Слайд 1Школа вожатого СПО «Гротеск»/СПО «infinity»
Занятие 3. Особенности работы с детьми
различных возрастных категорий в условиях ДОЛ. 11-15 лет
Слайд 2Подростковое детство
Общая характеристика.
Психолого-педагогические доминанты развития.
Акселерация
Потребности подростков
Способ консуммации
Создание ситуаций
успеха
Суицидальное поведение подростков, его причины.
Предупреждение вредных привычек: курение, алкоголизм, наркомания
Принципы партнёрства
и сотрудничества в работе с подростками.
Особенности работы с детьми в условиях автономии от их привычного окружения.
Слайд 3Общая характеристика ребенка 11-15 лет
Слайд 4Психолого-педагогические доминанты развития
Слайд 5Ведущая деятельность - учебная
Актуальны: мастер-классы, интеллектуальные и интеллектуально-подвижные игры
Так как
есть стремление к независимости, рекомендуется активно задействовать ребят в разработке
и проведении мероприятий
После проведения мероприятий обязательно собираем отзывы, анализируем!
Слайд 6Центральные новообразования
Абстрактное мышление: ребёнок может в уме представить ту или
иную ситуацию и смоделировать своё поведение в ней; начинает чаще
оперировать абстрактными понятиями (любовь, Родина, ценность, чувства и т.д.)
Половая идентификация: происходит формирование поло-ролевых моделей поведения. Осторожно! 1) Если модели поведения сформированы неверно, может проявляться бытовой шовинизм (отношение к представителям другого пола как к «низким, недочеловекам»); 2) Начинаются проявляться особенности сексуального поведения, в том числе ЛГБТ. И в том, и в другом случае необходимо не допускать травли.
Чувство «взрослости»: ребята смотрят на вожатого как на равного, требуют автономии в принятии решения. Внимание! В условиях педагогической запущенности начинают курить, употреблять алкоголь, могут начать половую жизнь.
Переоценка ценностей: ребёнок соотносит ценности, полученные от родителей, с ценностями своих ровесников, часто перенимая последние. Внимание! Если компания ребенка ведет социально неприемлемый образ жизни, ребёнок усвоит их ценности!
Автономная мораль:
Слайд 7Доминанты по Л.С. Выгодскому. Эгоцентрическая доминанта
Интерес подростка к самому себе
Слайд 8Доминанты по Л.С. Выгодскому. Доминанта дали
установка подростка на обширные, большие
масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние,
текущие, сегодняшние. (Как следствие – работа с ближней зоной равития)
Слайд 9Доминанты по Л.С. Выгодскому. доминанта усилия
тяга подростка к сопротивлению, преодолению,
к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе
против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях
Слайд 10Доминанты по Л.С. Выгодскому. доминанта романтики
стремление подростка к неизвестному, рискованному,
к приключениям, к героизму
Слайд 11акселлерация
ускоренное развитие живого организма.
Слайд 13Потребность во «взрослом» обращении.
Слайд 14Потребность в общении со сверстниками
Слайд 15Потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе
Слайд 16потребность в активной познавательной деятельности
Слайд 17Потребность в половой идентификации
Слайд 18Социальная ситуация развития
переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной
взрослости, промежуточное положение между детством и взрослостью
Слайд 19консуммация
Термин, употребляемый иногда для одной из составляющих брака, а именно первого
осуществления брачных отношений (полового акта)
Слайд 20Причины суицидального поведения подростков
Убеждения представляют собой идею, в истинность которой
человек верит, которую готов отстаивать и которой руководствуется в повседневной
деятельности. Ребенок с большой силой верит в те общечеловеческие идеи, которые доступны его возможностям, его пониманию: вера в родительскую любовь; вера в могущество взрослых; вера в свое бессмертие; вера в свою неповторимость; вера в красоту и неповторимость Родины и т.д.
Слайд 21Как сформировать НДУ?
1. Опора на положительные качества и вера
в оптимистическую перспективу их развития.
2. Признание за школьником не только
его статуса учащегося, но и всех гражданских прав, которыми он располагает, создание условий для их реализации.
3. Реализация потребности ребенка ощущать себя «неповторимым человеком», создание ему возможности чувствовать именно себя, единственного и неповторимого, в центре внимания и заботы педагога, как это происходит в семье.
4. Признавать за ним право на те формы уважительного, культурного отношения, которые существуют между взрослыми людьми
(включая право на признание ошибок взрослыми, извинение перед ним и т. п.).
5. Реализация принципа сотрудничества с педагогами с учетом возраста и возможностей учащихся.
Слайд 22Создание ситуаций успеха. Неожиданная радость
это чувство удовлетворения оттого, что результаты
деятельности ребенка превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, неожиданная
радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности вожатого.
Слайд 23Создание ситуаций успеха. Общая радость
Общей радостью считают только те
реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют
его усилия.
Слайд 24Создание ситуаций успеха. Радость познания
Радость познания по своей сути альтруистична.
Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может
вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение.
Слайд 25Особенности работы с детьми младшего возраста в условиях автономии от
их привычного окружения, когда нет рядом родных и близких.