Разделы презентаций


Задания для проведения логопедического обследования Работу выполнила: презентация, доклад

Содержание

 Обследование моторики артикуляционного аппарата

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Задания для проведения логопедического обследования
Работу выполнила: А.С.Шпакович

Задания для проведения логопедического обследования Работу выполнила: А.С.Шпакович

Слайд 2 
Обследование моторики артикуляционного аппарата

 Обследование моторики артикуляционного аппарата

Слайд 3Обследование динамической координации артикуляционных движений
 «качели» (поднять кончик языка за верхние,

затем опустить за нижние резцы. Повторить это упражнение 4–5 раз).
«маятник»

(попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правового, затем до левого угла губ. Повторить это движение по 4–5 раз).
 поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю, попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ. Повторить эти движения 4–5 раз.
высунуть язык вперед, одновременно поднимая его кончик вверх. Повторить эти движения 4–5 раз.
 совершать одновременно движение нижней челюстью и высунутым языком вправо, затем влево. Повторить эти движения 4–5 раз.

«Качели»

«Маятник»

Обследование динамической координации артикуляционных движений «качели» (поднять кончик языка за верхние, затем опустить за нижние резцы. Повторить это

Слайд 4Обследование мышечного тонуса и подвижности губ
* «трубочка» (вытянуть сомкнутые губы

вперед трубочкой, удерживать 5–7 секунд).
 * чередование «забор» – «трубочка» (до

5 раз).
*. поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу, повторить движения несколько раз.

«Трубочка»

«Заборчик»

Обследование мышечного тонуса и подвижности губ* «трубочка» (вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать 5–7 секунд). * чередование «забор»

Слайд 5Обследование мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики
«лопата» – язык

широкий, распластанный неподвижно лежит на нижней губе.
«мост» – из положения

«Окно» язык упирается в нижние резцы, язык – широкий, плоский, спокойно лежит в ротовой полости.
 «маятник» – попеременно дотянуться кончиком языка до правого, потом до левого угла рта.

«Лопатка»

«Маятник»

Обследование мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики«лопата» – язык широкий, распластанный неподвижно лежит на нижней губе.«мост»

Слайд 6Губы
(толстые, тонкие, короткие, имеются шрамы, норма)
Зубы
(редкие, кривые, мелкие, вне челюстной

дуги, крупные, с боль­шими промежутками, отсутствуют резцы, норма)
Челюсти
(норма, прогения, прогнатия)
Прикус


(норма, открытый боковой, открытый передний, перекрестный, ассиметрия прикуса)
Твердое нёбо
(норма, высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, рас­щелина, субмукозная щель)
Мягкое нёбо
(норма, укороченное, отсутствует маленький язычок)
Язык
(обычный, массивный, широкий, географический, маленький, длинный, короткий, узкий)
Подъязычная связка
(обычная, короткая, укороченная, спайка с тканями подъ­язычной области)
Кончик языка
(норма, истонченный, широкий, толстый, раздвоенный)
Позиция языка в полости рта
(правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта, при фонации в межзубном положении)
Губы	(толстые, тонкие, короткие, имеются шрамы, норма)Зубы	(редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, с боль­шими промежутками, отсутствуют резцы,

Слайд 7 
Обследование состояния звукопроизношения

 Обследование состояния звукопроизношения

Слайд 8Обследование изолированного произношения звуков
Сонорные звуки
[л], [ л’], [р], [ р’],

[ j].

Шипящие звуки
[ж], [ш], [ч],[щ]. 
Свистящие звуки[с] –[с’] [з] –[з’] ,[ц]



 

Заднеязычные звуки
[г], [ г’ ], [ к], [ к’ ], [х], [х’]
 

Обследование изолированного произношения звуковСонорные звуки[л], [ л’], [р], [ р’], [ j].Шипящие звуки[ж], [ш], [ч],[щ]. Свистящие звуки[с] –[с’]

Слайд 11Обследование возможности произнесения звука в словах разной слоговой структуры
1. Повтори

за мной слова».
2. «Назови эти картинки».
снеговик гвозди пуговица
гости мозаика кузнецы
пастух

мимоза цветы
уксус незабудка птенцы
спутник заноза цветник
мосты гнездо ученица

Обследование возможности произнесения звука в словах разной слоговой структуры1. Повтори за мной слова».2. «Назови эти картинки».снеговик гвозди

Слайд 12 
Обследование
понимания речи

 Обследованиепонимания речи

Слайд 13Для обследования номинативной функции слова:
Прием «Показать картинку к слову»
молния, клюв, ноготь,

сачок, весло, вывеска, табуретка, калитка, сковородка, перчатка, шапка, кепка, шляпа,

жук, муравей, комар, кузов, кабина.

Для детей 5-6 лет: Перед ребенком раскладывают 6-8 картинок, и он должен показать последовательно 2-3 предмета.
Для обследования номинативной функции слова:Прием «Показать картинку к слову»молния, клюв, ноготь, сачок, весло, вывеска, табуретка, калитка, сковородка, перчатка,

Слайд 14Для обследования номинативной функции при владении фразовой речью
   Подобрать к

названным определениям подходящие предметы:
Мокрый -
Тяжелый -
Радостный -

  
  Подобрать к названию

целого название его части: Например: платье — рукав, дверь —…. забор —…, дом —…

Подобрать к названию общего понятия — частное: Например: животное — собака, растение — , насекомое — .

Подобрать название предметов по их действиям:
…- светит;
…- пишет;
…- шьет;
…- висит. И т.п.

     Подобрать слова, противоположные по значению:
большой — маленький; правдивый — ... ; узкий — ... ; кислый — ... ; прилежный — ...; храбрый — ...; прочный — ...; пустой — ...; ясный — ... ;веселый — .... 

Для обследования номинативной функции при владении фразовой речью   Подобрать к названным определениям подходящие предметы:Мокрый -Тяжелый -Радостный -   

Слайд 15Для обследования номинативной функции при владении фразовой речью
  
  Выбрать из

слов, данных в скобках, наиболее подходящие по смыслу:
Утром к дому

прилетела ... (стая, стайка, стадо) воробьев. Они уселись на крыше и весело ... (пели, щебетали, чирикали). Нина ... (вышла, сбежала) на крыльцо и насыпала на землю хлебных крошек. Воробьи быстро ... (бегали, ходили, скакали, прыгали) и ... (ели, глотали, кушали, клевали) крошки. Вдруг незаметно ... (пришла, прибежала, подкралась, приползла) кошка, она ... (поймала, взяла, схватила, цапнула) одного воробья и убежала.

Закончить предложение (задание можно предъявить в письменном виде):
Пластилин мягкий, а камень ....
Диван мягкий, а скамейка ... .
Кашу варят густую и ...
.Лес бывает густой и ... .
Ягоды земляники мелкие, а ягоды клубники ... .
Ручеек мелкий, а река ... 

Для обследования номинативной функции при владении фразовой речью    Выбрать из слов, данных в скобках, наиболее подходящие по

Слайд 16 
Обследование дыхания, голоса

 Обследование дыхания, голоса

Слайд 17Голосоподача - мягкая, твердая, придыхательная
Сила голоса (громкость) - нормальная, слабый

голос
Тембр голоса нормальный,

назализованный, приглушенный, сиплый, хриплый
Модуляция (изменение по высоте) голосоподача интонированная или монотонная
Голосоподача - мягкая, твердая, придыхательнаяСила голоса (громкость) - нормальная, слабый голосТембр   голоса

Слайд 18«Теремок»
Цель: определить возможности изменения тембра голоса и его высоты.
Оборудование: аудиозапись

сказки, картинки с изображением животных.
Организация исследования: детям прелагалось прослушать сказку

и рассказать ее пересказывая в голосе особенности голосов животных. Отличились способностью изменять голос от самого высокого до самого низкого

«Теремок»Цель: определить возможности изменения тембра голоса и его высоты.Оборудование: аудиозапись сказки, картинки с изображением животных.Организация исследования: детям

Слайд 19«Вьюга»
Цель. Особенности исследования силы голоса и речевого дыхания. Оборудование. Сюжетная

картинка «Вьюга».
Организация исследования. Экспериментатор показывает картинку, на которой нарисована вьюга.

Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу логопеда «Вьюга начинается» тихо говорят: у-у-у...; по сигналу «Сильная вьюга» громко говорят: у-у-у...; по сигналу «Вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «Вьюга кончилась» замолкают. Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3 раз. В этом случае удобнее словесные указания, заменить дирижированием: плавное движение руки вверх - дети говорят громче, плавное движение руки вниз - дети говорят тише.[9].

«Вьюга»Цель. Особенности исследования силы голоса и речевого дыхания. Оборудование. Сюжетная картинка «Вьюга».Организация исследования. Экспериментатор показывает картинку, на

Слайд 20 
Обследование фонетического слуха и восприятия

 Обследование фонетического слуха и восприятия

Слайд 21 Узнавание неречевых звуков
«Внимательно послушай и определи, что звучало».
– гудок автомашины

звон колокольчика
– переливание воды
– удары в бубен

«Слушай внимательно и скажи

или покажи, что звучит».
Детям предлагается определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен, погремушка, колокольчик.
 Узнавание неречевых звуков«Внимательно послушай и определи, что звучало».– гудок автомашины– звон колокольчика– переливание воды– удары в бубен«Слушай

Слайд 22Различение слов, близких по звуковому составу
«Если я неправильно назову картинку,

хлопни в ладоши, если правильно – не хлопай:»
шляпа, сляпа, шьяпа,

фляпа, шляпа; баман, панан, банан, ваван, баван;
танки, фанки, шанки, танки, сянки; витанин, митавин, фитамин, витамин;
бумага, тумага, пумага, бумага, бумака, бубака; альбом, айбом, яньбом, альмом, альном;
птинец, пченец, птенесь, тинеть, птенец, птинеч; квекта, кветка, клетка, клетта, тлетка

Различение слов, близких по звуковому составу«Если я неправильно назову картинку, хлопни в ладоши, если правильно – не

Слайд 23Различение слов-квазиомонимов
[п – б, п’ – б’]: почка – бочка,

пашня – башня, порт – борт, пил – бил;
[т –

д, т’ – д’]: тачка – дачка, тоска – доска, подушка – кадушка, тина – Дина;
[к – г, к’ – г’]: класс – глаз, кора – гора, калька – галька, кит – гид, крот – грот;
[ф – в]: Фаня – Ваня, сова – софа;
[л – в, л’ – в’]: лоск – воск, лодка – водка, ленок – венок;
[л – и, л’ – й]: галка – гайка, стол – стой, галька – гайка;
[р – л]: рожки – ложки;

Различение слов-квазиомонимов[п – б, п’ – б’]: почка – бочка, пашня – башня, порт – борт, пил

Слайд 24Обследование умения дифференцировать слоги
Повторение слоговых рядов (рот у логопеда закрыт

экра­ном):
да-та-та ка-га-га
ба-па-ба

ко-го-го
то-то-до бу-бу-пу
вы-ви-вы ма-мя-мя

«Покажи кружок, когда услышишь новый слог».
на–на–на–па
ка–ка–га–ка

Послушай слоги и скажи какой лишний».
Лексический материал: на–на–на–па; па–ба–па–па; ка–ка–га–ка.

Обследование умения дифференцировать слогиПовторение слоговых рядов (рот у логопеда закрыт экра­ном):да-та-та  	  ка-га-га  	ба-па-ба

Слайд 25Обследование умения дифференцировать фонемы
Игра «Поймай звук»
«Хлопни, когда услышишь звук «…».

Подними

руку, если слышишь звук.
Различение исследуемого звука среди других речевых звуков.
[ш]:

[с, ш, ц, ч, ш, щ];
[щ]: [ш, с’, щ, ч, ц, щ];
[ц]: [т, с’, ц, т’, ш, ц];
[ч]: [ч, ш, т’, ч, с’, ч];
[с]: [с, с’, ж, ц, с, ч].
Обследование умения дифференцировать фонемыИгра «Поймай звук»«Хлопни, когда услышишь звук «…».Подними руку, если слышишь звук.Различение исследуемого звука среди

Слайд 26 Исследование умений и навыков выполнения элементарного звукового анализа.
Положи столько кружков,

сколько звуков я произнесла.
а
ау
иоу

Назови первый звук в слове:
аист Иван утка
арбуз

Илья улитка
альбом иголка улица

«Назови первый и последний звуки в слове».
иголка избушка
улица осы
ослики антилопа

 Исследование умений и навыков выполнения элементарного звукового анализа.Положи столько кружков, сколько звуков я произнесла.аауиоуНазови первый звук в

Слайд 27 
Обследование лексической стороны речи

 Обследование лексической стороны речи

Слайд 28Исследование пассивного словаря
Картинки с изображениями по лексическим темам:
Овощи, одежда, обувь,

транспорт, профессии, и т.д.

Исследование пассивного словаряКартинки с изображениями по лексическим темам:Овощи, одежда, обувь, транспорт, профессии, и т.д.

Слайд 29Исследование активного словаря
Картинки с изображениями по лексическим темам:
Овощи, одежда, обувь,

транспорт, профессии, и т.д.

Исследование активного словаряКартинки с изображениями по лексическим темам:Овощи, одежда, обувь, транспорт, профессии, и т.д.

Слайд 30 
Обследование навыков словообразования

 Обследование навыков словообразования

Слайд 31Образование относительных прилагательных
Варенье из малины — малиновое, а

Образование относительных прилагательныхВаренье из малины — малиновое, а

Слайд 32Образование притяжательных прилагательных
Продолжи:
у собаки лапа собачья, а
у волка —
у медведя


у льва —
клюв у птицы —
гнездо у орла —

Образование притяжательных прилагательныхПродолжи:у собаки лапа собачья, ау волка —у медведя —у льва —клюв у птицы —гнездо у

Слайд 33Образование относительных прилагательных
Варенье из малины — малиновое, а

Образование относительных прилагательныхВаренье из малины — малиновое, а

Слайд 34Образование качественных прилагательных
за хитрость называют хитрым, а
за жадность —
за трусость


если днем мороз, то день —
если дождь —
если ветер —

Образование качественных прилагательныхза хитрость называют хитрым, аза жадность —за трусость —если днем мороз, то день —если дождь

Слайд 35Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением
Ребенку предлагаются парные предметные картинки с

изображением большого и маленького предмета. Что это?

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значениемРебенку предлагаются парные предметные картинки с изображением большого и маленького предмета. Что это?

Слайд 36Образование названий детёнышей животных
У утки, утенок, а у
лиса-лисенок
коза-козленок
кот-котенок

еж-ежонок
утка-утенок-утята, волк-волчонок, медведь-медвежонок, белка-бельчонок, свинья-поросено, курица-цыпленок, лошадь-жеребенок, корова-теленок.

Образование названий детёнышей животныхУ утки, утенок, а улиса-лисенок коза-козленок кот-котенок еж-ежонок утка-утенок-утята, волк-волчонок, медведь-медвежонок, белка-бельчонок, свинья-поросено, курица-цыпленок,

Слайд 37Образование глаголов совершенного и несовершенного видов
 Картинки и предложения с глаголами

совершенного и несовершенного вида (Девочка пьет чай – Девочка выпила

чай. Маша моет руки – Маша вымыла руки. Девочка одевается – Девочка оделась. Мальчик рисует дом – Мальчик нарисовал дом. Мальчик лезет на дерево – Мальчик залез на дерево. Девочка сажает рассаду – Девочка посадила рассаду.).

Рассмотреть картинки и ответить на вопросы: что делает девочка?
Что сделала девочка?
Образование глаголов совершенного и несовершенного видов Картинки и предложения с глаголами совершенного и несовершенного вида (Девочка пьет чай

Слайд 38 
Обследование слоговой структуры слова

 Обследование слоговой структуры слова

Слайд 39Исследование сформированности слоговой структуры слов сложной слоговой структуры
Повтори слова:
скворечник
простокваша
лекарство
троллейбус
телевизор
транспорт
строительство
парикмахерская

 «Назови картинки».
танкист
сковорода
космонавт
аквалангист
термометр
кинотеатр
милиционер
аквариум

Исследование сформированности слоговой структуры слов сложной слоговой структурыПовтори слова:скворечникпростоквашалекарствотроллейбустелевизортранспортстроительствопарикмахерская «Назови картинки».танкистсковородакосмонавтаквалангисттермометркинотеатрмилиционераквариум

Слайд 40Инструкция: «Послушай и ответь на вопросы».
Слова, сложные по семантике, уточняются,

поясняются.
Что жарят на сковороде? (котлеты)
Кто чинит водопровод? (водопроводчик)
Кто проводит экскурсию?

(экскурсовод)
Кто регулирует движение транспорта? (регулировщик)
Кто подстригает волосы? (парикмахер)
Как называют водный дом для рыб? (аквариум)
Кто учит учеников? (учительница)

Исследование слоговой структуры слов при ответах на вопросы:

Инструкция: «Послушай и ответь на вопросы».Слова, сложные по семантике, уточняются, поясняются.Что жарят на сковороде? (котлеты)Кто чинит водопровод?

Слайд 41 
Обследование грамматического строя речи

 Обследование грамматического строя речи

Слайд 42Обследование понимания форм ед. и мн. числа
Используется набор картинок, изображающих

один или несколько подобных предметов. Картинки предъявляются парами. Также могут

быть использованы предметы. Примерные картинки из набора: шар — шары ; гриб— грибы; карандаш — карандаши.
Инструкции: «Дай карандаш», «Дай карандаши»; «Покажи, где карандаш», «Покажи, где карандаши»; «Положи карандаш (карандаши) на книгу».

Обследование понимания форм ед. и мн. числаИспользуется набор картинок, изображающих один или несколько подобных предметов. Картинки предъявляются

Слайд 43Обследование понимания форм ед. и мн. числа прилагательных
Для обследования используют

прием «незаконченной фразы». Например: «На картинке синий ...» или «На

картинке синие ...»; «У Саши (имя испытуемого) есть большая ...»; «Дай желтый ...», «Дай желтые ...»
Обследование понимания форм ед. и мн. числа прилагательныхДля обследования используют прием «незаконченной фразы». Например: «На картинке синий

Слайд 44Обследование понимания форм ед. и мн. числа прилагательных форм мужского

и женского рода глаголов прошедшего времени
Используют картинки, на которых изображены

мальчик и девочка, совершающие одно и то же действие или находящиеся в одном и том же состоянии:
·         Девочка поймала рыбку — мальчик поймал рыбку.
·         Девочка разбила чашку — мальчик разбил чашку.
·         Девочка уронила книгу — мальчик уронил книгу.

Обследование понимания форм ед. и мн. числа прилагательных форм мужского и женского рода глаголов прошедшего времениИспользуют картинки,

Слайд 45Обычно для исследования отбираются предлоги, употребляемые для передачи пространственных отношений: в,

на, под, за, из, позади, впереди, между, через. 
Инструкции для выполнения

могут быть следующими: «Поставь матрешку на стакан»; «Положи хлеб на тарелку»; «Положи карандаш между матрешками»; «Положи карандаш между матрешкой и книгой»; «Положи линейку в книгу»; «Положи карандаш в книгу»; «Положи ручку около цветка» и т.д.

Обследование понимания значения предлогов

Обычно для исследования отбираются предлоги, употребляемые для передачи пространственных отношений: в, на, под, за, из, позади, впереди, между,

Слайд 46 
Обследование связной речи

 Обследование связной речи

Слайд 47Составление рассказа по сюжетной иллюстрации и серии сюжетных иллюстрации

Составление рассказа по сюжетной иллюстрации и серии сюжетных иллюстрации

Слайд 48Пересказ прослушанного текста
ЕЖ Дети пошли гулять в лес. Под кустом они

увидели ежа.  Дети хотели взять ежика, а он свернулся клубочком.

Катя осторожно взяла ежика. Ребята принесли его домой и дали молока.
Пересказ прослушанного текстаЕЖ Дети пошли гулять в лес. Под кустом они увидели ежа.  Дети хотели взять ежика,

Слайд 49Используемая литература:
1. Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей. – М.,

2006.
2. Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей.

– М., 1996.
3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической
работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сборник
методических рекомендаций. – СПб., 2001.
4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонема-
тического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного
возраста. – М., 1999.
5. Логопедическое обследование ребёнка / Автор-составитель С.Е. Боль-
шакова. – М., 1995.
6. Методы обследования речи детей / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2003.

Используемая литература:1. Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей. – М., 2006.2. Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика