Слайд 1 Захириддин Мухаммад Бабур
(1483 - 1530)
Великий узбекский поэт, мыслитель, историк и
государственный деятель; основоположник династии и империи бабуридов.
Слайд 2Юность Захиреддина
Мухаммада Бабура
Родился Захиреддин Бабур 14 февраля
1483 года в Андижане, на востоке Ферганского удела, который принадлежал
его отцу Омар Шейху Мирзе.
С малых лет Бабур воспитывался в Андижане. Отец, опасавшийся своих алчных родственников, владевших западными уделами улуса Чагатая, перенес свой двор из Ферганы в этот город. Мальчик выделялся среди ровесников сноровкой в военных играх, был прирожденным наездником и стрелком.
Слайд 3Наследник престола
При дворе Омара Шейха Мирзы звучали староузбекский (старотюркский), персидский
и арабский языки. Любимые книги Захиреддин зачитывал буквально до дыр.
Он вдохновенно декламировал «Шахнаме» Фирдоуси, прекрасно знал древние сказания и исторические хроники, рассказывающие о подвигах нукеров Чингизхана и Тимура, с благоговением относился к своему великому родственнику Улугбеку. Впрочем, Бабур явно не хотел повторять ошибок Улугбека, ставшего знаменитым ученым, но потерявшим власть в родовом Самарканде, а потом и голову, из-за нежелания быть воином, каковым пристало быть настоящему Тимуриду.
В 11 лет Захиреддин унаследовал трон отца в Фергане. Позже он записал в «Бабур-наме»: «Голубятня упала со скалы вместе с голубями и Омаром-Шейхом, который совершил, таким образом, перелет в мир иной». Мальчик чувствовал себя «как галька, выброшенная на берег». Шел 1494 год…
Слайд 4…Соседи — султаны, беки, ханы, в большинстве своем самые ближайшие
родственники — начали вытеснять такого еще неопытного правителя-подростка из благословенной
долины. «Фергана находится на границе возделанных земель. К востоку от нее — Кашгар, на западе — Самарканд, на юге — горы Бадахшана... Фергана — небольшая область, хлеба и плодов там много. Вокруг Ферганы находятся горы; с западной окраины, где Самарканд и Ходжент, гор нет; зимой с любой стороны, кроме этой, враг не может пройти», — пишет в Записках Бабур о своей родине.
Слайд 5Попытка создать на Родине державу
Борьба с соседними ханами в неспокойной
Средней Азии показала всю бесплодность его попыток создать на родине
державу: слишком много было сильных, хищных и изворотливых соперников… Слава и удача пришли к Бабуру лишь через 30 лет, после постоянных мытарств на чужбине и бесплодных попыток закрепиться в Средней Азии. Трижды он овладевал столицей империи Тимура — Самаркандом, «городом, который хранит Аллах». И трижды возвращался ни с чем. «Во имя спасения Андижана я упустил Самарканд и обнаружил, что, потеряв одно, не удержал и другое», – писал Бабур по поводу «первого пришествия» в город своей мечты в 1497 году…
Слайд 6В июне 1503 года…
В июне 1503 года Бабур был наголову
разбит еще одним потомком Чингизхана, властителем кочевых узбеков Шейбани-ханом. Он
становится изгоем на земле, которая много десятилетий принадлежала его предкам, но еще долго отказывался с этим смириться. Летом 1504 года Бабур покидает последнюю свою твердыню – Горный Бадахшан. С двумя тысячами вышколенных верных нукеров он переходит бурные воды Пянджа и направляется в Герат.
Слайд 7 Путь в Центральную Индию
…Раджпуты, последние соперники Бабура в Хиндустане,
в марте 1527 года собрали почти 100тысячную армию и направились
к Агре. Возле селения Фатипур-Сикри их преградила путь 20тысячная армия завоевателя. Перед началом битвы придворный астролог предрекал Бабуру: «Следует удовольствоваться милостью, дарованной Аллахом». Но полководец пренебрег этим предупреждением. Вновь его воины доказали свое преимущество перед храбрыми, но недисциплинированными воинами-индусами, которые бросались в бессмысленные атаки на мощную артиллерию и ружья. Путь в Центральную Индию был открыт, вскоре и правители Бихара (восточная часть долины Ганга) признали власть султана новообразованной империи Великих Моголов.
Слайд 8ПОЭТ
Одновременно Бабур занимался поэзией. Среди научных трудов
особое место занимает «Трактат об арузе» (1523-25), где рассамаривался теорию
восточной метрики аруз. Бабур обоготил теорию присодии навыми положениями и обобщениями, развил классификацию ее видов и вариантов. В 1521 г. был написан философско-религиозное произведение «Мубаййин», где изложено 5 основ исламского шариата, также в этом же г. написал книгу о налогоблажении «Мубаййину-л-закот». Его начуные призведения «Харб иши» («Военное дело»), «Мусика илми» («Наука о музыке») до сих пор не найден.
Бабур на основе арабской графике составлял «Хатти Бобурий» («Письмо Бабура»), подходящий тюркской фонетике алфавитом переписали Коран, отдельные произведения самого Бабура.
Слайд 9
Газели и Рубаи
А утонченные, по-восточному сладкие,
но абсолютно не приторные, газели и рубаи Бабура стали в
один ряд с жемчужинами Фирдоуси, Навои, Низами, Джами, Саади, Хафиза, Хайама... Да, наследие поэта невелико – чуть больше трех сотен газелей, рубаи, кытов, маснави… Но эти крошечные шедевры стоят многих томов графоманов. Его перу принадлежит законоведческий трактат «Мубайюн», а также научный труд по поэтике – «Аруз рисоласи». Интерес к жизни и творчеству воина и поэта не только не угасает, но и привлекает все больший интерес исследователей в странах Средней Азии, в Индии и Афганистане, в России и Украине, во Франции и Великобритании…
***
Мечтает сердце быть с тобою снова,
Оно не в силах жить без друга дорогого.
Как я к тебе стремлюсь, я говорить боюсь:
Стремление к тебе сильнее дара слова.
***
Твоих обид не дай господь ни другу, ни врагу!
Пылинки верности в тебе найти я не могу.
И если голову у ног твоих я не сложил,
То, захватив ее с собой подальше убегу.
Слайд 10* * *
Ты затруднение мое, художник разреши:
Здесь на платке узор
такой искусный напиши,
Чтоб мысли все мои на нем любимая прочла,
Чтоб
ей открылся весь тайник тоскующей души!
* * *
Иду я, как в бреду, несу свою беду,
И с ношею такой из жизни я уйду,
Хоть знаю: здесь, где ты, не отыскал я счастья,
А там, где нет тебя, подавно не найду.
* * *
Что хочешь, делай бог, с моей душой и телом,
Мой сделай черным лик иль сделай лик мой белым.
В пыль преврати, во прах немилостью своей
Или приблизь меня к щедрот своих пределам.
Слайд 11Смерть выдающегося человека
Смерть забрала этого воистину выдающегося человека 26 декабря
1530 года. Бабур только похоронив сына Алвара, заразился от Хумаюна
дизентерией. Он горячо молился о его спасении: «Господи! Если ты можешь дать одну жизнь в обмен на другую — я, Бабур, отдаю свою жизнь и всего себя за моего сына, Хумаюна» (слова записала любимая дочь Бабура Гульбадан-бегим, оставившая очень ценные воспоминания, названные «Летопись Хумаюна»). Хумаюн выздоровел и унаследовал трон. Доброта сыграла с ним злую шутку – братья Камран, Аскари и Хиндал подняли мятеж. Десять лет Хумаюн боролся с внутренней и внешней угрозой. В 1540 году он был свергнут полководцем отца Шер-шахом Сурой. «Счастливец» повторил страдный путь отца, на целых 5 лет оказавшись в изгнании, брошенный почти всеми приближенными. Сын Бабура на пару лет даже оказался почетным заложником у персидского шаха Тахмаспа. Через год после триумфального возвращения в Дели в 1545 году, Хумаюн также внезапно, как и отец умирает...
Похоронили Захиреддина Бабура неподалеку от Агры. Позднее его останки перевезли в предместье Кабула. Среди цветов Сада Бабура («Баг-и-Бабур») и лежит человек столь причудливой судьбы, как и все восточные владыки – настоящий сатрап. Но есть и «обратная сторона луны», за которой предстает блистательный поэт, писатель, законодатель, музыкант, ученый… Последние строки «Бабур-наме» весьма красноречивы: «Когда завершу книгу, закончится моя жизнь».
Вся жизнь Бабура – сногсшибательные кульбиты, настоящая чересполосица побед и поражений. Накал страстей – воистину сродни шекспировским сюжетам. «Престол не ждет появления завоевателя, мир принадлежит тому, кто спешит», - писал Бабур любимому сыну Хумаюну. Великий воин и поэт, безусловно, принадлежит всему миру. И сегодня звучат в Средней Азии на свадьбах бессмертные газели и рубаи человека, который был уверен, что «проживешь ты сто лет или один день, все равно придется уйти из этих чертогов, радующих сердце».
по теме
Кем был Захириддин Мухаммад Бабур?
Расскажите о юности Бабура.
Расскажите о
его попытки создать на Родине державу.
Что произошло в июне 1503 года?
Когда и кто собрал 100тысячную армию и направился к Агре?
Увлекался ли Бабур творчеством? Как?
Из каких научных трудов Бабура рассматривается теория восточной метрики Аруз?
Что мы можем сказать о поэзии Бабура?
Что мы можем в кратции сказать о жизни Мухаммада Бабура?
Расскажите о смерти Бабура.