Слайд 2Почему возникает такой вопрос?
Потому, что учиться трудно, долго и грустно.
Слайд 3Судя по всему, человек не предназначен для долгой работы.
Охотники
и собиратели в примитивных племенах тратят на добывание пищи около
4 часов в день;
Примерно столько же времени на сбор пищи тратят шимпанзе.
Слайд 4В обществе, которое мы называем первобытным, не было искусственного образования
и воспитания.
Слайд 6 Постфигуративная культура — это такая культура, где каждое изменение
протекает настолько медленно и незаметно, что деды, держа в руках
новорожденных внуков, не могут представить себе для них никакого иного будущего, отличного от их собственного прошлого. Прошлое взрослых оказывается будущим каждого нового поколения; прожитое ими — это схема будущего для их детей. Будущее у детей формируется таким образом, что все пережитое их предшественниками во взрослые годы становится также и тем, что испытают дети, когда они вырастут.
Слайд 7Основные навыки и знания передавались ребенку так рано, так беспрекословно
и так надежно — ибо взрослые выражали здесь свое чувство
уверенности, что именно таков должен быть мир для него, раз он дитя их тела и души, их земли, их особой традиции,— что у ребенка не могло быть и тени сомнения в понимании своей собственной личности, своей судьбы.
Слайд 8В США последствия кофигурации, охватывающие всю культуру, стали ощущаться к
началу двадцатого столетия. Утвердилась форма нуклеарной семьи, близкие отношения между
старшим поколением и внуками потеряли силу нормы, а родители, утратившие господствующее положение, решение задачи разработки стандартов поведения отдали на откуп детям.
Слайд 9… я думаю, что сейчас рождается новая культурная форма, я
называю ее префигурацией. Я понимаю это так. Дети сегодня стоят
перед лицом будущего, которое настолько неизвестно, что им нельзя управлять так, как мы это пытаемся делать сегодня, осуществляя изменения в одном поколении с помощью кофигурации в рамках устойчивой, контролируемой старшими культуры, несущей в себе много постфигуративных элементов.
…кризис городов, разрушение природной среды, объединение всех частей мира реактивной авиацией и телевидением, подготовка к созданию спутников и первые шаги в космосе, только недавно осознанные возможности неограниченных источников энергии и синтетических материалов и преобразование в наиболее развитых странах вековых проблем производства в проблемы распределения и потребления — все это привело к резкому необратимому разрыву между поколениями.
Слайд 10Я думаю, что мы сможем, и это было бы лучше
для нас, применить в нашей современной ситуации модель пионеров-иммигрантов первого
поколения в неизвестной и ненаселенной стране. Но мы должны представление о миграции в пространстве
(географической миграции) заменить на новый образ — миграции во времени.
Слайд 11Когда учиться стало трудно?
В период возникновения формальных систем образования
Слайд 13В Средние века большая часть населения не училась вообще, дети
духовного сословия начинали учиться на 5 лет позже современного ребенка,
учитывая разницу в продолжительности жизни это различие становится еще больше.
Слайд 14Свобода парижского студента жить вне контроля учебных часов, при отсутствии
разделения возрастов и курсов.
Слайд 15… студент вплоть до XV века не подчиняла никакой власти,
кроме корпоративной, не существовало никакой школьной иерархии;
он входил в
эти ассоциации, корпорации и братства, поддерживавшие с помощью игр, религиозной практики, выпивки и пиров чувство общности их жизни. Или же младший школяр шел за более старшим, деля с ним все трудности положения бродяги…
Слайд 16Парижский университет начинает реформироваться в первых годах XVII века. Реформа
задалась целью дать старым университетским коллежам ту же систему жестких
упорядоченных установлений, которая пользовалась такой популярностью у семей благодаря иезуитам и которая отсутствовала в виде, отвечающем новым нравам,— в университете.
С новым уставом парижские коллежи приобрели то, на что они долгое время не обращали внимания: учебный регламент, «дисциплинарный регламент» — это новое и очень показательное выражение появляется в XVII веке
Слайд 17До самого конца XIV века намеки на порку очень редки:
сам факт такого наказания еще не имеет ничего унизительного, потому
что подается в контексте монастырских строгостей, отраженных в Библиях с комментариями или в житиях святых, как, например, сцена из жизни св. Людовика, где наказывают самого короля.
Слайд 18С XV века плеть приобретает совсем иной характер, более грубый
и унижающий, а к порке прибегают все более часто.
Слайд 19Отмена телесных наказаний в разных странах мира:
Австрия 1975
Великобритания 1984
(Итон)
Греция : телесные наказания запрещены в греческих начальных школах с
1998 года, в средних школах — с 2005 года
В ирландских школах телесные наказания запрещены законом в 1982 году
Слайд 20Можно не учиться
Рост благосостояния общества (на примере США):
В среднем считается,
что если семья имеет доход менее примерно 25 000$ в
год то они малоимущие.
Если Вы относитесь к малоимущим, то медицинская страховка для Вас - бесплатная.
Слайд 21на каждый доллар своего дохода малообеспеченный гражданин получает дополнительно в
среднем по $2,40 различных дотаций.
Программы помощи бедным включают:
Пособия по социальному
обеспечению — ежемесячные суммы, выплачиваемые государством тем, чей доход не обеспечивает таких основных потребностей, как пища, кров и одежда.
Медикейд — оказание бесплатной медицинской помощи и госпитализации.
Продовольственные купоны — книжечки специальных талонов, действительных для приобретения продуктов в любом магазине.
Школьное питание — бесплатные завтраки и обеды для школьников.
Слайд 22Можно не учиться
Огромный разрыв между передовым научным знанием и школьным
образованием, между экспертной оценкой и мнением большинства людей. Не может
быт преодолен за весь период человеческой жизни
Возвращение самых жутких предрассудков
(астрология, плоская Земля)
Слайд 23Комиссия по борьбе с лженаукой
научно-координационная организация при Президиуме Российской академии наук,
созданная по инициативе Виталия Гинзбурга в 1998 году. До 2018 года входила
в состав Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований, с 2018 года — самостоятельная организация. Своей задачей комиссия ставит пропаганду научных знаний и противодействие дискредитации науки и лженаучной деятельности.
Слайд 24Данные социологических опросов ВЦИОМ населения РФ
(данные 1991-2004 гг.)
Верят в приметы
(из числа студентов):
Верят в преимущество экзотической медицины (шаманы, хилеры,
др. знахари) :
Верят в чудотворные иконы, амулеты, исцеляющие тяжелые недуги:
Верят в приметы:
Верят в передачу мыслей на расстоянии, в гадание о будущем:
Верят в возможность «наводить порчу», в колдовство
Верят в телекинез:
Верят в возможность общения с душами умерших:
82%
68%
61%
49%
42%
35%
22%
11%
Слайд 25Можно не учиться
Критика школьной системы с 60-х годов XX века:
В
общественном сознании начинают утверждаться радикально критические оценки состояния и будущего
европейской культуры вообще, и системы образования в частности.
Майские события 1968 года, движение новых левых, критическая теория в социологии, антитехнократическое движение в философской, социологической и экономической мысли, критика всех прежних социальных институтов — от институтов власти до института семьи — все это создало новую культурную ситуацию и в западноевропейских странах, и в США.
Слайд 27число студентов, входивших в контркультурное движение, было невелико— в США
в 1969 году не более 13%, в 1971 году —
11%, в европейских странах даже в 1968 году их число не превышало 20%.
Слайд 28Э. Фромм : «Существующая система
образования, как правило, направлена на
то, чтобы научить
приобретать знания как некое имущество, более
или
менее соразмерное той собственности и тому общественному положению, которые они, по всей вероятности, обеспечат им в будущем. Получаемый людьми минимум знаний как раз достаточен для того, чтобы должным образом выполнять свои служебные обязанности... Учебные заведения — это фабрики, производящие такие упаковки со "всесторонними" знаниями, хотя сами они обычно утверждают, что их цель — ознакомить учащихся с высочайшими достижениями человеческого разума... Чего только не предлагают на этом "шведском столе" знаний — от философии и искусства Древней Индии до экзистенциализма и сюрреализма. Учащимся достаточно отведать по кусочку от разных блюд для того, чтобы чувствовать себя свободно и непринужденно, никто не побуждает их сосредоточиться на каком-то одном предмете и даже не настаивает на том, чтобы они дочитывали книгу до конца»
Слайд 30Для Иллича сама программа обязательного обучения — технократический образец потребления
нематериальных услуг в сфере образования. И бедным (духовно бедным) считается
тот, кто не может реализовать эту форму институционального потребления.
Передоверив социальным институтам, в том числе и школе, заботу об удовлетворении своих потребностей, человек оказывается в зависимости от институтов и не в состоянии организовать собственную жизнь, исходя из возможностей общины и собственного опыта. Школа как социальный институт лишь усиливает порабощение, потому что все большее количество средств уходит на образование меньшинства и потому что она формирует убеждение в том, что контроль за институциональной средой вне компетенции человека.
Слайд 31Можно не учиться
Любые сведения можно найти в интернете, не надо
заучивать факты, не надо учить иностранные языки – можно воспользоваться
электронным переводчиком.
Достаточно уметь читать и писать
Слайд 32Нам нужно заново ответить на вопрос, зачем учиться?
Старые ответы бесполезны
Слайд 33Ежедневная жизнь меняется очень быстро.
Образование, в том числе школьное образование,
создает возможность адаптации к быстро меняющемуся миру
Слайд 34Как не стать заложником «мнения экспертов», как разобраться где истина
и где ложь в современном мире.
Как не оказаться в ситуации
«Матрицы»?
Слайд 35Способность к получению нового знания выручит человека в ситуации появления
массы свободного времени. Учиться - интересно