Слайд 1Выразительные средства художественного образа в фотоискусстве
Слайд 2Александр Родченко
1930-е годы –активный поиск фотографий «новой формации»
Слайд 3Посмотрим на мир с другой точки зрения
Ракурс-выразительный прием, взгляд на
предмет под углом с необычной точки зрения
Б. Игнатович «На стройке»
Слайд 4Лицо трубача приобретает собственную перспективу. Подбородок, губы, глаза и лоб-основные
точки, на которые опирается перспектива.
Слайд 5Ракурс подчеркивает высоту здания, она кажется головокружительной, позволяет всей фигуре
человека войти в кадр и приобрести динамику
Слайд 6«Чтобы приучить человека видеть с новых точек, необходимо снимать обыкновенные
хорошо знакомые ему предметы с совершенно неожиданных точек и в
неожиданных положениях, а новые объекты снимать с разных точек, давая полное представление об объекте.»
Слайд 7«Мы должны революционировать наше зрительное мышление»
Слайд 8«Мы строим новую жизнь и должны снимать по-новому»
Борис Игнатович
Слайд 9Стройки, механизмы, трубы, краны, новые дома выгодно смотрелись в ракурсе
Слайд 11Примеры использования ракурса
Предметы, снятые в ракурсе приобретают линии, ведущие глаз
за собой- способность ракурса придавать движение статичным фигурам
Слайд 12Ритм
Ритм – это повторение в определенной закономерности схожих элементов композиции
Слайд 13Тональное решение снимка очень лаконичное, но от этого не менее
интересное. Перед нами много снега и ограждение, уходящее вдаль. Пространство
состоит из двух частей: снег до горизонта и небо выше горизонта, – это понятно благодаря разному тону снега и горизонта. Горизонт – линия, отделяющая небо от снега, а с изобразительной точки зрения – граница тона снега и тона горизонта.
Слайд 14Тональный ритм – чередование одинаковых тонов изображения, иначе говоря, повторы
черного и белого или одинаковых оттенков серого. На фотографии Майкла Кенна, непревзойденного
мастера ритмических композиций, белые, черные и светлые тона чередуются с небольшим интервалом, уводя глаза в бесконечность, и снежное пространство становится похоже на море.
Слайд 16 Ритм в линиях – это повторения форм и линий изображения.
Наиболее простые композиции с использованием линейного ритма – это расположение
предметов в одной линии, слева направо, по диагонали, сверху вниз и снизу вверх. Пример линейного ритма – фотография Андрея Чежина.
Слайд 17Снимок становится интересным именно за счет ритмичности композиции. Эффектность чередования
статуй подчеркивается еще мелькающими за ними на заднем плане небольшими
кустами и камнями, которые расположены как бы между статуями и добавляют ритму акцент. Нужно обратить внимание также на тень, которая подчеркивает статуи и равномерность их расположения.
Слайд 18 Пример диагонального ритма – сад Пале Рояль на фотографии Владимира Антощенкова,
где ритмичная диагональ из уходящих в глубь сада ваз делает
композицию кадра устойчивой и придает ему хрупкость и ажурность.
Слайд 20Ритм ощущается перемещением глаза от одного элемента композиции к другому
– так возникает чувство движения. Зритель переживает восприятие ритма на
физическом уровне.
Слайд 22Фотография Александра Петросяна – лестница, уходящая вниз. Очень ритмичный кадр. Бесконечное
чередование ступеней, меняющих ритм по мере того, как они спускаются
к нижним этажам, ритм решетки, которая сама по себе состоит из повторений одинакового рисунка, лифт – чередование объемов разной формы, и самое главное, что всё это многообразие подчеркивается цветом, постепенно переходящим из одного в другой.
Слайд 23На фотографии Анри Картье-Брессона «Игроки в Тюильри» заритмовано и взгляду предоставлена возможность
почти бесконечно разгуливать по изображенному пространству, то увлекаясь чередованиями стволов
деревьев на заднем плане, то перескакивая вдруг на передний к таким же деревьям, расположенным между строго ритмичными оградами.
Слайд 24Вот пример сложного, но одновременно интересного ритмического решения снимка, сделанного Анри Картье-Брессоном.
Это бесконечные ритмические последовательности: ступеней, элементов ограды разного камня разных
форм, из которого выложена мостовая, камня кладки дома – сугубо геометричное пространство, из которого зрителя «выводит» фигура велосипедиста. Точнее, взгляд, блуждая по линиям и диагоналям, постепенно, следуя за ступеньками, перескакивая на камешки, приходит к главной смысловой точке кадра. Создается впечатление, что велосипедист выезжает из снимка. Движение – вот главный смысл использования ритма в этом кадре.
Слайд 25Снимки Аркадия Шайхета «Физкультурники» и «Комсомольцы-лыжники» – ритмические элементы кажутся частью окружающего их пространства;
все настолько геометрично, что фигуры людей уже скорее композиционные элементы
снимка, чем главные действующие лица.