Слайд 1
Выполнила: Анохина Екатерина
гр. О11И11
Теория мотивации
Альдерфера
Слайд 2Альдерфер Клейтон Пол
(дата рождения 1940 год)
Психолог
из Йельского университета. Его теория потребностей – одна из наиболее
распространенных содержательных теорий мотивации. По мнению Альдерфера, людей заботят только три потребности — потребность существовать, потребность общаться с другими и потребность своего роста и развития. Он утверждал, что эти три потребности аналогичны потребностям, выделенным Маслоу.
Слайд 3 Теория Альдерфера относительно молодая, актуальная теория мотивации. Её
изучение будет полезным для практики
управления, так как она
открывает перспективы поиска эффективных форм мотивирования, создание условий для удовлетворения потребностей более высокого уровня.
Слайд 4В отличие от Маслоу, Альдерфер отрицал иерархическое
строение и необходимость их
строго последовательного
удовлетворения. Так, человек может, например, стремиться
к развитию, даже если
его экзистенциальные
или социальные потребности
не удовлетворены. Более того,
индивид может одновременно
иметь несколько доминирующих
потребностей.
Слайд 5 Маслоу утверждал, что неудовлетворенная потребность — ведущий мотиватор,
восхождение по пирамиде потребностей возможно только после удовлетворения предыдущего уровня.
ERG-теория вводит очень важное фрустрационно-регрессивное измерение: если удовлетворение более высокой потребности блокировано, возрастает стремление к более полному и частому удовлетворению низлежащей потребности, т. е. блокированная потребность делает более актуальной менее высокую потребность, которую индивид в состоянии удовлетворить.
Слайд 6 В целом ERG-теория в большей мере учитывает разнообразие
индивидуальных характеристик работников. Различия в образовании, воспитании, культурных корнях —
все это может оказывать влияние на приоритетность той или иной группы потребностей. Так, есть данные, что, например, у японцев социальные потребности имеют первостепенную важность и доминируют над остальными. Ряд исследований подтвердил концепцию Алдерфера, однако, по-видимому, ее скорее можно рассматривать как развитие идей Маслоу, чем как самостоятельную теорию.
Слайд 7Клейтон Альдерфер выявил недочеты в иерархической теории потребностей Маслоу и,
устраняя их, разработал собственную концепцию, известную как теория потребностей — ERG (existence, relatedness,
growth).
Е {existence) —
потребности существования
R (relatedness) —
социальные потребности
G {growth) —
потребности личностного роста
Слайд 8Потребности существования касаются выживания (физиологическое благополучие). Это потребности в еде, воздухе,
воде, в определенных условиях работы, в безопасности
Социальные потребности — потребности в связях,
удовлетворяемые значимыми общественными и межличностными отношениями, принадлежность к определенной группе
Потребности в росте связаны с внутренним стремлением человека к развитию
Слайд 9Наиболее существенное отличие теории
Альдерфера от теории Маслоу состоит
не в уменьшении
количества уровней
потребностей с 5 до 3, а в отрицании
иерархии этих
уровней. Вместо этого, по
теории Альдерфера, любой из
уровней или все три уровня
могут иметь существенное
значение в каждый
данный момент времени.
Наиболее существенное отличие теории
Альдерфера от теории Маслоу…
Слайд 10Альдерфер выделил 7 зависимостей (принципов) удовлетворения потребностей:
Чем менее удовлетворены потребности существования (Е),
тем сильнее они проявляются.
Чем слабее удовлетворены социальные (R) потребности, тем
сильнее действие потребностей существования (Е).
Чем полнее удовлетворены потребности существования (Е), тем активнее заявляют о себе социальные потребности (R).
Чем менее удовлетворены социальные потребности (R), тем более усиливается их действие.
Чем менее удовлетворены потребности личностного роста, самореализации (G), тем сильнее становятся социальные потребности (R).
Чем полнее удовлетворены социальные потребности (R), тем сильнее актуализируются потребности личностного роста (G).
Чем больше или меньше удовлетворены потребности личностного роста (G), тем активнее они проявляют себя.
Слайд 11 Теория ERG в целом обладает рядом сильных сторон,
присущих ранним содержательным теориям, но лишена многих свойственных им ограничений.
Однако остается фактом неспособность содержательных теорий объяснить всю сложность трудовой мотивации, и, за исключением возможного применения следствий из теории Герцберга для проектирования рабочего места, они не могут быть непосредственно транслированы в реальную практику управления человеческими ресурсами.