Разделы презентаций


ЗАДОРОЖНАЯ Оксана Владимировна К.пс.наук, доцент Супервизор, эксперт

Содержание

МОДУЛЬ 2 ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1. Детская психология: дошкольный возраст2. Социально-личностное развитие и воспитание детей дошкольного возраста3. Возрастная анатомия, физиология и гигиена4. Конфликтология

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ЗАДОРОЖНАЯ
Оксана Владимировна

К.пс.наук, доцент
Супервизор, эксперт

ЗАДОРОЖНАЯ Оксана ВладимировнаК.пс.наук, доцентСупервизор, эксперт

Слайд 2МОДУЛЬ 2
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1. Детская психология: дошкольный

возраст
2. Социально-личностное развитие и воспитание детей дошкольного возраста
3. Возрастная анатомия,

физиология и гигиена
4. Конфликтология
МОДУЛЬ 2 ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1. Детская психология: дошкольный возраст2. Социально-личностное развитие и воспитание детей дошкольного

Слайд 3Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют

собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни.
Процесс

развития протекает скачкообразно, и разница между отдельными этапами, или периодами, жизни сводится не только к количественным, но и качественным изменениям.
Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение

Слайд 4Под развитием понимается процесс количественных и качественных изменений, происходящих в

организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия

всех его систем.

Развитие включает в себя три основных фактора:
рост,
дифференцировку органов и тканей,
формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Под развитием понимается процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности

Слайд 5Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Характерной особенностью процесса роста детского организма

являются его гетерохронность и волнообразность. Периоды усиленного роста сменяются его

некоторым замедлением.
Возрастная анатомия, физиология и гигиенаХарактерной особенностью процесса роста детского организма являются его гетерохронность и волнообразность. Периоды усиленного

Слайд 6Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в

первый год жизни и в период полового созревания, т. е.

в 11–15 лет.
Если при рождении рост ребенка в среднем равен 50 см, то к концу первого года жизни он достигает 75–80 см, т. е. увеличивается более чем на 50 %;
- масса тела за год утраивается – при рождении ребенка она равна в среднем 3,0–3,5 кг, а к концу года – 9,5–10,0 кг.
Возрастная анатомия, физиология и гигиенаНаибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни и в период полового

Слайд 7В последующие годы до периода полового созревания темп роста снижается,

и ежегодная прибавка массы составляет 1,5–2,0 кг, с увеличением длины

тела на 4–5 см.
С периода новорожденности и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища – в 3 раза, длина руки – в 4 раза, длина ноги – в 5 раз.
В последующие годы до периода полового созревания темп роста снижается, и ежегодная прибавка массы составляет 1,5–2,0 кг,

Слайд 8Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Пропорции тела с возрастом также сильно

меняются. Новорожденный отличается от взрослого человека относительно короткими конечностями, большим

туловищем и большой головой. Высота головы новорожденного составляет 1/4 длины туловища, у ребенка двух лет – 1/5, шести – 1/6, 12 лет – 1/7 и у взрослых – 1/8.
Возрастная анатомия, физиология и гигиенаПропорции тела с возрастом также сильно меняются. Новорожденный отличается от взрослого человека относительно

Слайд 9С возрастом рост головы замедляется, а рост конечностей ускоряется.

С возрастом рост головы замедляется, а рост конечностей ускоряется.

Слайд 10До начала периода полового созревания половые различия в пропорциях тела

отсутствуют, а в период полового созревания (пубертатный период) у юношей

конечности становятся длиннее, а туловище короче и таз уже, чем у девушек.
До начала периода полового созревания половые различия в пропорциях тела отсутствуют, а в период полового созревания (пубертатный

Слайд 11Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Можно отметить три периода различия пропорций

между длиной и шириной тела:
4 до 6 лет
6 до

15 лет
с 15 лет до взрослого состояния.
Размеры головы у детей 4 лет достигают 75–90 % от величины головы взрослого человека. Другие части скелета и после 4 лет продолжают интенсивно расти.
Возрастная анатомия, физиология и гигиенаМожно отметить три периода различия пропорций между длиной и шириной тела: 4 до

Слайд 12Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Нервная система всегда функционирует как единое

целое, но ее отдельные части развиваются и формируются разными темпами

и в различные сроки. Например, часть нервной системы, которая несет импульсы с периферии тела в центральную нервную систему, достаточно зрелая уже при рождении ребенка, окончательно созревает к 6–7 годам.
Та часть нервной системы, которая несет импульсы из центральной нервной системы к рабочим органам – мышцам и железам, окончательно созревает только к 23–25 годам.
Возрастная анатомия, физиология и гигиенаНервная система всегда функционирует как единое целое, но ее отдельные части развиваются и

Слайд 13Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Неравномерность роста – приспособление, выработанное эволюцией.
Бурный

рост тела в длину на первом году жизни связан с

увеличением массы тела, а замедление роста в последующие годы обусловлено проявлением активных процессов дифференцирования органов, тканей, клеток.
Возрастная анатомия, физиология и гигиенаНеравномерность роста – приспособление, выработанное эволюцией.Бурный рост тела в длину на первом году

Слайд 14ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ:

- новорожденность – до 1 мес. жизни;
-

грудной возраст – от 1 мес. до 1 года;
- раннее

детство – от 1 года до 3 лет;
- первое детство – от 4 до 6 лет;
- второе детство: мальчики – от 7 до 11 лет; девочки – от 7 до 10 лет;
- подростковый возраст: мальчики – от 12 до 16 лет; девочки – от 11 до 15 лет;
- юношеский возраст: юноши – от 17 до 21 года; девушки – от 16 до 20 лет.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ: - новорожденность – до 1 мес. жизни;- грудной возраст – от 1 мес. до

Слайд 15Период новорожденности.
Это первый месяц жизни ребенка. Резкое изменение условий

жизни (внеутробное существование) заставляет организм ребенка приспосабливаться к совершенно новым

и постоянно меняющимся факторам внешней среды, что отражается на функциях многих органов и систем новорожденного, иногда вызывает их нарушение.

В первые 2–4 дня у новорожденных наблюдаются такие явления, как потеря в весе (на 6–10 % от веса при рождении), желтушное окрашивание, связанное с временной недостаточностью деятельности печени и усиленным распадом эритроцитов, гиперемия (покраснение кожи, сопровождающееся иногда ее шелушением), недостаточная терморегуляция (температура тела изменяется в зависимости от температуры окружающего воздуха), в результате ребенок может перегреться или переохладиться.

Период новорожденности. Это первый месяц жизни ребенка. Резкое изменение условий жизни (внеутробное существование) заставляет организм ребенка приспосабливаться

Слайд 16Возрастная анатомия, физиология и гигиена
К концу первой – началу второй

недели при нормальных условиях питания и ухода за новорожденным большинство

нарушений почти полностью устраняется.

Материнское молоко в этом периоде представляет основную и единственно полноценную пищу, обеспечивающую правильное развитие ребенка.

Возрастная анатомия, физиология и гигиенаК концу первой – началу второй недели при нормальных условиях питания и ухода

Слайд 17Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Грудной возраст. По окончании периода новорожденности

у грудного ребенка наблюдается интенсивный темп роста и развития, который

ни в каком другом возрасте не бывает столь значительным. В течение первого года масса тела ребенка увеличивается на 200 %, а длина – на 50 %.

Особенно большие прибавки в весе и росте наблюдаются в первую половину года (ежемесячная прибавка в весе составляет 600 г, а в росте – 2,5–3 см).

Возрастная анатомия, физиология и гигиенаГрудной возраст. По окончании периода новорожденности у грудного ребенка наблюдается интенсивный темп роста

Слайд 18Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Грудные дети, особенно в первые месяцы

жизни, не могут длительно бодрствовать. Повышенная активность нервной системы быстро

приводит к торможению, которое, распространяясь по коре и другим отделам головного мозга, вызывает сон.
Возрастная анатомия, физиология и гигиенаГрудные дети, особенно в первые месяцы жизни, не могут длительно бодрствовать. Повышенная активность

Слайд 19Уже на первом году жизни у ребенка начинает формироваться речь.
Недифференцированные

звуки – гуление – постепенно сменяются слогами.
К концу года здоровый

ребенок довольно хорошо понимает речь окружающих его взрослых, сам произносит 5–10 простых слов. Ребенок овладевает речью (запас слов у детей в этом возрасте достигает 200–300, они произносят не только отдельные слова, но и целые фразы).
Уже на первом году жизни у ребенка начинает формироваться речь.Недифференцированные звуки – гуление – постепенно сменяются слогами.К

Слайд 20У грудных детей идет энергичный рост и окостенение скелета, образуются

шейный и поясничный изгибы позвоночника, развиваются мышцы туловища и ног.


К концу года здоровый ребенок
хорошо сидит
прочно стоит на ножках
ходит, однако движения его еще недостаточно координированы.
У грудных детей идет энергичный рост и окостенение скелета, образуются шейный и поясничный изгибы позвоночника, развиваются мышцы

Слайд 21Преддошкольный, или ясельный, возраст (от года до 3 лет)

В этом

возрасте темп роста и развития ребенка несколько замедляется.
Прибавка роста составляет

8–10 см, веса – 4–6 кг за год. Изменяются пропорции тела, относительно уменьшаются размеры головы: с 1/4 длины тела.

Наличие зубов (к концу года их должно быть 8), увеличение количества пищеварительных соков и повышение их концентрации служат основанием для перевода ребенка с грудного вскармливания на общий стол.

Преддошкольный, или ясельный, возраст (от года до 3 лет)В этом возрасте темп роста и развития ребенка несколько

Слайд 22У детей второго года жизни происходит интенсивный рост и формирование

опорно-двигательного аппарата.
Нервная система и органы чувств быстро развиваются, координация

движений улучшается, дети начинают самостоятельно ходить, бегать, что позволяет им шире общаться с окружающим миром.
У детей второго года жизни происходит интенсивный рост и формирование опорно-двигательного аппарата. Нервная система и органы чувств

Слайд 23Более широкое общение с окружающим миром создает и большую возможность

заразиться инфекционными болезнями, с возрастом пассивный иммунитет, переданный ребенку матерью,

ослабевает, угроза возникновения у детей инфекций возрастает.

Вместе с тем острые и хронические расстройства пищеварения и питания в этом возрасте встречаются реже, чем у детей первого года жизни.

Ткани детей раннего возраста еще очень нежны и легко ранимы, в этот период по-прежнему за ребенком нужен хороший уход.
Более широкое общение с окружающим миром создает и большую возможность заразиться инфекционными болезнями, с возрастом пассивный иммунитет,

Слайд 24Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет). Этот период отличается

более медленным темпом роста ребенка. Прибавка роста за год составляет

в среднем 5–8 см, массы тела – около 2 кг.
К 6–7 годам голова составляет лишь 1/6 длины тела.
Благодаря дальнейшему развитию мышечной ткани дети способны:
- выполнять разнообразные физические упражнения, требующие хорошей координации движений;
овладевают умением быстро бегать и прыгать,
свободно ходить по ступеням,
играть на музыкальных инструментах,
рисовать, лепить, вырезать из бумаги.
Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет). Этот период отличается более медленным темпом роста ребенка. Прибавка роста

Слайд 25На третьем году жизни количество слов, используемых детьми в речи,

значительно возрастает, речевые сигналы начинают играть основную роль в организации

поведения ребенка. Произношение отдельных слов и целых фраз ребенок усваивает через подражание, поэтому формирование правильной речи в большой степени зависит от окружающих его людей.

Недостаток внимания со стороны взрослых, острые и хронические заболевания могут вызвать замедление развития речи у ребенка.

На третьем году жизни количество слов, используемых детьми в речи, значительно возрастает, речевые сигналы начинают играть основную

Слайд 26Большинство детей дошкольного возраста не имеет отклонений в поведении. Возникающие

отклонения в поведении детей – нарушение дневного или ночного
сна, недостаточная

двигательная активность, снижение аппетита вплоть до анорексии, появление неадекватных реакций (плаксивость, повышенная раздражительность, драчливость), быстрая утомляемость и большая отвлекаемость во время занятий, неустойчивое, часто пониженное, подавленное настроение – свидетельствуют о функциональных нарушениях центральной нервной системы.
Большинство детей дошкольного возраста не имеет отклонений в поведении. Возникающие отклонения в поведении детей – нарушение дневного

Слайд 27По определению ВОЗ здоровье – это состояние полного телесного, душевного

и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений.

В настоящее время при комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков используются 4 критерия:

Здоровье и физическое развитие ребенка

1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний
2) уровень функционального состояния основных систем организма;
3) степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;
4) уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности.

По определению ВОЗ здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие

Слайд 28Функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием

в необходимых случаях специальных проб. Степень сопротивляемости организма определяют по

подверженности заболеваниям.

О ней судят по количеству острых заболеваний (в том числе и обострений хронических болезней) за предыдущий год.

Функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях специальных проб. Степень сопротивляемости

Слайд 29Уровень психического развития обычно устанавливает детский психолог, принимающий участие в

осмотре.

Уровень психического развития обычно устанавливает детский психолог, принимающий участие в осмотре.

Слайд 30Уровень и степень гармоничности физического развития определяют с помощью антропометрических

исследований, опираясь на региональные стандарты физического развития.
Достигнутый уровень физического

развития определяют путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гармоничности – использованием оценочных таблиц (шкал регрессии).
См. https://studfile.net/preview/6446246/
Уровень и степень гармоничности физического развития определяют с помощью антропометрических исследований, опираясь на региональные стандарты физического развития.

Слайд 31Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка подразумевает отнесение его к

одной из «групп здоровья». Такой подход позволяет проводить сопоставительную оценку

состояния здоровья детей как в момент обследования, так и при динамическом контроле, во время проверки эффективности проводимых профилактических и лечебных мероприятий.
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка подразумевает отнесение его к одной из «групп здоровья». Такой подход позволяет

Слайд 33В зависимости от состояния здоровья, дети подразделяются на следующие группы:
1

Здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций. Сюда относятся

здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, не имеющие уродств, увечий и функциональных отклонений.
В зависимости от состояния здоровья, дети подразделяются на следующие группы:1 Здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем

Слайд 342 Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а

также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям. Сюда следует

относить детей, перенесших инфекционные заболевания, и детей с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии и со значительным дефицитом массы тела, а также часто (4 и более раз в год) болеющих.
2 Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим

Слайд 353 Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными

функциональными возможностями организма.

3 Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма.

Слайд 364 Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными

функциональными возможностями.

4 Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями.

Слайд 375. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно

сниженными функциональными возможностями организма.
Как правило, дети данной группы не

посещают детские учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены.
5. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети

Слайд 38Большое социальное значение имеет, в частности, выделение второй группы здоровья.

Дети, отнесенные к этой группе, как правило, нуждаются в оздоровительных

мероприятиях, так как функциональные возможности их снижены. При отсутствии своевременного врачебного контроля и адекватных лечебно-оздоровительных мероприятий функциональные отклонения могут перейти в болезнь.
Большое социальное значение имеет, в частности, выделение второй группы здоровья. Дети, отнесенные к этой группе, как правило,

Слайд 39О состоянии физического развития ребенка судят на основании совокупности всех

исследуемых признаков.
Чтобы судить о гармоничности его развития, необходимо сопоставить

данные массы тела и окружности грудной клетки с данными длины тела (роста). Если разрыв между показателями массы и длины тела больше установленной в стандарте нормы, следует говорить о начинающейся дисгармонии физического развития, причем полное заключение об этом может дать только врач.
О состоянии физического развития ребенка судят на основании совокупности всех исследуемых признаков. Чтобы судить о гармоничности его

Слайд 40Чем младше ребенок, тем чаще должны проводиться обследования. Дети первого

года жизни обследуются 1 раз в месяц, от 1 года

до 3 лет – 1 раз в 3 месяца, от 3 до 7 лет – не реже 1 раза в полгода.

В зависимости от медицинских показаний ослабленных, отстающих в физическом развитии детей обследуют чаще. Все результаты обследования фиксируются в индивидуальной карте.

Чем младше ребенок, тем чаще должны проводиться обследования. Дети первого года жизни обследуются 1 раз в месяц,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика