Слайд 1www.nspu.net
Андронникова Ольга Олеговна,
канд. психол.наук, доц.,
декан факультета психологии ФГБОУ
ВПО «НГПУ»
(Новосибирск)
Система профилактики суицидального поведения студентов в вузе
(на примере деятельности
психологической службы факультета психологии
ФГБОУ ВО «НГПУ»)
Слайд 2ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ
Центр практической психологии, как психологическая служба факультета
психологии, создан в 2015 году.
Направления деятельности Центра: научно-методическое, прикладное,
просветительское, консультативное.
Перед специалистами центра ставятся задачи по проведению научно-методической, коррекци-онной, профилактической и просветительской работы в области практической психологии и психологии образования; формированию профессиональной общности преподавателей и студентов; развитию практико-ориентированной деятельности студентов, направленной на развитие их профессиональных компетенций.
Слайд 3Направление деятельности Психологического центра
Психологический
центр
Работа по организации и методологическому обеспечению
образовательного процесса
Работа с преподавателями
Обучение студентов навыкам самостоятельной учебной деятельности
Мониторинг качества
образования
Работа по адаптации и подготовке студентов
Научная деятельность, в том числе хоздоговора, гранты
Слайд 4НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
общая
профилактика (обеспечение вовлечения всех студентов в жизнь факультета и университета
и предупреждение их учебно-профессиональных трудностей и социальной дезадаптации)
специальная профилактика (выявление и сопровождение всех учащихся, нуждающихся в особом психолого-педагогическом внимании, проведение с ними работы на индивидуальном уровне)
Слайд 5Реализация задач психологического сопровождения студентов факультета психологии
1. Формирование психологической гибкости
и навыков адаптивного поведения студентов:
психологическая диагностика личностных особенностей студентов
для выявления группы риска по адаптационным, коммуникативным и мотивационным характеристикам;
мероприятия по социально-психологической адаптации студентов ФП: адаптационный выезд со студентами 1 курса; оформление индивидуальных рекомендаций психолога студентам по социально-психологической и профессиональной адаптации; анкетирование студентов факультета по итогам сессии, разработка паспорта первокурсника и пр.
Слайд 6Адаптационный выезд
со студентами 1 курса, 2017 г.
Слайд 7Реализация задач психологического сопровождения студентов факультета психологии
3) методические рекомендации, программы,
просветительские материалы для студентов, абитуриентов, учащихся и их родителей, направленных
на социально-психологическую и профессиональную адаптацию студентов, практико-ориентированное обучение студентов и т.д.
Слайд 8Реализация задач психологического сопровождения студентов факультета психологии
4) научно-методическая помощь кураторам
студенческих групп 1-2 курсов в реализации мероприятий по адаптации студентов
факультета – кураторам групп предоставляются результаты диагностики студентов с выделением групп риска; консультирование кураторов по оказанию помощи студентам; посещение общежитий и кураторских часов (по запросам кураторов) и т.д.
Слайд 9Реализация задач психологического сопровождения студентов факультета психологии
2. Формирование активных жизненных
целей и ценностей, профессиональных перспектив, способности к самопознанию, саморегуляции, самовоспитанию,
саморазвитию и само-определению:
помощь студентам в подготовке публикаций, проведении научных исследований, участию в конференциях;
Слайд 10Реализация задач психологического сопровождения студентов факультета психологии
2) проведение круглых столов,
встреч вопросов и ответов со студентами факультета на актуальные учебные
темы (Психологическая подготовка к экзаменам, Тайм-менеджмент в жизни студента, Как успешно подготовить и защитить ВКР, Особенности адаптации первокурсника и др.);
Слайд 11Реализация задач психологического сопровождения студентов факультета психологии
3) привлечение студентов факультета
к просветительской и профориентационной деятельности - Дни открытых дверей университета;
профориентационные выездные мероприятия; реализация программ «Мастерская профориентации», «Школа юного психолога», Летняя школа психологии, экпресс-профдиагностика учащихся 8-11 классов;
Слайд 13Реализация задач психологического сопровождения студентов факультета психологии
4) разрабатываются методические рекоменда-ции,
просветительские материалы для учащихся образовательных учреждений и их родителей, специалистов
образовательных, социальных и других служб города (в т.ч. по запросу МВД г. Новосибирска): буклеты для родителей и педагогов по профилактике суицидов у детей и подростков, по профилактике вовлечения молодежи в экстремистскую деятельность, по профилактике бродяжничества и уходов детей из дома.
Слайд 15Реализация задач психологического сопровождения студентов факультета психологии
3.Повышение практической составляющей реализации
образовательных программ - приобщение студентов факультета психологии к практической психологической
деятельности: 1) проводятся мастер-классы, тренинги, обучающие семинары; организовывается практика на базе Центра; студенты старших курсов под руководством наставников проводят мастер-классы и тренинги для школьников и студентов младших курсов;
Слайд 16Реализация задач психологического сопровождения студентов факультета психологии
2) проводятся научно-практические семинары
по актуальным задачам психологии образования для студентов и педагогов университета,
педагогов и психологов ОУ, сотрудников социальных служб города и области (совместно с кафедрами) – всего за 3 года 12 мероприятий, которые посетило более 1700 чел. («Безопасность образовательной среды», 2015 г.; «Готовность психолога образовательного учреждения к работе с подростками с высоким суицидальным риском», 2016 г.; «Психологические технологии профилактики вовлечения молодежи в экстремистскую деятельность», 2016 г.; «Социально-психологические причины моббинга в подростковой среде», 2017 г.; «Этнопсихологические проблемы в современной школе»2016; «Медиация и медиативные технологии в практике школьного психолога», 2017 г.; «Специфика обучения школьников с разными индивидуально-типическими особенностями», 13 декабря 2017; «Трудный ребенок: теория и практика», 2018 и др.)
Слайд 17Реализация задач психологического сопровождения студентов факультета психологии (специальная профилактика)
4. Задачи
по обеспечению психологической поддержки и оказанию индивидуальной и групповой психологической
помощи реализуются через психологическое консультирование с целью диагностики, профилактики и коррекции психологических и профессиональных проблем абитуриентов, студентов, сотрудников вуза – всего за 3 года более 390 чел.
Слайд 18Перспективные задачи
работы Центра
проведение диагностики профессиональных склонностей и интересов,
профессионально важных качеств и готовности к профессиональной деятельности студентов всех
курсов факультета психологии;
организация работы «Школы кураторов»;
подготовка и реализация программы социально-психологической адаптации для студентов факультета психологии, проживающих в общежитии;
Слайд 19Перспективные задачи
работы Центра
подготовка и реализация программы психологической разгрузки
для студентов и преподавателей факультета психологии (кабинет психологической разгрузки);
разработка
и реализация программы «Психологический студенческий клуб» (профессиональное сообщество студентов и педагогов, предполагающее реализацию комплекса мероприятий по воспитательной работе и психологическому сопровождению студентов);
разработка программ по взаимодействию с родителями студентов и их консультирование.
Слайд 20www.nspu.net
Андронникова Ольга Олеговна,
канд. психол.наук, доц.,
декан факультета психологии ФГБОУ
ВПО «НГПУ»
(Новосибирск)
Система профилактики суицидального поведения студентов в вузе
(на примере деятельности
психологической службы факультета психологии
ФГБОУ ВО «НГПУ»)