Слайд 1Януш Корчак
Janusz Korczak
22.07. 1878 — 6.08. 1942
Слайд 2Краткий биографический очерк
Януш Корчак- выдающийся польский педагог, писатель, врач
и общественный деятель.
Настоящее имя- Хе́нрик Го́льдшмит(Henryk Goldszmit)
Родился в Варшаве 22
июля 1878 года –погиб в августе 1942, Треблинка
Слайд 3Детство.
Рос в семье
состоятельного юриста.
У Хенрика было всё, кроме свободы.
Ему не
разрешали играть с детьми не своего круга.
К тому же у
отца был диагноз шизофрения.
Слайд 4Из дневника Януша Корчака…
«Итак, я - сын сумасшедшего. Наследственный недуг.
Прошло уже более сорока лет, а меня до сих пор
время от времени посещает эта мучительная мысль. Я слишком привязан к особенностям моего характера и ума, а потому боюсь, что кто-нибудь может попытаться навязать мне свою волю».
Слайд 5После смерти отца…
Семья потеряла статус
Хенрик часто разговаривает сам с собой,
поэтому начинает писать.
Его рассказы печатаются в журналах.
Слайд 6«Литература- всего лишь слова, а медицина- это дела.»
Решает поступить в
медицинский
Продолжает писать, но его пьесы называют слишком декадансными.
Преподаватели говорили,что из
него не получится врача,так как он погружается в страдания больных.
Слайд 7Дети – и есть благо.
На первом же курсе решил стать
детским доктором.
Днем учился,а вечером носил хлеб и лекарства сиротам и
бедным.
В сочельник переодевался Св.Николаем и дарил подарки детям.
Слайд 8Перемены в жизни. 1904
Переехал от властной матери.
Устроился в больницу для
еврейских детей.
С Хендриком Гольдшмитом было покончено, отныне он Януш Корчак.
Этим
именем он и подписал свою автобиографическую работу «Дитя гостиной» («Dziecko salonu»)
Слайд 9Переломный момент. 1909
Януш Корчак был приглашен на благотворительный вечер в
пользу приюта при монастыре.
После этого он оставил медицину и занялся
педагогикой.
Это решение повергло в шок и его родных, и пациентов.
Слайд 10Из дневника Януша Корчака…
«Путь, который я выбрал для достижения моей
цели — и не самый короткий, и не самый удобный,
— писал он позднее. — Но этот путь — лучший для меня, потому что он мой собственный. Я обрел его не без усилий и страданий и лишь тогда, когда мне стало ясно, что все книги, которые я прочел, весь опыт и мнения других уводят меня не туда»
Слайд 11Его мечта: первая в мире детскую республику.
Я.Корчак нашел спонсоров, началось
строительство.
Многие известные педагоги не верили в успех эксперимента.
Поддерживала его лишь
Стефания Вельчицкая, которая тайно была в него влюблена.
Слайд 12Открытие Дома сирот. 1911
Поначалу дети, не привыкшие к кроватям,спали на
полу.
Они воровали, портили мебель, рисовали на стенах.
Януш Корчак
искренне не понимал,почему так происходит и порой срывался на крик.
Но, осознав, что перегнул палку, извинялся.
Слайд 13Из книги Я.Корчака «Когда я снова стану маленьким»
Вы говорите:
-
Дети нас утомляют.
Вы правы.
Вы поясняете:
- Надо опускаться
до их понятий. <…>
Ошибаетесь!
Не от этого мы устаём. А от того, что надо подниматься до их чувств.
Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться, чтобы не обидеть.
Слайд 14Настоящая детская республика.
Орган самоуправление (куда входили только дети)
Товарищеский суд(без наказаний)
Свой
Парламент
Конституция
Газета
Слайд 15Началась Первая Мировая война 1914
Корчака прикомандировали к полевому госпиталю на
восточном фронте.
Он переживал за всех детей, что остались сиротами из-за
войны.
В Киеве основал такой же приют.
Начал писать книги по педагогике.
Слайд 16Из книги «Как любить ребенка»
«Одна из грубейших ошибок считать,что педагогика
является наукой о ребенке, а не о человеке.
Детей нет-
есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иной игрой чувств. И помни, что мы их не знаем»
Слайд 17Вторая мировая война. 1939
Приют Корчака был переведен в еврейское гетто.
2
авг 1942 детей отправляют в концлагерь Треблинка
Корчак мог спастить, но
пошел с детьми.
Слайд 18«Дорога к смерти»
Они шли колонной в ряду по 4 человека.
Януш
рассказывал смешные истории, никто из детей не плакал
До самого конца
Корчак оставался верен своему принципу «будь предан детям»
Никто из них не выжил.
Слайд 19Человек света.
Нам считаем, что главный вклад Корчака в педагогику –
это его
героическая любовь к детям, его пример учителя, гуманиста,
героя.
Слайд 20Детский дом Корчака работает и по сей день.
Слайд 21Спасибо за внимание.
(Dziękuję za uwagę)
Слайд 22
Презентацию подготовили:
Ермилова Дарина
Коновалова Наталья
ВГПУ, факультет иностранных языков, культуры и искусств
2
курс