Разделы презентаций


Язык и проблема эстетизации в поле науки

Три линии эволюции языка в поле наукиИсторическая линиярационализм: Рене Декарт и Готфрид Вильгельм Лейбницэмпиризм: Томас Гоббс и Джон ЛоккСоциологическая линиясоциология знания: Пьер БурдьёМетодологическая линияфилософия науки: Карл Поппер и Джозеф АгассиЭстетический следАлексиус

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Язык и проблема эстетизации в поле науки



Василий Кандинский. Решающий

розовый (1932 г.)

Язык и проблема эстетизации в поле науки  Василий Кандинский. Решающий розовый (1932 г.)

Слайд 2Три линии эволюции языка в поле науки
Историческая линия
рационализм: Рене Декарт

и Готфрид Вильгельм Лейбниц
эмпиризм: Томас Гоббс и Джон Локк
Социологическая линия
социология

знания: Пьер Бурдьё
Методологическая линия
философия науки: Карл Поппер и Джозеф Агасси

Эстетический след
Алексиус Майнонг – Казимир Твардовский
Фридрих Ницше – Жак Деррида
Мишель Фуко – Роланд Барт – Юлия Кристева

Три линии эволюции языка в поле наукиИсторическая линиярационализм: Рене Декарт и Готфрид Вильгельм Лейбницэмпиризм: Томас Гоббс и

Слайд 3 Историческая линия рациональная философия языка
Рене Декарт (1596-1659 гг.)


Идеал

единого знания, тождественный самому себе



Cogito ergo sum
«Я провожу следующее

разграничение: убежденность имеет место в случае, когда у нас остаются основания для сомнения; знание же есть убежденность, покоящаяся на основании столь прочном, что ему не угрожают никакие более прочные основания» (1640. Letter to Regius, AT 3:65).
«Прежде всего, когда мы считаем, что правильно воспринимаем какую-то вещь, мы невольно убеждаемся в ее истинности. И если эта убежденность настолько прочна, что мы никогда не будем иметь случая усомниться в том, в чем убедились подобным образом, у нас нет причины продолжать свои поиски: ведь мы располагаем всем, чего только можно разумно желать… Вед мы считаем нашу убежденность настолько прочной, что ей ничто не угрожает; а потому эта убежденность тождественна полнейшей достоверности» (Декарт Р. Сочинения в 2 т. М.: Мысль, 1994. Т. 2. С. 116)
Историческая линия рациональная философия языка  Рене Декарт (1596-1659 гг.) Идеал единого знания, тождественный самому

Слайд 4Историческая линия рациональная философия языка
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716 гг.)

поиск правил универсальной логики и универсального языка не

как произвольной системы знаков, а как инструмента отображения сущностных характеристик окружающих нас вещей (акцент приходится на анализ содержательных элементов мышления)
↓↓
Принцип: корреляция между структурами языка и структурами мысли.

Задача: прояснить основания нашего знания в различных языковых контекстах (что именно мы знаем, когда с помощью языковых знаков артикулируем некоторые имеющиеся у нас знания?).

Историческая линия  рациональная философия языка Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716 гг.)↓   поиск правил универсальной логики

Слайд 5Историческая линия эмпирическая философия языка
Томас Гоббс (1588-1679 гг.) и Джон

Локк (1632-1704 гг.)

1) наше мышление

черпает все необходимое из чувственного восприятия, 2)вопрос о значении идей не может быть отделен от вопроса о происхождении обозначающих их имен (ничто не может привести нас к данной идее без того, чтобы мы чувственно не воспринимали те или иные предметы), 3) в именах никогда не дана природа самих этих объектов, но отражается субъективная привычка, помогающая сознанию обобщать наши простые чувственные идеи.

Принцип: корреляция между структурами языка и структурами мира (отдельными объектами и нашими представлениями о них).
 
Задача: выявление используемых нами языковых способов указания на мир (какие именно объекты могут быть нами познаны при использовании языковых знаков, ведь, наше мышление есть простое исчисление объектов при помощи языка).
Историческая линия эмпирическая философия языка Томас Гоббс (1588-1679 гг.) и Джон Локк (1632-1704 гг.)

Слайд 6Социологическая линия Рефлексивная социология
Пьер Бурдьё (1930-2002 гг.)

Поле – это социальное

пространство, в которое помещаются агенты, принимающие участие в культурном производстве.
«Поле

науки как система объективных отношений между достигнутыми (в предшествующей борьбе) позициями является местом (т.е. игровым пространством) конкурентной борьбы, специфической ставкой в которой является монополия на научный авторитет, определяемый как техническая способность и — одновременно — как социальная власть, или, если угодно, монополия на научную компетенцию, понимаемую как социально признанная за определенным индивидом способность легитимно (т. е. полномочно и авторитетно) говорить и действовать от имени науки» (Бурдьё П. Поле науки // Социальное пространство: поля и практики. М.: Институт экспериментальной социологии; Пб.: Алетейя, 2007. С. 474).
Социологическая линия Рефлексивная социология Пьер Бурдьё (1930-2002 гг.)Поле – это социальное пространство, в которое помещаются агенты, принимающие

Слайд 7Методологическая линия философия науки
Карл Поппер (1902-1994 гг.) и Джозеф Агасси (р.

1927 г.)

«Мы способны учиться на наших ошибках»

«Те наши теории, которые

обнаружили высокую степень устойчивости по отношению к критике и в определенный момент времени представляются нам лучшим приближением к истине, чем какие-то иные теории, вместе с отчетами об их проверках могут считаться "наукой" данного времени» (Поппер К. Р. Предположения и опровержения: Рост научного знания. М.: ACT: Ермак, 2004. С. 12).




Методологическая линия философия наукиКарл Поппер (1902-1994 гг.) и Джозеф Агасси (р. 1927 г.)«Мы способны учиться на наших

Слайд 8Эстетический след
Алексиус Майнонг (1853-1920 гг.) – Казимир Твардовский (1866-1938 гг.)
Суждение

Позитивная ассерция Негативная ассерция


Логическое чувство Оценочное чувство
(независимость) (качество суждения)
«приятное», или удовлетворительное, логическое чувство = утвердительные или отрицательные суждения
«неприятное» логическое чувство = ситуация невозможности высказаться?





Эстетический следАлексиус Майнонг (1853-1920 гг.) – Казимир Твардовский (1866-1938 гг.)Суждение

Слайд 9Эстетический след
Фридрих Ницше (1844-1900 гг.) – Жак Деррида (1930-2004 гг.)
Сдвиг

от структурного исследования изолированного языкового образования в сторону анализа языка,

связанного с переживанием определенного эстетического опыта.
Эстетический объект как последовательно реализуемый контекст, а не «референциальный комплекс».
имманентная риторичность языка (язык не обеспечивает прямого доступа к вещам).
деконструктивистский лингвофилософский проект Деррида
неоднородность языка → знак нами узнается как этот знак не только и не столько благодаря его отличию от других знаков, но согласно его отличию от самого себя.


Эстетический следФридрих Ницше (1844-1900 гг.) – Жак Деррида (1930-2004 гг.)Сдвиг от структурного исследования изолированного языкового образования в

Слайд 10Эстетический след
Мишель Фуко (1926-1984 гг.) – Роланд Барт (1915-1980 гг.)

– Юлия Кристева (р. 1941 г.)
Семанализ → дискурсивная деятельность →

«правдоподобие» (интердискурсивный уровень отношения дискурса к дискурсу)

Вопрос: на чем держится понятность чего-либо?
феномен «пустой артикуляции» (механизм «денотации без денотата») → инфрасмысловой эффект → действие установления подобия поверх различий → смещение реальности («правдоподобный» дискурс → дискурс versus референциальная система)
Обладание смыслом для знака есть процедура его саморефлексии
«Правдоподобие» есть эстетическая ступень смысла, или знака как репрезентамена

Эстетический следМишель Фуко (1926-1984 гг.) – Роланд Барт (1915-1980 гг.) – Юлия Кристева (р. 1941 г.)Семанализ →

Слайд 11Литература:
Поппер К. Р. Предположения и опровержения: Рост научного знания. М.:

ACT: Ермак, 2004.
Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. М.: Эдиториал

УРСС, 2002.
Агасси Дж. Наука в движении // Структура и развитие науки. М.: Прогресс, 1978. С. 121-160.
Бурдьё П. Поле науки // Социальное пространство: поля и практики. М.: Институт экспериментальной социологии; Пб.: Алетейя, 2007. С. 473-517.
Бурдьё П. Поле литературы // Социальное пространство: поля и практики. М.: Институт экспериментальной социологии; Пб.: Алетейя, 2007. С. 365-472.

В лекции были использованы материалы оригинальных статей А.В. Нехаева:
Нехаев А.В. Проблема языка и философия Нового времени: рационализм vs. эмпиризм // Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современных исследований». Выпуск №5(5). Омск, Научный центр «Дельта», 2017. http://old.orcacenter.ru/journals/sp-research/spr-2017-05.pdf
Нехаев А.В. Пролегомены к эстетике языка // Acta Linguistica. – 2010. – Vol. 4. – № 2. – С. 89–98.
Нехаев А.В. Логико-семиотические аспекты учения стоиков // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – 2011. – № 14 (109). – Вып. 17. – С. 180–187.





Литература:Поппер К. Р. Предположения и опровержения: Рост научного знания. М.: ACT: Ермак, 2004.Поппер К. Объективное знание. Эволюционный

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика