Слайд 1Задержки развития детей дошкольного возраста
Выполнила:
Усеинова Э.
Студентка группы С(Д)О-17
Слайд 2Определения ЗПР:
Задержка психического развития – особый тип нарушенного развития, который
характеризуется нарушением познавательной сферы вследствие множества причин.
Задержка психического развития — нарушение
нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Слайд 3 Количество детей с задержками развития неуклонно растет. Причины:
1. Вредности, способствующие
нарушению в развитии ребенка (во время беременности, родов, в раннем
возрасте).
2. Усложняющиеся школьные программы (требования к ребенку растут).
3. Методы диагностики становятся совершеннее (доступно выявление формы и степени нарушения)
Слайд 4ЗПР является пограничным состоянием между нормой и умственной отсталостью. Это
понятие, которое говорит не о стойком, необратимом психическом недоразвитии, а
о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается у ребенка при поступлении в школу. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи.
При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены нерезко, в других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.
Слайд 5 Изучением детей с задержками развития занимались:
речи – В.И.Лубовский, Р.Д.Триггер, Н.Ю.Борякова,
Е.С.Слепович,
мышления – С.А.Домишкевич, И.А.Коробейников, Т.А.Стрекалова, Т.В.Егорова,
памяти – Н.Г.Поддубная, Н.Г.Лутонян, В.Л.Подобед,
игровой
деятельности – Л.В.Кузнецова, Е.С.Слепович
учебной деятельности – У.В.Ульенкова, С.Г.Шевченко, Г.И.Жаренкова,
изучением личности – Е.Е.Дмитриева, Е.Н.Васильева, Т.Н.Павлюк, Г.Н.Ефремова.
Слайд 6 Вероятные причины ЗПР у детей:
- легкие внутриутробные поражения,
-
легкие родовые травмы,
- эндокринные нарушения,
- хромосомные абберации (на 1000 новорожденных
приходится 5-7 детей с хромосомными аномалиями),
- тяжелые кишечно-желудочные заболевания на ранних этапах жизни ребенка,
- недоношенность,
- близнецовость,
- алкоголизм родителей,
- психические заболевания родителей,
- патологические черты характера у родителей,
- постнатальные заболевания воспалительного и травматического характера,
- асфиксии.
Слайд 7Распределение причин ЗПР по степени значимости (У.В.Ульенкова):
67,32% - патология внутриутробного
развития и тяжелые
заболевания на первом году жизни;
39% - внутриутробные инфекции;
33% - родовые и постнатальные травмы;
14% - стрессы во время беременности;
до 14% - генетический фактор.
Слайд 8Возрастные уровни нервно-психического реагирования
у детей и подростков (В.В.Ковалев):
соматовегетативный (0-3 года),
психомотрный
( 4-10лет),
аффективный (7-12лет),
эмоционально-идеаторный (12-16 лет).
Слайд 9На тяжесть задержки влияют:
характер патогенного фактора, время его воздействия
и интенсивность (сила),
2) социальные условия, в которых живет и воспитывается
ребенок.
Слайд 10Классификации ЗПР
Классификация В.В.Лебединского:
1.Общее стойкое недоразвитие.
2.Задержанное развитие.
3.Поврежденное развитие.
4.Дефицитарное развитие.
5.Искаженное развитие.
6.Дисгармоническое развитие.
Слайд 11 Классификация И.А.Юрковой:
1.Нестойкий вариант психофизического инфантилизма, при котором развитие с годами
достигает нормального уровня (временная задержка развития с благоприятной динамикой).
2.Психический инфантилизм
в форме стойкой интеллектуальной недостаточности.
Классификация Е.М.Мастюковой:
1. Доброкачественная неспецифическая ЗПР.
2.Специфическая или церебрально-органическая задержка развития.
Слайд 12 Классификация М.С.Певзнер:
1.Психофизический инфантилизм с недоразвитием эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте.
2.Психофизический
инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности.
3.Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности,
осложненный нейродинамическими нарушениями.
4.Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции.
Слайд 13Классификация К.С.Лебединской:
1. ЗПР конституционального происхождения.
2. ЗПР соматогенного генеза.
3. ЗПР психогенного
генеза.
4. ЗПР церебрально-органического генеза.
Слайд 14Общие признаки задержки психического развития
1.Анатомо-физиологические проявления ЗПР:
-повышенная общая и вегетативная
возбудимость,
-гипердинамические расстройства,
-малый рост и вес,
-нарушение темпа созревания какой-либо системы.
Слайд 15Общие признаки задержки психического развития
2. Особенности ВНИМАНИЯ у детей с
ЗПР:
-неустойчивость,
-ограниченный объем,
-фрагментарность,
-недостаточность концентрации.
Слайд 16Общие признаки задержки психического развития
3. Особенности ВОСПРИЯТИЯ у детей с
ЗПР:
-снижение скорости выполнения перцептивных операций,
-фрагментарность зрительного восприятия,
-снижение анализирующего восприятия,
-замедленный темп
формирования целостного образа предмета,
-неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия,
-недостаточность межсенсорного взаимодействия.
Слайд 17Общие признаки задержки психического развития
4. Особенности ПАМЯТИ у детей с
ЗПР:
-неточность воспроизведения и быстрая утеря информации,
-повышенная тормозимость мнемических следов,
-сниженный объем
памяти,
-низкая скорость запоминания,
-низкая продуктивность и устойчивость произвольного запоминания.
Слайд 18Общие признаки задержки психического развития
5. Особенности МЫШЛЕНИЯ и РЕЧИ у
детей с ЗПР:
-отставание в развитии всех видов мышления,
-недостаточная сформированность аналитико-синтетической
деятельности,
-общее недоразвитие речи,
-задержка речи.
Слайд 19Общие признаки задержки психического развития
6. Особенности ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ у детей
с ЗПР:
-эмоциональная неустойчивость,
-повышенная утомляемость,
-нарушение самоконтроля,
-неуверенность,
-агрессивность.
Слайд 20Общие признаки задержки психического развития
7. Особенности КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ детей с
ЗПР:
-бедность содержания и средств общения,
-преобладание деловых контактов в игре,
-снижение потребности
в общении.
Слайд 218.Особенности ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ детей с ЗПР:
-резкое снижение активность в области
самостоятельной игровой деятельности,
-отсутствие интереса к игрушкам,
-отсутствие совместной деятельности в рамках
сюжетной игры,
-для возникновения сюжетной игры необходимо вмешательство взрослого,
-трудности в формировании воображаемой ситуации и пр.
Слайд 22Общие признаки задержки психического развития
9. ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
детей с ЗПР:
-отсутствие сформированности относительно устойчивого отношения к познавательной деятельности,
-отсутствие
достаточного самоконтроля на всех этапах выполнения задания,
- отсутствие речевой саморегуляции.
Слайд 23ВЫВОДЫ:
нарушение наступает рано, поэтому становление всех психических
функций происходит не только
замедленно, но и искаженно;
для детей с ЗПР характерна неоднородность нарушенных
и сохранных звеньев психической деятельности;
выражена неравномерность формирования разных сторон психической деятельности;
низкая активность во всех видах деятельности;
наиболее нарушенными оказываются эмоционально-личностная сфера, общие характеристики деятельности, работоспособность;
в интеллектуальной деятельности наиболее ярко нарушения проявляются на уровне словесно-логического мышления при относительно более высоком уровне развития наглядных форм мышления;
достаточно высокие потенциальные возможности развития, относительно хорошая обучаемость.