Слайд 1Законодательная власть в РФ
Общая характеристика судебной системы. Правоохранительные органы
Слайд 2Законодательная власть РФ
Федеральное собрание - представительный и законодательный орган Российской
Федерации, состоящий из двух палат - Совета Федерации и Государственной
Думы
Совет Федерации
Государственная Дума
Слайд 3Законодательная функция Федерального собрания:
никакой другой орган в Российской Федерации не
может принимать законы на общефедеральном уровне, а его полномочия ни
при каких условиях не могут быть кому-либо переданы или делегированы
Гос.Дума
1906 год
и
2011 год
Слайд 4Представительная функция Федерального собрания:
формируется выборным путем (участвуют граждане, достигшие 18-ти
лет, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при
тайном голосовании)
Слайд 8Состав
Государственной Думы России
5 созыва (2007-2011)
Единая Россия — 315
Коммунистическая партия
Российской Федерации — 57
Либерально-демократическая партия — 40
Справедливая Россия — 38
Слайд 10Законотворческий (законодательный) процесс
Это процесс разработки, обсуждения и принятия ЗАКОНОВ
Имеет отношение
к федеральному и региональному уровню государственной власти
Осуществляется представительным органом власти
(для субъекта РФ – Законодательной Думой)
Регламентируется (для субъектов
РФ): ФЗ№184, Уставом субъекта РФ,
регламентом Законодательной думы,
краевым законом (если есть)
Слайд 11Этапы законотворческого процесса
1. Разработка законопроекта
2. Подготовка пакета
сопроводительных
документов
и внесение
законопроекта в Законодательную Думу
3. Процедура рассмотрения и принятия/отклонения
законопроекта в Думе
4. Направление принятого закона Губернатору
5. Рассмотрение закона Губернатором
6. Государственная регистрация и публикация закона
Слайд 12Разработка законопроекта
Разработка, экспертиза и обсуждение Концепции закона
Принятие Концепции
Разработка текста законопроекта
Проведение
обсуждений и экспертиз текст законопроекта
Доработка текста по результатам экспертиз
Подготовка пакета
сопроводительных документов
Слайд 13Требования к Концепции законопроекта
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНЦЕПЦИИ И РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001
г. N 576 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.08.2004 N 424, от 02.02.2006 N 62)
Слайд 14Концепция законопроекта:
Основная идея
Цели и предмет правового регулирования
Круг лиц,
на которых распространяется действие законопроекта, их новые права и обязанности,
в том числе с учетом ранее имевшихся
Слайд 15Концепция законопроекта
Место будущего закона в системе действующего законодательства с указанием:
отрасли
законодательства, к которой он относится
положений Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных
законов и системообразующих законов Российской Федерации, на реализацию которых направлен данный законопроект
значение, которое будет иметь законопроект для правовой системы
Слайд 16Концепция законопроекта
Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных
отношений с приложением:
анализа действующих в этой сфере законов и иных
нормативных правовых актов
указанием пробелов и противоречий в действующем законодательстве
наличие устаревших норм права, фактически утративших силу
наличие неэффективных положений, не имеющих должного механизма реализации
рациональные и наиболее эффективные способы устранения имеющихся недостатков правового регулирования
Слайд 17Концепция законопроекта
Анализ соответствующей российской и зарубежной правоприменительной практики, а также
результаты проведения:
Статистических
Социологических
Политологических исследований
Слайд 18Концепция законопроекта
Последствия реализации будущего закона:
социально-экономические,
политические,
юридические,
иные
Председатель Государственной Думы
Б.В.Грызлов
Председатель
Совета
Федерации
С.М.Миронов
Слайд 19Продвижение законопроекта (лоббирование)
Подготовка пакета сопроводительных документов и внесение законопроекта в
Законодательную Думу
Процедура рассмотрения и принятия/отклонения законопроекта в Думе
Слайд 20Процедура рассмотрения и принятия/отклонения законопроекта в Думе
Рассмотрение в профильном комитете
Рассмотрение на пленарном заседании (1 чтение)
Направление для внесения поправок субъектам
законодательной инициативы
Рассмотрения внесенных поправок на профильном комитете
Рассмотрение поправок в текст законопроекта на пленарном заседании (2 чтение)
Доработка текста законопроекта с учетом поправок и рассмотрение (профильный комитет), проведение экспертиз
Рассмотрение на пленарном заседании окончательного текста законопроекта (3 чтение)
Слайд 21Как гражданские организации могут участвовать в законотворческой деятельности?
Слайд 22Как гражданские организации могут участвовать в законотворческой деятельности?
Слайд 23Механизмы участия
Субъекты
Права и обязанности
Ответственность
Формы
Процедуры
Механизмы участия граждан и
некоммерческих организаций должны быть ИНСТИУЦИОНАЛИЗИРОВАНЫ!
Слайд 24Институционализация -
Образование стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на формализованных правилах,
законах, обычаях и ритуалах
Институционализация придает социальным процессам:
Легитимность
Объективность
Устойчивость
Слайд 25Институционализация взаимодействия с органами власти
Если одной из сторон взаимодействия выступает
орган власти, то институционализация должна оформляться нормативно – правовым актом,
т.к.:
органам власти для осуществления какой-либо деятельности необходимы предписания – ВСЕ ЧТО НЕ ПРЕДПИСАНО, ЗАПРЕЩЕНО! (принцип публичного права)
второй стороной взаимодействия выступают институты, находящиеся вне самих органов власти, т.е. «неопределенный круг лиц»
Слайд 26На сегодняшний день:
Институционализирован единственный механизм – обращение граждан в орган
государственной власти (федеральный закон №59 «О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»)
Слайд 31Конституционные принципы деятельности суда
Слайд 32Назначение судей
Председатель Верховного Суда и председатель Высшего Арбитражного суда Федерации
назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента
РФ, а заместители председателей этих судов и их члены - Советом Федерации по представлению Президента, учитывающего мнение председателя соответствующего суда и заключение квалификационных коллегий судей этих судов
Судьи всех других федеральных судов назначаются Президентом РФ
Председатель
Верховного Суда РФ
Вячеслав Лебедев
Слайд 34Конституционный суд РФ
Председатель
Конституционного суда РФ
Валерий Зорькин
Слайд 37Уровни Арбитражных судов
Высший Арбитражный суд
Федеральные арбитражные суды округов
Арбитражные суды республик,
краев, областей, автономной области и автономных округов, городов федерального значения
Слайд 38Правоохранительные органы РФ
Прокуратура
Министерство Внутренних дел РФ
Федеральная служба безопасности РФ
Федеральная служба
РФ по контролю за оборотом наркотиков
Таможенные органы РФ
Министерство юстиции РФ
Слайд 40Генеральный
прокурор РФ
Юрий Чайка