Слайд 4Не забыть
отметить посещаемость;
почта группы;
знание английского языка.
Слайд 6Правила
50 баллов – работа в семестре;
50 баллов – ответ на
экзамене.
Оценка:
от 50 баллов – удовлетворительно.
Посещаемость (лекции + семинары):
10 баллов
работы в семестре.
Слайд 8Автоматы…
можно получить, если не сдадите экзамен.
Слайд 9Вместо книг, которых будет много…
Слайд 13психические явления
процессы
состояния
свойства
познавательные сомнение общие способности
эмоциональные аффект темперамент
волевые уверенность характер
Слайд 14психические процессы
познавательные
эмоциональные
волевые
ощущение; - чувства; - мотивы;
(внимание); - эмоции. - стремления;
восприятие; - желания;
(память); - принятие
(воображение); решений.
мышление;
(речь).
Слайд 17Можно ли отделить процессы друг от друга?
«Одни и те же
функции могут выступать в разных «амплуа», и это доказывает всю
условность жёсткого деления психических процессов на какие-либо чётко отграниченные друг от друга группы…»
Соколова Е.Е.
Слайд 18Можно ли отделить процессы от других психических явлений?
«Ясно, что воспринимают,
мыслят, запоминают не восприятие, мышление, память и т.д. как отдельные
процессы (способности, функции), а человек в целом – со всеми своими свойствами, пристрастиями…»
Петухов В.В. с соавт.
Слайд 20Ощущение и восприятие
(sensation and perception)
Слайд 21Ощущение
это отражение свойств предметов объективного мира, возникающее у человека при
их непосредственном воздействии на органы чувств.
Слайд 22Восприятие
это отражение предметов или явлений, целостных ситуаций объективного мира в
совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на
органы чувств.
Слайд 25Целостность + отсутствие деления ощущения и восприятия:
«Соответствие между точечными пятнами
света на сетчатке и точечными ощущениями в мозгу может быть
лишь соответствием интенсивности и светлоты, длины волны и цвета. Если так, то перед мозгом стоит грандиозная задача создания феноменального окружающего мира из точек, различающихся по цвету и светлоте… факт восприятия становится почти сверхъестественным»
Гибсон Дж.
Слайд 26Целостность + отсутствие деления ощущения и восприятия:
«Если объемлющий свет не
структурирован и не дифференцирован, он не дает никакой информации об
окружающем мире, хотя и стимулирует фоторецепторы глаза. Следовательно, есть четкое различие между стимульной информацией и стимуляцией. В нормальных условиях у нас нет ощущений, вызываемых стимулами. Учение о дискретных стимулах неприменимо к обычному зрению»
Гибсон Дж.
Слайд 27Дифференциация ощущения и восприятия:
«Повреждение центров зрительной обработки в мозге может
препятствовать интерпретации информации, поступающей от глаз: ощущения не повреждены, но
способность восприятия нарушена. Ощущение и восприятие – связанные, но отдельные явления»
Schacter et al.
Слайд 28Агнозия
это нарушение различных видов восприятия, возникающее при поражении коры головного
мозга и ближайших подкорковых структур.
Слайд 29Дифференциация ощущения и восприятия:
«Он протянул руку, схватил свою жену за
голову и… попытался приподнять её, чтобы надеть на себя. Этот
человек у меня на глазах принял жену за шляпу! Сама жена при этом осталась вполне спокойна, словно давно привыкла к такого рода вещам»
Сакс О.
Слайд 34Сенсорный брендинг (маркетинг)
Мартин Линдстром
Слайд 35Рецептор
это орган, специально приспособленный для реагирования на раздражитель.
Слайд 36Главные свойства рецепторов:
высокая чувствительность к раздражителям;
специализация по виду раздражителей.
Слайд 39Субъективно-идеалистический vs
объективно-деятельностный подход:
«Существуют и иллюзии, и
галлюцинации, существуют обманы чувств. Но именно поэтому мы и можем
говорить о некоторых показаниях чувств как иллюзиях…, что они в этом отношении отличаются от других объективных, адекватных действительности показаниях органов чувств. Критерием для различения одних от других служит действие, практика, контролирующая объективность наших ощущений как субъективного образа объективного мира»
Рубинштейн С.Л.
Слайд 41Камера сенсорной депривации
(флоат-камера)
Слайд 42Из воспоминаний о камере сенсорной депривации Джона Лилли:
«Однажды, например, мне
удалось “увидеть” свой затылок, на котором лежали мои руки. Когда
я пошевелил пальцами, я увидел, что они шевелятся, но между большим пальцем и остальными я увидел голубое небо. Это, конечно же, не было реальностью; это была галлюцинация. Но суть в том, что, когда я двигал пальцами, их движение полностью согласовывалось с тем, что, по моему представлению, я вижу»
Фейнман Р.Ф.
Слайд 45Основные сенсорные системы:
1) зрение;
2) слух;
3) вкус;
4) обоняние (запах);
5) осязание (прикосновение).
Слайд 47О важности ощущения своего тела:
«Кристина – инвалид, но в чём
её инвалидность, сразу не заметно. С виду она не слепая
и не парализованная. На первый взгляд с ней вообще всё в порядке, и люди обычно считают, что она недоразвитая или притворяется… Кристина обречена жить в мире, который невозможно ни вообразить, ни описать. Точнее было бы назвать его «антимиром» или «немиром» – областью небытия»
Сакс О.
Слайд 48Сэр Чарльз Скотт Шеррингтон и «шестое» чувство
Слайд 50Модальность
принадлежность к определённой сенсорной системе.
Слайд 52Анализатор
осуществляет приём и анализ сенсорной информации определённой модальности.
Включает в себя:
рецептор, проводящие пути, подкорковые ядра и кору.
Слайд 53Классификация ощущений по модальностям (Гусев А.Н.):
- зрительные;
- (кинестетические);
- слуховые; - (органические);
- вкусовые; - (вибрационные);
- обонятельные; - вестибулярные.
- тактильные;
- болевые;
- температурные;
- проприоцептивные;
Слайд 54Классификация ощущений по модальностям (Ананьев Б.Г.):
- зрительные;
- (кинестетические);
- слуховые; - (органические);
- вкусовые; - (вибрационные);
- обонятельные; - вестибулярные.
- тактильные;
- болевые; проприоцептивные = кинестезии
- температурные;
- проприоцептивные;