Слайд 1Выдающиеся испанцы
Искусство вне стилей
Слайд 2Испания с 8-15 вв.
Завоевание маврами (арабами);
Реконкиста
Средневековье – борьба против
чужеземцев;
Воинственное христианство – народный религиозный фанатизм;
Соприкосновение и отторжение двух культур:
Христианской и Исламской.
Слайд 3Альгамбра
«красный замок»
Основное развитие получил во времена правления мусульманской династии
Насридов (1230—1492), при которых Гранада стала столицей Гранадского эмирата, а
Альгамбра — их резиденцией (сохранившиеся дворцы относятся преимущественно к XIV веку).
В состав обширного комплекса, заключенного в крепостные стены с башнями, входили мечети, жилые дома, бани, сады, склады, кладбище.
Слайд 8Влияние
Архитектура Кастилии, Арагона впитывает сказочность мусульманского зодчества.
Иногда церкви строились
на месте мусульманских мечетей и минареты переделывали в колокольни.
Подковообразные арки,
хрупкие аркады, плоскостной кружевной декор
Соединение этого с готикой получило название - мудехар…
Слайд 12ворота пуэрта дель соль в толедо
Слайд 13Платереско
Фасад Саламанкского университета
Platero, — ювелирный, от исп. plata, серебро. Подразумевается тонкое,
подобное ювелирному, украшение зданий. Является испанским вариантом Ренессанса.
Слайд 15ГУАС ХУАН
Известный также как Вас (около 1496, Толедо), архитектор,
центральная фигура среди группы испанских архитекторов, которые разработали стиль Изабеллин
— соединение средневековых форм, орнаментов испанских мусульман и итальянской пространственной композиции.
Гуас считается самым изящным архитектором конца 15 столетия в Испании, он создал проекты церквей и жилых зданий, которые стали образцами для подражания для более поздних поколений испанских архитекторов.
Его главными работами были церковь “Сан Хуан де лос Реес” (Толедо, начало строительства — примерно 1478), дворец “Инфантадо” (Гвадалахара, 1480 —1483) и часовня святого Георгия (Валладолид, 1488).
Слайд 17Испанская формула портрета
Хуан Пантоха де ла Крус
Портрет дона Диего де
Вильмайор
1609
Слайд 18Хуан Пантоха де ла Крус
Портрет эрцгерцогини Изабеллы
1599.
Слайд 19Особенности испанского портрета
Испанские аристократы отличались чопорностью и спесью.
Они не требовали,
чтобы их писали красивыми, ибо гордились собой такими, каковы они
есть.
Портрет должен выражать их сословное достоинство.
Они как правило в черном, холодные и неприступные, спокойно-важные, стоящие очень прямо.
Слайд 20Эль Гре́ко
Мужской портрет
1578-1583
Слайд 21Доменико Теотокопули
«Это великий живописец, произведения которого достойны вечной славы, но
этот особенный мастер шел всегда одиноко по своему пути».
Экспрессионизм и
религиозность.
Слайд 22Эль Греко
Первый великий испанский живописец – Доменико Теотокопули (грек с
острова Крит).
Ученик Тициана. Стал знаменитым венецианским колористом.
В 1576 году в
возрасте 35 лет поселился в Толедо.
Слайд 23«Портрет старика»
(предположительно автопортрет)
Слайд 26Толедо страсть художника
Он считал Толедо своей настоящей родиной и его
вдохновителем.
Он писал ее отдельно, и как фон своих религиозных картин,
и даже в картине изображающей Лаокоона.
Слайд 28Известно, что в юности Эль Греко обучался иконописи (влияние византийского
иконописного стиля отмечено во многих его работах), в 1983 году
на острове Сирос была найдена икона «Успение Богоматери» с его греческой подписью.
В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина.
Слайд 29Эль Греко
Успение Богородицы ок. 1567 года.
Слайд 30Апостолы Пётр и Павел. 1592
Государственный Эрмитаж.
Слайд 31Эль Греко «Погребение графа Оргаса»
1586
Слайд 36фигуры
Вытягиваются
Деформируются
Тянутся ввысь
Новаторство в том, что он делает это намеренно –
индивидуальный стиль Художника.
Слайд 37Особое пространство
Анатомические деформации в закономерном соответствии с деформациями пространства.
Фигура как
будто сливает в себе далекие и близкие пространственные слои: уплывает
вдаль и ввысь и остается на первом плане внизу.
Слайд 41Апостоладос (1610-1614)
Большие циклы, многие из которых ныне рассеяны по различным
музеям.
Тем не менее самые значительные из них, которые относятся
к позднему периоду творчества мастера, можно увидеть в Толедо — в сакристии собора (1605—1610) и в Доме-музее Эль Греко (1610—1614).
Слайд 42Доменико Теотокопули (Эль Греко)
Апостол Иоанн
1610-14. Холст, масло. Дом-музей
Эль Греко, Толедо.
Слайд 43Доменико Теотокопули (Эль Греко) Святой Иоанн Богослов и Святой Франциск
Ок
1595-1608. Масло, холст. Прадо, Мадрид, Испания.
Слайд 44Эль Греко
Христос Вседржитель
1600
Слайд 45Свет
Призрачные вспышки света
Нет реально обоснованного единого источника
Грозовое освещение, вспышка молнии
Слайд 47Доменико Теотокопули (Эль Греко) Толедо в грозу
1610—14. Холст, масло. Метрополитен-музей,
Нью-Йорк.
Слайд 49Сей дивный - из порфира - гробовой
Затвор сокрыл в
суровом царстве теней
Кисть нежную, от чьих прикосновений
Холст наливался
силою живой.
Сколь ни прославлен трубною Молвой,
А все ж достоин вящей славы гений,
Чье имя блещет с мраморных ступеней.
Почти его и путь продолжи свой.
Почиет Грек. Он завещал Природе
Искусство, а Искусству труд, Ириде
Палитру, тень Морфею, Фебу свет.
Сколь склеп ни мал, - рыданий многоводье
Он пьет, даруя вечной панихиде
Куренье древа савского в ответ.
Слайд 50Веласкес
Обучалса у художника Франсиско Пачеко, который был своим человеком в
интеллектуальной среде Севильи и среди духовенства, поскольку занимал должность цензора
и эксперта по церковной живописи при святейшей инквизиции в Севилье.
Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
Веласкес здесь подружился с будущим скульптором и живописцем Алонсо Кано и знаменитым испанским живописцем Франсиско де Сурбараном.
Слайд 57Пикассо Пабло
Серия Менины, 1957
Слайд 58Пикассо Пабло
Серия Менины, 1957
Слайд 59Пикассо Пабло
Серия Менины, 1957
Слайд 60Пикассо Пабло
Серия Менины, 1957
Слайд 61Веласкес Диего Портрет инфанты Маргариты, 1659
8 лет
Слайд 62Веласкес Диего
Портрет инфанты Маргариты в серо-розовом платье, 1660
9лет .
Слайд 64Дали
"Веласкес, пишущий портрет инфанты Маргариты в лучах и тени
собственной славы»,
1958
Слайд 66Притягательный образ инфанты Маргариты
Маноло Вальдес
Слайд 68Веласкес Диего
Пряхи, 1658,
Прадо, Мадрид
Слайд 69Тициан Вечелио Похищение Европы,
1559-62г,
Бостон, США, (Isabella Stewart Gardner Museum)