Разделы презентаций


Язык и речь презентация, доклад

Речевая деятельностьРазграничение понятий язык и речь - важнейший принцип современного языкознания. Речь является конкретной реализацией языка как явления потенциального. Речь является превращением умения говорить в само говорение.«Разделяя язык и речь, мы

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Язык и речь
Белица Татьяна Ивановна

Язык и речьБелица Татьяна Ивановна

Слайд 2Речевая деятельность
Разграничение понятий язык и речь - важнейший принцип современного

языкознания.
Речь является конкретной реализацией языка как явления потенциального.
Речь

является превращением умения говорить в само говорение.
«Разделяя язык и речь, мы тем самым отделяем: 1) социальное от индивидуального; 2) существенное от побочного и более или менее случайного»
(Ф. де Соссюр «Курс общей лингвистики» (1916), с. 52).

Речевая деятельностьРазграничение понятий язык и речь - важнейший принцип современного языкознания. Речь является конкретной реализацией языка как

Слайд 3 Речевая деятельность
В 1895 г. И.А.Бодуэн де Куртене в книге «Из

анатомии и эмбриологии языка»:
язык - относительно стабильная система взаимосвязанных знаков,

обязательная для всех членов данного социального коллектива
язык в точном значении этого слова противопоставляется произношению
язык - это психическая сторона, мозговой процесс (церебрация)
речь - фонация (говорение), является индивидуальной.

Речевая деятельностьВ 1895 г. И.А.Бодуэн де Куртене в книге «Из анатомии и эмбриологии языка»:язык - относительно

Слайд 4Конкретное использование средств языка - один человек хочет сообщить что-то

другому, он на том или ином языке произносит предложение или

целую цепь предложений.
Говорящий действует органами речи, слушающий – органами слуха.
У первого движения от мозга к органам речи, у второго – от органов слуха к мозгу.
Это сложным, с одной стороны, психический, с другой, – физиологический акт, но это не язык, а использование какой-то части средств языка.
Конкретное использование средств языка - один человек хочет сообщить что-то другому, он на том или ином языке

Слайд 5А что же такое язык?
Язык – это вся сумма средств:

и звуки, и грамматические формы, и слова, и модели предложений,

- с помощью которых может быть передано не только данное, но и любое вообще сообщение.


Язык и речь взаимосвязаны и не существуют друг без друга.

А что же такое язык?Язык – это вся сумма средств: и звуки, и грамматические формы, и слова,

Слайд 6Различия между языком и речью - оппозиции

Различия между языком и речью - оппозиции

Слайд 7Речь и язык – это два аспекта речевой деятельности, которые

включают в себя все процессы говорения, а также процессы восприятия

и понимания речи.
Речь и язык – это два аспекта речевой деятельности, которые включают в себя все процессы говорения, а

Слайд 8Речь есть реализация языка, кода, воплощение языка, который обнаруживает себя

только в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное

назначение.
Язык – орудие (средство общения), а речь – производимый этим орудием вид общения.
Речь актуальна, язык же потенциален.

Пример реализации одного и того же предложения (одной модели) в разных фразах, т.е. реализация одной и той же языковой единицы в разных речевых произведениях. Предложение – это инвариант, а фразы – разные варианты речевой реализации.

Речь есть реализация языка, кода, воплощение языка, который обнаруживает себя только в речи и только через нее

Слайд 9Язык отражает опыт коллектива
Речь индивидуальна, субъективна.
индивидуальные неологизмы
(окказиональные слова)
Зима

пришла в суровости,
А принесла снежновости.
Все поле снегом замело,
Белым-бело, мелым-мело,
На

поле снеголым-голо,
И над укрытой тропкою,
Над стежкой неприметною,
Снегладкою, сугробкою,
Почти что беспредметною,
Туды-сюды, сюды-туды
Бегут снегалочьи следы,

Как зимниероглифы,
Снегипетские мифы.
В лесу дубы немногие,

Снеголые, снежногие.
Висят на каждой елочке
Снегвоздики, снеголочки.
И снеголовая сосна
Стоит прямее дротика.
Сугробовая тишина.
Снеграфика. Снеготика.

Николай Моршен.

Язык отражает опыт коллективаРечь индивидуальна, субъективна. индивидуальные неологизмы (окказиональные слова)Зима пришла в суровости,А принесла снежновости.Все поле снегом

Слайд 10Не случайно единицы языка и единицы речи различаются даже терминологически.
Предложение

=> слово => морфема => звук речи => фонема

Не случайно единицы языка и единицы речи различаются даже терминологически.Предложение => слово => морфема => звук речи

Слайд 11Уровневая модель языка
Фонемы - наиболее простые в функциональном отношении. Не

имеют своего значения, но служат для различения всех других значимых

единиц, и прежде всего – морфем.
Морфемы выполняют функцию оформления слов, они обладают значением (значимостью).
Слово (лексема) – выполняет две функции: номинации и оформления предложения.
Предложение самая сложная единица языка (в то же время минимальная коммуникативная единица речи).
Уровневая модель языкаФонемы - наиболее простые в функциональном отношении. Не имеют своего значения, но служат для различения

Слайд 12Модель представления языка можно назвать уровневой.
Уровни – это части

языка, подсистемы общей языковой системы.
Каждый уровень (ярус) характеризуется совокупностью однородных

единиц и набором правил, регулирующих их использование. Таким образом, фонетический (фонемный) уровень – это упорядоченное множество фонем; лексический – упорядоченное множество лексем и т. д.
Модель представления языка можно назвать уровневой. Уровни – это части языка, подсистемы общей языковой системы.Каждый уровень (ярус)

Слайд 13Знаковые и незнаковые уровни
Знаковые уровни (все, кроме фонетического) состоят из

знаковых единиц, т.е. двусторонних сущностей, имеющих свое означаемое и означающее

(план содержания и план выражения).
Незнаковый уровень языковой системы ‑ фонетический уровень. Фонема имеет план выражения, но не имеет плана содержания.
Фонема – фигура, а не знак
(она имеет смыслоразличительную функцию, но не имеет своего значения).
Уровни образуют только те единицы языка, которые подчиняются правилам уровневой сочетаемости, т.е. они способны вступать в парадигматические и синтагматические отношения только с единицами того же уровня.
С единицами другого уровня единицы какого-либо одного уровня вступают только в иерархические отношения, типа, «состоит из…» или «входит в…».
Группировки языковых единиц внутри уровней не являются уровнеобразующими.



Знаковые и незнаковые уровниЗнаковые уровни (все, кроме фонетического) состоят из знаковых единиц, т.е. двусторонних сущностей, имеющих свое

Слайд 14Функциональные различия языковых единиц
Качество той или иной единицы, принадлежность ее

тому или иному уровню (или ярусу) языковой системы определяется выполняемой

функцией.
Два римлянина поспорили, кто скажет или напишет наиболее короткую фразу. Один сказал: Eо rus ‘Я еду в деревню’, другой ответил: I ‘поезжай!’.
Элементы высказывания.



I заключает в себе все, что составляет язык вообще!

Функциональные различия языковых единицКачество той или иной единицы, принадлежность ее тому или иному уровню (или ярусу) языковой

Слайд 16Единицы языка и речи

Единицы языка и речи

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика