Слайд 1Введение в техносферную безопасность
Направление подготовки
20.03.01 ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Квалификации:
Академический бакалавр
Прикладной бакалавр
Слайд 2обеспечение безопасности человека в современном мире,
формирование комфортной для жизни
и деятельности человека техносферы,
минимизацию техногенного воздействия на окружающую среду,
сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирования.
Область профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата
Слайд 3Объекты профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата
человек и опасности, связанные с
человеческой деятельностью;
опасности среды обитания, связанные с деятельностью человека;
опасности среды обитания,
связанные с опасными природными явлениями;
опасные технологические процессы и производства;
нормативно-правовая документация по вопросам обеспечения безопасности;
методы и средства оценки опасностей, риска;
методы и средства защиты человека и среды обитания от опасностей;
правила нормирования опасностей и антропогенного воздействия на окружающую природную среду;
методы, средства спасения человека.
Слайд 4Виды профессиональной деятельности выпускников программ академического бакалавриата
ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
участие в проектных
работах в составе коллектива в области создания средств обеспечения безопасности
и защиты человека от техногенных и антропогенных воздействий, разработке разделов проектов, связанных с вопросами безопасности, самостоятельная разработка отдельных проектных вопросов среднего уровня сложности;
идентификация источников опасностей на предприятии, определение уровней опасностей;
определение зон повышенного техногенного риска;
подготовка проектно-конструкторской документации разрабатываемых изделий и устройств с применением САПР;
участие в разработке требований безопасности при подготовке обоснований инвестиций и проектов;
участие в разработке средств спасения и организационно-технических мероприятий по защите территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций;
Слайд 5Виды профессиональной деятельности выпускников программ академического бакалавриата
СЕРВИСНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
эксплуатация средств защиты;
проведение
контроля состояния средств защиты;
эксплуатация средств контроля безопасности;
выбор известных методов (систем)
защиты человека и среды обитания и ликвидации чрезвычайных ситуаций применительно к конкретным условиям;
составление инструкций безопасности;
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
обучение рабочих и служащих требованиям безопасности;
участие в деятельности по защите человека и среды обитания на уровне предприятия, а также деятельности предприятий в чрезвычайных ситуациях;
участие в разработке нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения безопасности на уровне предприятия;
Слайд 6Виды профессиональной деятельности выпускников программ академического бакалавриата
ЭКСПЕРТНАЯ, НАДЗОРНАЯ И ИНСПЕКЦИОННО-АУДИТОРСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
выполнение мониторинга полей и источников опасностей в среде обитания;
участие в
проведении экспертизы безопасности, экологической экспертизы;
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
участие в выполнении научных исследований в области безопасности под руководством и в составе коллектива, выполнение экспериментов и обработка их результатов;
комплексный анализ опасностей техносферы;
участие в исследованиях воздействия антропогенных факторов и стихийных явлений на промышленные объекты;
подготовка и оформление отчетов по научно-исследовательским работам.
Слайд 7Общекультурные компетенции (ОК):
владением компетенциями сохранения здоровья (знание и соблюдение
норм здорового образа жизни; физическая культура) (ОК-1);
владением компетенциями ценностно-смысловой ориентации
(понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления) (ОК-2);
владением компетенциями гражданственности (знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свободы и ответственности) (ОК-3);
владением компетенциями самосовершенствования (сознание необходимости, потребность и способность учиться) (ОК-4);
владением компетенциями социального взаимодействия: способностью использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности, готовностью к сотрудничеству, расовой, национальной, религиозной терпимости, умением погашать конфликты, способностью к социальной адаптации, коммуникативностью, толерантностью (ОК-5);
Слайд 8Общекультурные компетенции (ОК):
способностью организовать свою работу ради достижения поставленных
целей; готовностью к использованию инновационных идей (ОК-6);
владением культурой безопасности и
рискориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности (ОК-7);
способностью работать самостоятельно (ОК-8);
способностью принимать решения в пределах своих полномочий (ОК-9);
способностью к познавательной деятельности (ОК-10);
способностью к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций (ОК-11);
Слайд 9Общекультурные компетенции (ОК):
способностью использования основных программных средств, умением пользоваться
глобальными информационными ресурсами, владением современными средствами телекоммуникаций, способностью использовать навыки
работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);
владением письменной и устной речью на русском языке, способностью использовать профессионально-ориентированную риторику, владением методами создания понятных текстов, способностью осуществлять социальное взаимодействие на одном из иностранных языков (ОК-13);
способностью использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности (ОК-14);
готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15).
Слайд 10Общепрофессиональные компетенции (ОК):
способностью учитывать современные тенденции развития техники и
технологий в области обеспечения техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники,
информационных технологий в своей профессиональной деятельности (ОПК-1);
способностью использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов профессиональной деятельности (ОПК-2);
способностью ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности (ОПК-3);
способностью пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и окружающей среды (ОПК-4);
готовностью к выполнению профессиональных функций при работе в коллективе (ОПК-5).
Слайд 11Профессиональные компетенции (ОК):
ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
способностью принимать участие в инженерных разработках
среднего уровня сложности в составе коллектива (ПК-1);
способностью разрабатывать и использовать
графическую документацию (ПК-2);
способностью оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники (ПК-3);
способностью использовать методы расчетов элементов технологического оборудования по критериям работоспособности и надежности (ПК-4);
Слайд 12Профессиональные компетенции (ОК):
СЕРВИСНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
способностью ориентироваться в основных методах и
системах обеспечения техносферной безопасности, обоснованно выбирать известные устройства, системы и
методы защиты человека и окружающей среды от опасностей (ПК-5);
способностью принимать участие в установке (монтаже), эксплуатации средств защиты (ПК-6);
способностью принимать участие в организации и проведении технического обслуживания средств защиты (ПК-7);
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
готовностью использовать знания по организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики (ПК-8;
способностью использовать знание организационных основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях (ПК-9);
Слайд 13Профессиональные компетенции (ОК):
ЭКСПЕРТНАЯ, НАДЗОРНАЯ И ИНСПЕКЦИОННО-АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
способностью определять нормативные
уровни допустимых негативных воздействий на человека и окружающую среду (ПК-10);
способностью
проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации (ПК-11);
способностью анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов (ПК-12);
способностью определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска (ПК-13);
Слайд 14Профессиональные компетенции (ОК):
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
способностью принимать участие в научно-исследовательских разработках
по профилю подготовки: систематизировать информацию по теме исследований, принимать участие
в экспериментах, обрабатывать полученные данные (ПК-15);
способностью решать задачи профессиональной деятельности в составе научно-исследовательского коллектива (ПК-16);
способностью использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач (ПК-17);
способностью применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных (ПК-18).