситуативной закономерности ведёт к разрушению
привычных схем поведения, к затруднениям в принятии самых простых решений,
вызывает сбой в поведении.
5. Закон Джеймса: всё неизменное исчезает из сознания, т. е. перестает осознаваться, или же происходит изменение данного сознанию представления об этом неизменном. Иначе говоря, осознаваться может только такая информация, которая меняется либо объективно, либо субъективно.
6. Закон классификации: любой конкретный стимул (объект) всегда появляется в поверхностном содержании сознания лишь в качестве члена некоего класса стимулов (объектов), при этом класс не может состоять только из одного члена.
Слайд 23Функции сознания
отражательная,
порождающая (творчески-креативная),
регулятивно-оценочная,
рефлексивная функция – основная функция,
характеризует сущность сознания.
В качестве объекта рефлексии могут выступать:
отражение
мира,
мышление о нем,
способы регуляции человеком своего поведения,
сами процессы рефлексии,
свое личное сознание.
Слайд 24Свойства сознания
• реактивность;
• чувствительность;
• диалогизм;
• полифоничность;
• спонтанность развития;
• рефлективность.