Слайд 1«Взаимосвязь родительских установок и психологического благополучия матерей и взрослых детей»
Рецензент:
Кандидат психологических наук, старший преподаватель
Данилова М.В.
Выполнила:
Слушатель заочной формы обучения
Денисова А.В.
Научный руководитель:
Кандидат психологических наук, доцент
Трошихина Е.Г.
Санкт-Петербург 2017
Выпускная аттестационная работа
Слайд 2
Цель исследования:
изучить взаимосвязь родительских установок и психологического благополучия у
матерей и взрослых детей.
Задачи исследования:
Провести сравнительный анализ уровневых
и структурных характеристик показателей психологического благополучия матерей и детей.
Провести сравнительный анализ родительских установок матерей и детей.
Провести анализ взаимосвязей показателей родительских установок матерей и психологического благополучия взрослых детей.
Провести анализ взаимосвязей показателей психологического благополучия матерей и детей.
Провести анализ взаимосвязей родительских установок матерей и дочерей.
Провести анализ взаимосвязей родительских установок матерей и сыновей.
Слайд 3
Объект исследования:
психологическое благополучие.
Предмет исследования:
особенности взаимосвязи родительских установок и
психологического благополучия у матерей и их взрослых детей.
Слайд 4
Гипотезы исследования:
Предполагаем, что чем выше психологическое благополучие матери, тем
выше психологическое благополучие ее взрослого ребенка. Демократические родительские установки матери
способствуют формированию психологического благополучия ребенка.
Допускаем, что существует передача родительских установок между поколениями, а именно: матери с определенными родительскими установками, вероятно, будут иметь детей с подобными родительскими установками.
Слайд 5
Диагностические методики исследования:
1. Методика «Шкала самоуважения Розенберга» М.Розеберг;
2. Шкала
психологического благополучия К. Рифф (в адаптации Л.В.Жуковской, Е.Г.Трошихиной, 2011);
3.
Методика изучения родительских установок и реакций PARI (в адаптации Т.В.Архиреевой, 2000);
4. Методика «Отношение к работе» П. Войданофф;
5. Методика «Уровень удовлетворенности жизнью».
Слайд 6
В исследовании приняли участие
70 человек:
матери в возрасте от 42
до 61 года,
дети от 22 до 42 лет.
Всего: 35
пар мать-ребёнок. Из них:
матерей – 35 человек (50 %),
дочерей – 25 человек (35 %),
сыновей – 10 человек (15%).
Слайд 7
Таблица 2. Сравнение средних значений
по показателям психологического благополучия
у
взрослых детей с возрастными нормами
(22-42 лет)
Таблица 1. Сравнение средних
значений
по показателям психологического благополучия
у матерей с возрастными нормами
(40-65 лет)
Слайд 8Таблица 3. Средние значения показателей психологического благополучия, удовлетворенности жизнью и
самоуважения в парах матери-дети
Слайд 9Таблица 4. Средние значения по показателям
напряженность от работы и
помощь от работы
в парах матери-дети
Слайд 10Таблица 5. Средние значения шкал родительских установок в парах мать-дочь
Слайд 11Таблица 6. Средние значения показателей родительских установок сыновей
Слайд 12Рисунок 1. Взаимосвязь показателей психологического благополучия детей с родительскими установками
матерей
Слайд 13Рисунок 2. Взаимосвязь показателей самооценки, удовлетворенности жизнью, психологического благополучия матерей
и детей
Слайд 14Рисунок 3. Корреляции взаимосвязей родительских установок матерей и дочерей
Слайд 15Рисунок 4. Корреляции взаимосвязей родительских установок матерей и сыновей
Слайд 16Результаты проверки гипотез:
Подтвердилась гипотеза о том, что чем выше психологическое
благополучие матери, тем выше психологическое благополучие ее взрослого ребенка. Демократические
родительские установки матери способствуют формированию психологического благополучия ребенка.
Частично подтвердилась гипотеза о том, что существует передача родительских установок между поколениями.
Слайд 17Выводы:
1. У матерей нашей выборки значимо выше показатели по
шкалам «личностный рост», «позитивные отношения», «жизненные цели» и «самопринятие». А
у взрослых детей нашей выборки значимо выше показатели по шкалам «личностный рост», «позитивные отношения» и «жизненные цели». У матерей и у их взрослых детей значимо выше общий показатель психологического благополучия, по сравнению с нормативными значениями.
2. Уровневые характеристики психологического благополучия, удовлетворенности жизнью, самоуважения, показателей напряженности и помощи от работы у матерей и их взрослых детей значимо не различаются. Обнаружено только одно различие в значении «Личностный рост». Уровень выраженности личностного роста у взрослых детей выше, чем у их матерей. Матери с высоким психологическим благополучием воспитывают детей, психологическое благополучие которых также высоко.
3. Уровень выраженности ряда родительских установок выше у матерей, чем у их дочерей: «Ограничение матери ролью хозяйки дома», «Жертвенность» родителей», «Зависимость ребенка от матери», «Поощрение активности ребенка», «Невнимательность мужа», «Подавление сексуальности ребенка». Дочери меньше ограничиваются ролью жены и хозяйки дома, меньше чувствуют себя жертвами и измученными семейными обязанностями, и меньше заинтересованы в зависимости ребенка от себя. У матерей, и у дочерей установка «товарищеские отношения с детьми» имеет самый высокий показатель. Для обеих групп важна эмоциональная близость, обмен мыслями и чувствами, наличие общих интересов с детьми.
Слайд 18Выводы:
4. У взрослых сыновей наиболее высокие средние значения выявлены
по родительским установкам: «позволение ребёнку самоутверждаться», «воспитание самостоятельности» и «избегание
жестоких наказаний», а наиболее низкое среднее значение имеет установка «обманывание». Мужчины выборки заинтересованы в воспитании уверенного, самостоятельного ребенка и считают необходимым ненасильственное, открытое общение.
5. Анализ взаимосвязей родительских установок матерей и шкал психологического благополучия взрослых детей выявил, что пять из шести компонентов психологического благополучия детей имеют связи с родительскими установками матери. Чем более чуткие, участвующие в жизни ребёнка матери и чем менее они властные, тем выше психологическое благополучие взрослых детей. Невнимательность отцов к матерям отрицательно сказывается на автономности и формировании жизненных целей у их взрослых детей.
6. Чем выше психологическое благополучие матери, тем оно выше у ее взрослого ребенка. Компетентные, позитивно оценивающие себя, принимающие свои сильные и слабые стороны, умеющие ставить жизненные цели матери имеют автономных, компетентных и умеющих создавать теплые отношения взрослых детей.
7. Чем более матери строгие, заинтересованы в зависимости дочери, несамостоятельны в воспитании дочерей, ускоряют развитие дочери и считают своего мужа невнимательным, тем более их взрослые дочери также считают своего мужа невнимательным, и не заинтересованы в предоставлении ребенку возможности высказаться. Если мать оберегает дочь от трудностей, то взрослая дочь ограничивается ролью хозяйки дома, подавляет волю своего ребенка и заинтересована в его зависимости от себя.
8. Чем менее мать властная и доминантная, тем больше взрослый сын позволяет своему ребенку самоутверждаться, ориентирует его на изменения, считает внимательной к себе свою жену и не считает наказания приемлемым способом воспитания. Чем больше мать предоставляет возможности сыну высказаться, тем сын также будет больше настроен на поощрение проговаривания чувств ребенком, позволение ребёнку самоутверждаться, воспитание самостоятельности.