Слайд 3Японская система управления это - синтез импортированных идей и культурных
традиций. Она имеет глубокие историко-культурные и этническим истоки.
Источники японской философии
менеджмента:
Дзен-буддизм, особенно в Эру Токугавы.«Эра Токугавы завещала современной Японии, как способность быстрых преобразований, так и дисциплину, и порядок в неизменном движении по пути совершенствования». Влияние идей Сойзана Судзуки, дзенского философа: «Когда мы втягиваемся в мирские дела, мы продолжаем придерживаться религиозных обычаев».
В японской системе управления сложилась строго иерархичная триада приоритетов - человек, финансы, технология. Технология занимает подчиненное положение, а на первом месте - персонал. В 60-70-х г. впервые появился термин «нихотеки кэйэй» - «управление по японски» или «японский стиль управления».
Слайд 4По У. Оучи основные черты японской системы управления
предпочтение
групповых ценностей перед индивидуальными, отождествление интересов индивидуума с интересами группы;
предпочтение гармонии и компромисса перед разрешением противоречий через конфликт;
принцип самосовершенствования и долга,
почтение к старшим,
необходимость трудиться с полной отдачей сил и способностей.
предпочтение групповых интересов перед индивидуальными являются составной частью традиций большой семьи (иэ) и клана (ба). Существует прямое воплощение конфуцианских традиций в управлении предприятием: это корпоративиское сознание, идея «фирма - одна семья», совпадение должностных и возрастных иерархий, дифференциация заработной платы в зависимости от возраста и стажа.
Слайд 5Япония развила свою экономику в значительной степени благодаря уникальной системе
управления. Ориентировка на отдалённые цели вылилась в устойчивый принцип управления.
Долгосрочная
экономическая стратегия базируется на:
сбережение и консервирование экономических ресурсов,
поддержание высокого уровня конкурентоспособности страны,
развитие у людей высокой приспособляемости к требованиям научно- технического прогресса,
интенсификация научных исследований и разработок.
Важнейшиие элементы управления:
система японского патернализма,
система пожизненного найма,
система коллективного принятия решений.
Слайд 6Основа японского менеджмента — это управление людьми.
Слайд 7Система управления в фирме “Мацусита
дэнки”является эталоном.
Основателем фирмы является Коносукэ
Мацусита «всесильный волшебник менеджмента» . Ещё в 30-е годы К.
Мацусита выдвинул ряд управленческих принципов, которые отразились в «методах Мацусита», гимне и кодексе фирмы. Главный среди них - принцип умелого управления персоналом.
Это благодаря его идеям в японской системе управления сложилась строго иерархичная триада приоритетов - человек, финансы, технология.
Централизация и децентрализация присутствуют в фирменном управлении на паритетных началах, выдвигаясь на первые роли в зависимости от ситуации.
Слайд 8«Методы управления Мацусита»:
активность в ознакомлении с состоянием дел во всех
подразделениях фирмы, с функционированием всех ее служб. “Когда у тебя
в подчинении 100 человек, ты должен всегда быть среди них, когда 1000 - можешь занять место в центре, если же ты руководишь 10 000, будь на некотором удалении, но там, откуда всех видно.
"развитие выдающихся способностей у ординарных людей». "усидчивость и интенсивная работа над собой всегда ведут к успеху".
энергичное поощрение инициативы.
всемерное поощрение дискуссий среди менеджеров на предмет поиска лучшего из возможных решений. "Муж и Жена спорят не для того, чтобы разойтись, а для того, чтобы найти как можно больше точек сближения".
От политики занятости «дзабайцу» к пожизненному найму.
Слайд 9Пять великих японских систем по мотивации:
система пожизненного найма (СПН) ;
система
кадровой ротации (СКР) ;
система подготовки на рабочем месте (СПРМ) ;
система
репутаций (СР) ;
система оплаты труда (СОТ) .
Слайд 10Система пожизненного найма
Это ключевой элемент единого механизма подготовки и
использования кадров. Используется на крупных предприятиях и в госслужбе. В
мелких фирмах эта система не доминирует. По оценкам японских экономистов, данной системой найма охватывается от 22 до 30% наемного персонала. Не оформляется юридически, но цементируется традициями и обществом.
Занятость в Японии имеет эмоциональный и моральный подтекст. Однако, активно обсуждается пересмотр практики пожизненного найма.
Слайд 11У японцев нет чувства того, что их эксплуатирует фирма. Многие
служащие редко берут дни отдыха, и часто не полностью используют
свой оплачиваемый отпуск, так как убеждены, что их долг работать, когда компания в этом нуждается, тем самым проявляя свою преданность компании. Перешедший в другую компанию лишается трудового стажа и начинает все сначала. Вся система пожизненного найма основана на гарантии занятости работника и на гарантии его продвижения. потеря работы в Японии рассматривается как личная катастрофа, не только наносящая работнику экономический ущерб, но и унижающая его в социальном плане. Увольнение ассоциируется с отсутствием широких знаний, профессиональных навыков и способностей, а также традиционного рвения к труду. Уволенные или оставившие работу японцы обрекаются в известной степени на изоляцию: им трудно себя реабилитировать в глазах членов своего "клана". Такие люди, как правило, становятся бременем для семьи и родственников. Все это понуждает оставшихся без места тщательно скрывать реальное положение дел и безропотно искать какое-нибудь занятие.
Слайд 12На протяжении последних 11 лет каждые 15 минут один из
японских граждан совершает самоубийство.
Число «эконоцидов», т.е. самоубийств по экономическим причинам,
резко возросло. В 2008 г. 40% самоубийц покончили с собой из-за невозможности найти работу, количество самоубийств из-за потери рабочего места как такового увеличилось на 20%, ну а депрессия и социальное давление являются хроническими причинами.
Слайд 13Система кадровой ротации
Перемещение работников по горизонтали и вертикали через каждые
2-3 года. Ротация проводится без согласия работника с целью расширения
его кругозора, развития у работника более широкого взгляда на своё предприятие, выявления резервов его роста и повышения качества продукции.
Слайд 14Система подготовки на рабочем месте.
Решение вопроса о конкретной работе внутри
предприятия происходит уже после принятия на работу.
Обучение во время работы
включается в механизмы, регулирующие рынок труда внутри предприятия. Цель: подготовка квалифицированных работников и многопрофильных рабочих.
Вне работы.
Самообразование.
Гибкая занятость и равенство работников, занимающих занятые должности. Подготовка инструкторов.
Слайд 15Система репутаций
На каждого работника составляется письменная характеристика, она влияет на
ротацию и определяет трудовую карьеру.
Слайд 16Система оплаты труда
факторы суммарного заработка:
Возраст,стаж,образование,должность,профессия,обязанности,условия труда,результаты работы,пособия на жильё,
семью,транспорт,региональные особенности.
Один раз в год 1 апреля заработная плата рабочих
увеличивается.
Слайд 17Общие особенности оплаты труда.
Зависимость от стажа, возраста работника.
Зависимость от жизненных
пиков.
Зависимость от показателя фактического трудового вклада или оеальных результатов работы
Зависимость
окладов менеджеров от результатов работы предприятия.
Низкая дифференциация труда.
Слайд 18Организационная структура управления
Организационная структура управления в японских корпорациях построена по
линейно-функциональному принципу: горизонтальной и вертикальной связи. Большинство японских компаний даже
не имеет разработанной структурной схемы организации, использует множество проектных групп и обладает очень большой гибкостью. Нововведения обычно происходят в пограничных областях, требующих участия множества дисциплин. Гибкая японская организация в современных условиях стала особенно ценным достоянием.
Типичная японская фирма организована на трехуровневой основе в виде пирамиды, трехуровневая структура является наиболее мобильной и менее всего подвержена опасности обюрокрачивания.
Слайд 19Организационная структура управления японской фирмой.
I. Кэйэйся (высшая администрация)
II. Канрися
(среднее управленческое звено)
Буте — заведующие отделами
Кате — заведующие
секторами (секциями)
Какари — (низшее управленческое звено)
III. Иппанся (рядовые работники)
Слайд 20Хидеки Йосихара. Шесть признаков японского управления:
Гарантия занятости и создание обстановки
доверительности.
Гласность и ценности корпорации.
Управление, основанное на информации
Управление, ориентированное на
качество.
Постоянное присутствие руководства на производстве.
Поддержание чистоты и порядка.
Слайд 21Гарантия занятости и создание обстановки доверительности.
Гарантию занятости обеспечивает система пожизненного
найма.
Уменьшает текучесть кадров.
Стабильность- мотивация для рабочих и служащих.
Укрепление чувства корпоративной
общности.
Укрепление отношений между управленцами и работниками.
Количественное увеличение управленческих ресурсов.
Слайд 22Гласность и ценности корпорации
Общая база информации о фирме
Общая ответственность
Повышение производительности
Приоритет
качественного обслуживания потребителя
Сотрудничество и взаимодействие отделов.
В основе методологии принятия решений
лежит система «ринги», т. е.«получение согласия на решение путем опроса (без созыва совещания или заседания)».Сознательное использование косвенных методов управления.
Слайд 23Управление, основанное на информации
Сбор данных и систематическое использование для повышения
экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции.
Ежемесячная проверка статьи доходов,
объёма производства, качества, валовой выручки. Сравнение реальных показателей с заданными и их корректировка.
Слайд 24Управление, ориентированное на качество.
В японских системах управления качеством впервые была
использована четырехуровневая иерархия качества, в которой угадывается основной принцип будущей концепции
ТQМ — ориентации на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей.
Слайд 25КРУЖКИ КАЧЕСТВА (Quality Сircle)
Программа «ПЯТИ НУЛЕЙ»
Система JIT (Just-In-Time)
Система КАНБАН
Слайд 26особенности японской системы управления качеством:
1. управление качеством на уровне фирмы
- участие всех звеньев в управлении качеством.
2. подготовка кадров и
обучение методам управления качеством.
3. деятельность кружков качества.
4. инспектирование деятельности по управлению качеством (премии Деминга предприятию и проверка деятельности руководства.)
5. использование статистических методов.
6. общенациональные программы по контролю качества.
Слайд 27Принципы производительности.
Принцип расширения найма
Принцип взаимодействия сотрудников и администрации
Принцип справедливого распределения
результатов.