Слайд 1Школа вожатого СПО «Гротеск»/СПО «infinity»
Занятие 11. Логика смены. Основные периоды.
Особенности работы в нестандартные дни.
Слайд 2План занятия
Регистрация детей.
Поездка в автобусе.
Знакомство с лагерем.
Составление плана смены.
Оформление отрядного уголка.
Отрядные сборы, отрядное место.
Тематический день.
Что делать
с детьми, когда идет дождь.
Родительский день.
Основные правила организации и проведения экскурсии, похода.
Слайд 3Регистрация детей.
Важно! Данная информация – примерная, так как в
каждом лагере есть свои тонкости.
Слайд 4Правила записи
возраст, подходящий отряду,
наличие путёвки и мед. справки,
наличие всей требующейся
одежды,
мальчики записываются отдельно от девочек, параллельно ведётся общий список.
Слайд 5Для регистрации необходимо иметь
табличка с номером отряда и возрастом детей.
тетрадь регистрации (листы)
для записи детей;
ручки;
анкеты для родителей;
два конверта (файла) для путёвок мальчиков и
девочек.
список "Что необходимо ребенку в лагере".
Слайд 7Анкета для родителей
Ф. И. ребёнка;
число, месяц, год рождения;
домашний адрес, телефон;
мать:
Ф. И. О. / место работы / рабочий телефон;
отец: Ф.
И. О. / место работы / рабочий телефон;
увлечения ребёнка;
особые отметки (сведения о здоровье, особенностях семьи, фобиях и т.д.)
Слайд 8Встречая детей в городе
Явитесь к месту сбора заранее (за 1
час до назначенного времени).
Подготовьте место сбора своего отряда.
Составляйте списки мальчиков
и девочек отдельно, выполняйте инструкцию директора лагеря по приему детей, записывайте просьбы родителей.
Проверьте автобус (чистоту, сидения, окна).
Проведите инструктаж с детьми о поведении в пути следования: не открывать окон, не сорить, не вставать без разрешения, в случае необходимости обращаться к воспитателю (вожатому).
Помогите детям попрощаться с родителями, напомните о дате родительского дня. Проверьте детей по списку. Посторонних в автобусе не должно быть.
Доложите директору (старшему вожатому) оздоровительного лагеря о количестве и наличии зарегистрированных вами детей и готовности к отъезду.
Слайд 9При посадке в автобус
Спокойно пересчитайте детей, сделайте сверку по списку.
Организуйте
посадку детей в автобус, учитывая состояние их здоровья, правила этикета
и т. д.
Нежелательно после окончания посадки родителям входить в автобус, даже если у кого-то из детей потекли слезы.
Закончив посадку детей в автобус, вновь пересчитайте их. Убедитесь, что все дети на местах, нет никого посторонних в автобусе.
Доложите директору (старшему вожатому) оздоровительного лагеря.
Слайд 10Поездка в автобусе
Когда родственники скроются за поворотом дороги и махать на
прощанье рукой будет некому, сразу же обратите внимание ваших детей
на себя. спросите, кто помнит, как вас зовут. Представляясь детям – сделайте это в свободной манере, добавив пару слов о себе.
Проговорите с детьми правила ТБ в поездке: не вставать, не есть, если кто захочет в туалет – поднимать руку.
Расскажите о том детском лагере, куда едут Ваши дети, так как родители не всегда снабжают детей полной информацией.
Заложите уже здесь краеугольный камень правил, которые дети ни в коем случае не должны нарушать. Лучше бы, чтобы таких правил было 3-4 штуки – не более, а все остальные правила, в которые вы будете вводить детей, плавно перетекали из краеугольного свода правил.
Играйте с детьми в игры, пойте с ними песни, рассказывайте забавные истории и традиции вашего детского лагеря.
Обратите внимание, что иногда водители портив шума в автобусе.
Слайд 11Игры в автобусе
Снежный ком
Все хором называют своё имя, а потом
каждый должен представиться и назвать то, которе он запомнил
Слова на
первую букву своего имени
Три факта
Города
Ассоциации
Слайд 13Цель
Познакомить ребят с:
территорией лагеря
людьми, которые там работают
режимом работы всех служб
Слайд 14Способы знакомства с лагерем
Экскурсия
Игра по станциям
Карта лагеря
Знакомство в цифрах/Разведка
Слайд 16План смены на отряд
В сетке расставляются кризисные дни.
Накидывается банк идей
по тематике смены (перспективный план смены) .
В сетке ставятся традиционные
и общелагерные мероприятия, привязанные по времени проведения в смене.
Выбираются мероприятия, которые нейтрализуют или сглаживают действия кризисов и ставятся в план-сетку.
Происходит оценка уже поставленных мероприятий и дел по критериям настроения(грустный, веселый, …) и деятельности(интеллектуальный, подвижный, …).
В сетку вносятся произвольные мероприятия и дела из представленных в перспективном плане так, чтобы а) максимально чередовать дни в сетке по настроению и виду деятельности, б) учесть завязку, апогей и развязку смены.
План смены анализируется на ошибки по структуре и динамики смены, в случае выявления - исправляются.
Происходит изготовление реквизита (который нельзя будет изготовить на месте, к примеру ксерокс сценариев, вожатская тетрадка с набором игр, мероприятий и дел, песенники и так далее) с учетом ранее уже подобранных мероприятий.
Корректировка в оргпериод план-сетки отряда на смену с учетом мнения детей.
Слайд 19Оформление отрядного уголка
Отрядный уголок - это место, где постоянно работает
отряд и стенд, отражающий жизнь отряда.
Слайд 20Основные рубрики
название отряда
девиз отряда
отрядная песня, эмблема (если есть)
расписание кружков
распорядок дня
(лагерный и отрядный)
списки детей, желательно – с разбивкой на палаты
Общелагерная
и внутриотрядная план-сетка
списки именинников текущей смены
адрес лагеря, кодекс отряда (если хватит места)
грамоты и награды отряда (вешаются в течение смены)
Отрядная почта
Забор настроения
Слайд 22Тематический день.
Тематический день — программа содержательной деятельности детей и
взрослых вокруг какой-либо темы, проблемы.
Тематические дни, как правило, имеют название,
например: День именинника, День мам, «Помнит мир спасенный...», «Его величество театр» и т. д.
Программа дня может включать различные направления деятельности:
интеллектуальное (викторины, игры);
трудовое (труддесанты, работа в творческих мастерских);
творческое (конкурсы, концерты);
спортивное (соревнования, эстафеты);
организаторское (советы дел, ведущие, оргкомитет, члены жюри).
Содержание дня разрабатывается в зависимости от возраста детей (одновозрастный или разновозрастный коллектив) и специфики лагеря (лагерь дневного пребывания, круглосуточный и др.).
Слайд 23Что делать с детьми, когда идет дождь
Слайд 25Как отпустить ребенка из отряда (с родителями или законными представителями)
На
территории отряда в зоне видимости, при этом необходимо обговорить время
встречи и решаемые проблемы.
Вне территории отряда при наличии заявления родителей (законных представителей) на имя директора лагеря с точными указанием времени возвращения в отряд, место предполагаемого отдыха, телефон для связи (если есть).
Вне территории отряда с отъездом домой на ночь или более, при этом заявление должно быть написано родителями (или законными представителями) на имя директора лагеря с указанием причина отпуска и подписано им. Данное заявление хранится у старшего воспитателя (старшего вожатого, старшего смены ...) до возвращения ребенка.
Категорически не допускается отпускать детей с неизвестными лицами, даже называющими себя родственниками, братьями, сестрами, родителями подруги или друга и т.д. без письменного разрешения заместителя директора лагеря. В случае сомнения в родственных связях вверенного вам ребенка с прибывшими гостями сообщите о нем директору лагеря, и не отпускайте ребенка без выданного письменного разрешения.
Слайд 26Жизнь отряда в родительский день
Подготовьте детей: морально и внешне
Подготовьте корпус:
чистота и порядок
выставка достижений детей
все дорогостоящие приборы (телефоны,
ноутбуки и т.д.) спрятаны
родители должны снимать обувь при входе в корпус!
Можно подготовить небольшой концерт или общую игру с родителями и детьми, чтобы те, к кому родители не приехали, не чувствовали себя забытыми
Слайд 27Основные правила организации и проведения экскурсии, похода.
Слайд 28экскурсия
Экскурсия - это групповое посещение одного или нескольких экскурсионных объектов
в учебно-познавательных, оздоровительных, развлекательных и воспитательных целях.
Маршрут и программа посещений
согласовываются с руководством лагеря.
Дети, не допущенные к экскурсии, передаются на это время подменному воспитателю или дежурному по территории по акту приема-передачи, что фиксируется в соответствующем документе.
Во время поездки, в автобусе обязательно должны находиться педагоги. При посещении аквапарка количество сопровождающих выше.
Педагоги, участвующие в экскурсионной поездке:
- заполняют маршрутный лист, заверенный начальником лагеря, заместителем начальника лагеря по образовательной работе, врачом, в двух экземплярах (первый экземпляр берёт с собой на экскурсию, второй - остаётся в лагере у воспитателей, оставшихся с детьми) с указанием места и времени остановок, количества детей и взрослых, участвующих в поездке, и детей, оставшихся в лагере;
- проводят беседу с детьми с записью в педагогическом дневнике о правилах поведения в автобусе, о порядке посадки и высадки, об остановках на отдых, о том, как вести себя в случае, если кто-то почувствует себя в дороге плохо;
- получает в медпункте аптечку, консультируется с врачом по поводу правильного применения средств, находящихся в аптечке;
- лично проводит всех ребят, остающихся в лагере, к воспитателю (дежурному или подменному), который будет отвечать за них на время поездки;
- контролирует соответствие перевозимых пассажиров и количество мест сидения. Количество пассажиров не должно превышать количество мест для сидения;
- организует посадку отряда в автобус под наблюдением водителя;
- входит в салон автобуса последним, проверяя списочное количество детей;
- контролирует, чтобы первые места в автобусе занимали те, кто плохо переносит дорогу;
- проверяет наличие пластиковых бутылок с питьевой водой (из расчета 0,5 л воды на одного ребенка);
Педагоги должны сидеть в автобусе таким образом, чтобы один из них находился в передней части автобуса у двери (следил за самочувствием сидящих там детей, общался с водителем и т.п.), а другой - в задней части автобуса у двери (следил за самочувствием детей, помогал организовывать их во время поездки и т.п.). Если оба педагога задействованы в проведении экскурсионно-игровой программы, то они периодически меняются местами. Один назначается старшим по автобусу распоряжением начальника лагеря и осуществляет общий контроль за организацией поездки в автобусе и совместно с водителем заполняет акт приёма-передачи автобуса.
Дети обязаны:
- ожидать автобус только на тротуаре, на посадочной площадке или на обочине дороги;
- при посадке в автобус не создавать суеты, беспорядка;
- заходить и выходит из автобуса только по команде педагога;
- сесть на свободные места и пристегнуть ремни безопасности.
По экскурсионному объекту отряд должен передвигаться в полном составе вместе с педагогами и экскурсоводом.
Передвигаясь по населённому пункту, необходимо следовать только по пешеходным дорожкам и соблюдать правила дорожного движения для пешеходов.
Участникам экскурсии необходимо слушать экскурсовода, быть внимательными, не отвлекаться и не отвлекать других, посещать только те экскурсионные объекты, посещение которых запланировано экскурсией.
По окончании поездки педагог обязан:
- обеспечить организованный выход детей из автобуса;
- осмотреть все сиденья, забрать забытые вещи, убрать оставшийся мусор;
- сдать в медицинский пункт аптечку, выданную на время поездки.
Слайд 29поход
1.1.Туристский поход, экспедиция (далее - путешествие) проходят по маршрутам, специально
разработанным отделом эколого-туристских и экскурсионных программ.
1.2. За 3 дня до
путешествия вожатый обязан оповестить руководителя ДОЦ, за день до путешествия подать письменную заявку.
2.1. Руководитель ДОЦ обязан оказать содействие руководителям групп в организации и проведении путешествия и выдать соответствующие распоряжения.
2.2. Заведующий столовой детского лагеря обеспечивает походные группы продуктами питания по предварительной заявке начальника лагеря (в случае невыхода группы на маршрут в столовой должен иметься запас продуктов для приготовления пищи участникам похода; сухой паек руководитель путешествия обязан сдать в столовую).
2.3. Врач детского лагеря:
- организует тщательный осмотр участников путешествия;
- визирует списки участников путешествия, назначает медицинского работника для участия в путешествии, заверяет заполненный маршрутный лист.
2.4. Педагог детского лагеря, участвующий в путешествии и не являющийся руководителем: - несет ответственность за жизнь и здоровье детей своего отряда (группы);
- выполняет распоряжения руководителя путешествия по подготовке к путешествию;
- помогает участникам путешествия при получении снаряжения и продуктов питания;
- участвует в подготовке, выполняет поручения руководителя путешествия.
2.5. Руководитель до начала путешествия обязан:
- обеспечить походные группы необходимым снаряжением и следить за его состоянием;
- подать заявку на снятие с питания детей за 3 дня до похода с получением сухого пайка, заверить заполненный маршрутный лист либо список походной группы, подготовить участников путешествия (укомплектовать походную аптечку, проверить наличие и соответствие погодным условиям обуви, головных уборов, одежды участников путешествия).
3.1. Руководитель обязан:
- строго соблюдать утвержденный маршрут, графики движения и сроки выхода группы на связь (если это предусматривается);
- принимать необходимые меры, направленные на обеспечение безопасности участников путешествия;
3.2. Участник во время похода обязан:
- соблюдать дисциплину, а также выполнять возложенные на него походной группой поручения;
- своевременно и качественно выполнять указания руководителя путешествия и его заместителя;
- знать и неукоснительно соблюдать правила безопасности в путешествии, в том числе правила пожарной безопасности, правила поведения на воде, способы предупреждения травматизма и оказания помощи;
- бережно относиться к природе, к памятникам истории и культуры;
-своевременно информировать руководителя путешествия или его заместителя об ухудшении состояния здоровья или о травмах участников путешествия.
3.3. Для недопущения инфекционных заболеваний во время туристических походов, экспедиций, экскурсий необходимо:
- защищать продукты питания от переносчиков инфекционных заболеваний (насекомых и грызунов);
- не употреблять в пищу непроверенные продукты питания и воду из подозрительных источников;
- не употреблять сырую воду;
- овощи и фрукты тщательно промывать и обливать кипятком, хлеб обжигать на огне;
- хранить продукты питания и воду в плотно закрытой таре.
3.4. Вожатым запрещается:
- оставлять детей без присмотра;
- отлучаться по каким-либо причинам;
- проводить туристские и скальные занятия, а также экскурсии в потенциально опасные места без разрешения руководителя путешествия.
4.1. Руководитель обязан: - принимать необходимые меры, вплоть до прекращения путешествия, в связи с возникшими опасностями, природными явлениями или другими обстоятельствами, а также в случае необходимости оказания помощи пострадавшим; - сообщить о происшедшем несчастном случае начальнику ДОЦ.
5.1. Руководитель обязан: - сопроводить участников похода до их места расположения; - доложить о завершении путешествия руководителю ЛОЦ.