Разделы презентаций


Лекция 7

Содержание

Эллинистическая цивилизацияЭллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени походов Александра Македонского (334-323 до н.э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 7
Медицинские и фармацевтические знания эллинистического мира

Лекция 7Медицинские и фармацевтические знания эллинистического мира

Слайд 2Эллинистическая цивилизация
Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь

восточного, длившийся со времени походов Александра Македонского (334-323 до н.э.)

до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением птолемеевского Египта (30 до н.э.). Термин введён в 1830-х годах Иоганном Дройзеном.
Особенностью эллинистического периода явилось широкое распространение греческих языка и культуры на территориях, вошедших в состав государств диадохов, которые образовались после смерти Александра Македонского на завоёванных им территориях, и взаимопроникновение греческой и восточных — в первую очередь персидской — культур.
Эллинистическая цивилизацияЭллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени походов Александра Македонского

Слайд 3Особенности эллинистической культуры
Под властью Александра Македонского оказались великие древние цивилизации,

во многом превосходившие греческую. Встреча с этими цивилизациями привела к

серьезнейшим последствиям для греческой культуры. Прежде всего изменилось отношение греков к окружающему миру: сознание собственной исключительности сменилось космополитизмом. Этот эллинистический космополитизм стал характерной чертой всей эпохи эллинизма.
Переход к эллинизму был определен тремя факторами:
Крушение греческой государственности, перемещение центров культуры в колонии, подъем Рима.
Утрата культурной гегемонии над Средиземноморским регионом: Афины были центром античной натурфилософии, но отдельные специальные науки стали успешно развиваться в бывших греческих колониях или в столицах государств, на которые распалась империя Александра Македонского.
Греческий язык определил процессы развития эллинистической культуры, он стал языком образованных слоев общества и международным языком эпохи.
Эти факторы содействовали тому, что “классическая греческая культура” изменилась: формирование эллинистической цивилизации произошло в результате взаимодействия культур Древней Греции и стран Ближнего Востока.

Особенности эллинистической культурыПод властью Александра Македонского оказались великие древние цивилизации, во многом превосходившие греческую. Встреча с этими

Слайд 4Главные эллинистические государства
Кроме Македонии из завоеваний Александра возникли царства Сирийское,

Селевкидов, и Египетское, Лагидов; в свою очередь, из обширных земель

Сирии выделились царства: Пергамское, Вифинское, Парфянское и др. В земли, завоеванные Александром, массами устремлялись греки из колоний и несли за собою язык, искусство, охоту к науке и литературе, а равно и общественные учреждения в отдаленнейшие углы тогдашнего мира. Афины, Спарта, Коринф, Фивы остались далеко позади новых центров греческой образованности: Антиохии, Пергама, Александрии, Сиракуз и др.
Главные эллинистические государстваКроме Македонии из завоеваний Александра возникли царства Сирийское, Селевкидов, и Египетское, Лагидов; в свою очередь,

Слайд 5Влияние восточных учений
На формирование эллинистической цивилизации важнейшее влияние оказал

процесс ассимиляции греческой культурой религиозно-философских учений восточных цивилизаций.
В Малоазийских

государствах распространение получили неоплатонизм, неопифагореизм и учения гностиков. На Востоке влиянием пользовались митраисты, поклонявшиеся индоиранскому богу Митре, мандеисты, верившие в божество света Манде-д-Хайа, последователи полулегендарного пророка Мани (манихейцы). Наиболее влиятельными были древнее учение Заратустры (зороастризм) и мистическое иудаистское учение «Каббала».
Зороастризм привнес в иранскую религию и философию идею о борьбе между Добром и Злом, Светом и Тьмой. В это учение корнями уходила и медицина народностей, населявших территорию Персии. Учение Заратустры было изложено в древнейшем тексте – «Зенд-Авеста» («Живое слово»), записанном на древнеперсидском или зендском наречии. В полном виде эта книга до нас не дошла, но по свидетельствам древнегреческих авторов она была огромна, насчитывала 2 миллиона строк и состояла из 21 книги, по меньшей мере одна из которых была посвящена медицинским вопросам (до нас дошла лишь одна книга под названием “Vendidad”). Дуалистическое учение Заратустры, в основе которого лежала проблема борьбы добра и зла, по мнению Плиния Старшего, вообще было обязано своем появлением вопросам сохранения жизни и здоровья. Заратустра ввел представления о священной и магической медицине. Ему приписывают рецепты множества средств, которые должны были обладать чудодейственными свойствами. Он описывал также многочисленные приемы теургической медицины.

Влияние восточных учений На формирование эллинистической цивилизации важнейшее влияние оказал процесс ассимиляции греческой культурой религиозно-философских учений восточных

Слайд 6Влияние восточных учений
В III-VIII вв. были созданы исходные тексты

каббалистического учения, соединявшего учения неоплатонизма, неопифагореизма и иудейскую веру в

Библию как мир символов. Это было чисто мистическое учение, которое сохранилось в Европе до XVII-XIX вв. в форме «практической Каббалы», рассматривавшей возможность вмешательства в различные процессы (в том числе жизнедеятельность) с помощью ритуалов, молитв и внутренних волевых актов.
В некоторые из этих средств верили вплоть до конца средневековья.
Влияние восточных учений В III-VIII вв. были созданы исходные тексты каббалистического учения, соединявшего учения неоплатонизма, неопифагореизма и

Слайд 7Аристотелизм
На развитие эллинистической науки решающее влияние оказало учение Аристотеля.

Картина Мира по представлениям эллинистических ученых сводилась к следующему.


Земля, являющаяся центром Вселенной, шарообразна. Доказательство шарообразности Земли Аристотель видел в характере лунных затмений, при которых тень, бросаемая Землёй на Луну, имеет по краям округлую форму, что может быть только при условии шарообразности Земли. Аристотель первым доказал шарообразность Луны на основе изучения её фаз.
Влияние геоцентрической космологии Аристотеля сохранилось вплоть до Коперника. Аристотель руководствовался планетарной теорией Евдокса Книдского: Вселенная состоит из ряда концентрических сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звёзд.
Шарообразны и небесный свод и все небесные светила. Шарообразность небесных светил Аристотель выводил из того, что «сфера» является самой наиболее совершенной формой.
«Подлунный мир», то есть область между орбитой Луны и центром Земли, есть область беспорядочных неравномерных движений, а все тела в этой области состоят из четырёх низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля как наиболее тяжёлый элемент занимает центральное место. Над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня.
«Надлунный мир», то есть область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звёзд, есть область вечноравномерных движений, а сами звёзды состоят из пятого, совершеннейшего элемента — эфира.
Эфир (пятый элемент или quinta essentia) входит в состав звёзд и неба. Это божественный, нетленный и совершенно непохожий на другие четыре элемента элемент .
Звёзды, по Аристотелю, неподвижно укреплены на небе и обращаются вместе с ним, а «блуждающиеся светила» (планеты) движутся по семи концентрическим кругам. Причиной небесного движения является Бог.
Природа состоит из множества иерархически соподчиненных субстанциальных форм – от минералов до человека. Эти субстанциальные формы состоят из четырех элементов-стихий: огня, воздуха, воды и земли, определяющих их основные свойства: тепло, сухость, влажность и холод. Применительно к живым организмам эти элементы-стихии реализуются в четырех телесных соках: желтой желчи, крови, воде и черной желчи, а также определяют темпераменты человека: холерический, меланхолический, сангвинический и флегматический.

Аристотелизм На развитие эллинистической науки решающее влияние оказало учение Аристотеля. Картина Мира по представлениям эллинистических ученых

Слайд 8Аристотелизм
Природа состоит из множества иерархически соподчиненных субстанциальных форм –

от минералов до человека. Эти субстанциальные формы состоят из четырех

элементов-стихий: огня, воздуха, воды и земли, определяющих их основные свойства: тепло, сухость, влажность и холод. Применительно к живым организмам эти элементы-стихии реализуются в четырех телесных соках: желтой желчи, крови, воде и черной желчи, а также определяют темпераменты человека: холерический, меланхолический, сангвинический и флегматический.
Аристотель создал иерархию уровней всего сущего:
неорганические образования (неорганический мир);
мир растений и живых существ;
мир различных видов животных;
человек.
Такая классификация сохранилась на протяжении всего средневековья.

Аристотелизм Природа состоит из множества иерархически соподчиненных субстанциальных форм – от минералов до человека. Эти субстанциальные формы

Слайд 9Александрийский мусейон
Особая роль в эллинистической цивилизации принадлежала Египту, который после

завоевания его Александром Македонским в 332 г. стал частью эллинистического

мира. Основанная Александром Македонским Александрия Египетская стала крупнейшим торговым и культурным центром, обеспечившим торговые связи между Средиземноморьем, Аравией и Индией. В последние три века до н.э. в Египте правила династия Птолемеев. Даже превращение Египта в Римскую провинцию в 30 г. до н.э. не привело к отторжению его от эллинистической цивилизации.
Центром развития греческих научных традиций стала Александрия. Здесь был основан Александрийский Мусейон (от греч. μουσεΐον – храм муз, от него произошло название «музей»), а также самое большое в древности хранилище рукописей – Александрийская библиотека – в начале I в. там хранилось более 700 тысяч свитков. Рукописи хранились в храме Сераписа (Серапейон).
Мусейон был по существу научной школой, где помимо обсерватории, существовал аптечный сад, зверинец, а также анатомическая школа. Здесь были помещения для чтения лекций, спальни и столовые. Учёные со всего мира жили в Мусейоне на полном царском обеспечении и занимались исследованиями в различных областях.

Александрийский мусейонОсобая роль в эллинистической цивилизации принадлежала Египту, который после завоевания его Александром Македонским в 332 г.

Слайд 10Александрийская медицинская школа
В Александрийской библиотеке были собраны медицинские трактаты со

всего мира, поэтому всё больше врачей приезжали учиться именно в

Александрию. Постепенно здесь сформировалась самостоятельная медицинская школа, вобравшая в себя всё лучшее из других греческих школю
Наиболее крупными врачами в Александрии были Герофил (ок. 335-280 гг. до н.э.) и его ученик Эрасистрат (ок. 300-ок. 240 гг. до н.э.).
Александрийская медицинская школаВ Александрийской библиотеке были собраны медицинские трактаты со всего мира, поэтому всё больше врачей приезжали

Слайд 11Гуморальное учение
Герофил был первым греческим ученым, который начал вскрывать человеческие

трупы. В созданном им труде «Анатомия» он впервые описал части

мозга, проследил ход нервных стволов, многие внутренние органы, которым он дал названия, перешедшие затем в латинский язык и сохранившиеся до наших дней.
Герофил был сторонником учения о преобладающей роли соков в жизнедеятельности (гуморальное учение) и создал одну из первых физиологических концепций, в соответствии с которой четырем важнейшим органам: печени, кишечнику, сердцу и легким, соответствуют четыре силы: питающая, согревающая, мыслящая и чувствующая. Герофил считал, что помимо четырех соков в организме присутствует ещё и пятый (соответствующий эфиру Аристотеля) – пневма. Считалось, что по большим артериям в организме протекает смесь пневмы и воздуха.
Развитию физиологических знаний содействовала практика вскрытия живых животных (вивисекция).

Гуморальное учениеГерофил был первым греческим ученым, который начал вскрывать человеческие трупы. В созданном им труде «Анатомия» он

Слайд 12Солидарное учение
Эрасистрат дополнил концепцию Герофила представлением о строении организма из

частей, соединенных системой нервов, вен и артерий. Человеческий организм представлялся

механизмом, в котором сердце выполняет роль насоса, печень и почки – фильтров, а по сосудам двигаются соки (по нервам – душевная пневма, по венам – кровь, по артериям – воздух)
Он частично отошел от гуморального учения и подчеркивал роль твердых частиц в организме (дань атомистическим взглядам), создав солидарное учение. Нарушение движения атомов по каналам тела (от движения пищи в кишечнике до движения соков по сосудам) и их закупорка (плетора – наполнение) являлись, по Эрасистрату, причиной многих болезней.
Развитию медицины способствовало и разрешение, данное Птолемеем II, на вивисекцию человека.


Солидарное учениеЭрасистрат дополнил концепцию Герофила представлением о строении организма из частей, соединенных системой нервов, вен и артерий.

Слайд 13Алхимия и протохимия
Важнейшим фактором, который значительно продвинул вперед эллинистическую фармацию,

было возникновение химии.
Развитие химии было обязано прежде всего практической деятельности

в двух областях: металлургии и фармации. В эллинистический период были приобретены важные навыки получения, обработки и практического использования различных веществ. Были созданы и прочно вошли в практику первые химические инструменты: приспособления для перегонки (реторты, которые получили наименование «алембиков», «дибиков», «трибиков»), мерные сосуды, в химическую практику прочно вошли весы.
Однако не менее важным было создание объяснений природы веществ и их превращений. Эти идеи были основаны также на учении об элементах-стихиях. Однако это учение получило определенную практическую ориентацию. Превращение одних веществ в другие стали объяснять плавным изменением соотношения стихий-качеств в отдельных телах. Так возникла идея о превращениях веществ (трансмутации). Возникло представление, что с помощью трансмутации можно превращать неблагородные металлы в золото и серебро. Это оказалось благодатной почвой для восприятия магических учений Востока и формирования представлений о таинственных, магических орудиях, которые якобы могут осуществлять такие превращения. Эти магические вещества позднее получили название «магистерия», «философского камня» и т.п. Возникновение идеи трансмутации металлов связывают с именем Климента Александрийского (150-211/216 гг.).
Эта идея была распространена и на фармацию, где идея «магистерия» была превращена в также привнесенные с Востока идеи о существовании магических лекарств, в том числе лекарств, дарующих бессмертие. Эти средства получили наименование «панацеи», от имени Панакеи, дочери Асклепия.

Алхимия и протохимияВажнейшим фактором, который значительно продвинул вперед эллинистическую фармацию, было возникновение химии.Развитие химии было обязано прежде

Слайд 14Токсикология
В Александрийскую эпоху широко развилась токсикология, как ветвь лекарствоведения.

Её поддерживали различные властители, опасавшиеся отравления со стороны врагов. Из

области токсикологии того времени до нас дошли труды “Theriaca” и “Alexipharmaca”, написанные около 150 г. до н.э. врачом и поэтом Никандром Колофонским.
Наибольшую славу в области токискологии приобрел царь Понтийский Митридат Евпатор (ок. 130-63 гг. до н.э.). Он, в страхе перед отравлением, принимал ежедневно приготовленное им самим противоядие, названное Electuarium Mithridatis (Antidotum Mithridaticum), или “териак”, составленное из 54 компонентов. На идею создания этого противоядия Митридат натолкнулся во время войны со Скифией, где он был вылечен от раны скифским лекарем с помощью яда змеи. Так как змея по гречески называлась therion или thyrion – так возникло название «териак».
Выходец с Крита, лекарь Нерона Андромах, усовершенствовал (ок. 54 г. н.э.) териак, доведя число его компонентов до 89. В состав териака входили основные растительные соки, порошки, живица, клей, мёд и средства животного происхождения, а также опий Его считали универсальным противоядием против всех ядов.
Это лекарство было широко распространено и применялось в течение нескольких столетий, пользовалось успехом от XVII в. до середины XIX в.

Токсикология В Александрийскую эпоху широко развилась токсикология, как ветвь лекарствоведения. Её поддерживали различные властители, опасавшиеся отравления со

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика