Слайд 1Язык программирования Pascal
Слайд 2 Назначение программирования –разработка программ управления компьютером с
целью решения различных информационных задач.
Программирование
Системное
Прикладное
Слайд 3 Системное программиро-вание – разработка системного программного обеспечения:
операционных систем, утилит и т.д.
Прикладное программи-рование – создание прик-ладных программ:
редак-торы, табличные процессо-ры, игры, обучающие прог-раммы и т.д.
Слайд 4 Язык программирования –
это фиксированная система обозначений для описания
алгоритмов и структур данных.
Слайд 5
Система программирования – это программное обеспечение компьютера,
предназначенное для разработки, отладки и исполнения программ, записанных на определенном
языке программирования.
Слайд 6 В качестве исполнителя рассматривается – компьютер, оснащенный системой программирова-ния
на определенном языке.
Компьютер-исполнитель работает с определенными данными по определенной программе.
Слайд 7Язык программирования Паскаль
Слайд 8 Язык Паскаль разработан в 1971 году и
назван в честь Блеза Паскаля – французского ученого, изобретателя механической
вычислительной машины.
Автор языка Паскаль – швейцарский профессор Никлаус Вирт.
Паскаль – это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации
Слайд 9Процедуры вывода
Write и WriteLn
(переводится – «пиши» и «пиши строку»)
Выводить на экран можно не только числа, но и результаты
вычисления арифметических выражений, а также тексты, которые, в отличие от чисел и выражений, нужно брать в одинарные кавычки.
Слайд 10 Примеры:
Write(-500)
-500
Write(2*2-1)
3
Write(‘Хорошо!’)
Хорошо!
Слайд 11 Один оператор Write может выводить сразу несколько элементов.
Элементы нужно отделять друг от друга запятыми.
Все элементы
выводятся в одну строку вплотную друг к другу.
На экране отображаются только те пробелы, которые встречаются внутри кавычек.
Слайд 12 Примеры:
Write(‘Это’,4+4,’Кошек’)
Это8Кошек
Write(‘Это ’,4+4,’ кошек’)
Это 8 кошек
Write(’16+17=’,16+17)
16+17=33
Write(3+2,‘ ’,4)
Write(3+2,4)
5 4
54
Write(‘125+1’,5+1,‘=’,120+21)
125+16=141
Слайд 13 Правила записи и выполнения оператора WriteLn те
же, что и у Write, с одним исключением – после
его выполнения следующий оператор Write или WriteLn печатает свою информацию с начала следующей строки, а после выполнения оператора Write продолжает печатать в той же.
Оператор WriteLn можно использовать просто для перевода курсора в начало следующей строки.
Слайд 14 Программы на Паскале содержат следующие «знаки препинания»:
Служебные слова BEGIN и END;
Точка с запятой;
Точка.
Слайд 15BEGIN (переводится – «начало») – ставят в начале программы, чтобы
было видно, откуда она начинается.
END (переводится – «конец») – с
точкой ставится в конце программы, чтобы было видно, где она заканчивается.
Точкой с запятой отделяют операторы друг от друга.
Служебные слова BEGIN и END от операторов точкой с запятой не отделяются.
Слайд 16 Пример:
Программа на Паскале. Результат выполнения
BEGIN
Write(‘Начали!’);
Write(8+1);
Write(5);
END.
Начали!95
Слайд 17 Программу можно записывать и в строку,
и в столбец.
Служебные слова и операторы могут
быть записаны любыми буквами (заглавными или строчными, а также любым шрифтом).
Программа на Паскале может содержать комментарии, взятые в фигурные скобки, которые не влияют на выполнение программы.
Слайд 18 Пример:
Программа на Паскале.
BEGIN
Write(‘Начали!’); {Это приказ печатать!}
Write(8+1);
Write(5);
END.
Результат выполнения
Начали!95
Слайд 19 Примеры:
Программа: Begin Write(‘АМа’); Write(‘ЗОНКа’); End.
Результат:
Программа: Begin Write(‘АМа’); WriteLn(‘ЗОНКа’);
End.
Результат:
Программа: Begin WriteLn(‘Ама’); Write(‘Зонка’); End.
Результат:
Программа: Begin WriteLn(‘Ама’); WriteLn(‘Зонка’);
End.
Результат:
АМаЗОНКа
АМаЗОНКа
Ама
Зонка
Ама
Зонка
Слайд 20Задача 1
Определить, что напечатает программа:
Begin
Write(1992);
WriteLn(‘ Мы начинаем!’);
WriteLn(6*8);
WriteLn;
WriteLn(‘Шестью
шесть ’,6*6,‘.Арифметика:’,(6+4)*3);
End.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слайд 21Оператор присваивания.
При выполнении оператора присваивания компьютер «в
уме» вычисляет правую часть и присваивает вычисленное значение переменной, стоящей
в левой части.
Обозначение оператора присваивания
:=
Слайд 22 Пример:
Begin
a:=2*3+4;
b:=a;
y:=a+b+1;
Write(‘y=’,y)
End.
a:=10;
b:=10;
y:=10+10+1;
у=21
Замечание. Если переменная принимает новое значение, то
старое значение автоматически стирается
Слайд 23Описание переменных
Описание переменных начинается со служебного слова
VAR (переводится – «переменная»), которое записывается выше Begin.
После VAR записываются имена всех переменных, встречающихся в программе с указанием через двоеточие типа значений, которые каждая переменная имеет право принимать.
Слайд 25WriteLn(x:n:m),
где n – натуральное число, показывающее сколько символов,
включая целую часть, дробную часть, знак и десятичную точку, должно
занимать все изображение числа; m – натуральное число, показывающее количество символов после десятичной точки.
Слайд 26 Пример:
Var a,b:Integer;
c:Real;
Begin
a:=6;
b:=7;
c:=b/a;
WriteLn(‘c=’,c:4:2);
End.
Ответ:
с=1,17
Слайд 27Стандартные функции.
Pi –число Пи
Sqr(x) - квадрат
Abs(x) – модуль Sqrt(x) –корень кв
Arctan(x)- арктангенс Trunc(x) –ближнее
Cos(x) –косинус целое не прев х по
Exp(x) – экспонента модулю.
Frac(x) – Дробная часть числа
Int(x)
Ln(x)
Random(x)
Round(x)
Sin(x)