Слайд 1Занятие № 18
Высшая нервная деятельность
Подготовил: к.м.н., преподаватель
Аверин Эдуард Михайлович
Слайд 2Вопросы
Критерии оценки психической деятельности. Структуры, осуществляющие психическую деятельность.
Условный рефлекс,
виды, торможение условного рефлекса.
Формирование динамического стереотипа. I и II
сигнальные системы.
Типы высшей нервной деятельности.
Физиологические основы памяти, речи, сознания. Зоны речи в коре конечного мозга.
Слайд 3Выработка условного мигательного рефлекса у человека на подкрепление безусловным раздражителем
Цель
опыта. Выработать условный мигательный рефлекс у человека.
Необходимое оборудование. Штатив с
укреплённой на нём пипеткой, резиновая груша с трубкой, настольная лампа с ключом.
Объект исследования. Человек.
Ход опыта. Испытуемый садится на стул. Пипетка устанавливается на уровне глаза на расстоянии 8-10 см от него. Лампа ставится на стол перед испытуемым. Экспериментатор включает лампу и через 1-2 секунды нажимает грушу. Воздействие струи воздуха на роговую оболочку глаза вызывает безусловный мигательный рефлекс. Проводят 10-12 сочетаний условного раздражителя (включение лампы) с безусловным раздражителем.
Результат опыта.
Сделать вывод.
Слайд 4Выработка условного двигательного рефлекса у человека на речевом подкреплении
Цель опыта.
Выработать двигательный условный рефлекс у человека на речевом подкреплении.
Необходимое оборудование.
Штатив, капсула Марея, резиновая груша, настольная лампа.
Ход опыта. Рука испытуемого располагается на резиновой груше, соединённой трубкой с капсулой Марея. Настольная лампа помещается на столе перед испытуемым. Экспериментатор включает лампу и через 1-2 секунды даёт словесный приказ “нажмите грушу”. Момент нажатия на грушу регистрируется по поднятию рычажка капсулы Марея. После 13-14 сочетаний зажигания лампочки и словесного приказания вырабатывается условный рефлекс.
Результат опыта.
Сделать вывод.
Слайд 5Определение кратковременной памяти
Цель опыта. Изучить особенности кратковременной памяти у человека.
Необходимое
оборудование. Описание метода исследования.
Объект исследования. Человек.
Ход опыта.
I. В течении
40 секунд студентам зачитывают 20 цифр.
Например: 2, 39, 50, 9, 15, 6, 21, 34, 17, 40, 8, 19, 33, 4, 61, 5, 13, 16, 3, 69.
После этого студенты за одну минуту на память записывают услышанные цифры.
II. Проводится проверка правильного воспроизведения цифр и высчитывается объём кратковременной памяти.
Результат опыта. Пример расчёта. Из 20 цифр запомнилось 11.
20 – 100%
11 – x% x – 55%
55% - это и есть кратковременной памяти.
Сделать вывод.
Слайд 6Типы высшей нервной деятельности
Цель опыта. Изучить особенности высшей нервной деятельности
человека.
Необходимое оборудование. Паспорт темперамента.
Объект исследования. Человек.
Ход опыта. Преподаватель читает признаки
темперамента. Студенты записывают номера признаков, характерных для их личности. Затем в соответствии с “Ключом” темперамента каждый студент определяет особенности высшей нервной деятельности.
Результат опыта.
Сделать вывод.
Слайд 7Паспорт темперамента
Утверждения:
1) Неусидчивы и суетливы. 2) Веселы и жизнерадостны
3) Спокойны и хладнокровны. 4) Стеснительны и застенчивы. 5) Невыдержанны
и вспыльчивы. 6) Энергичны и деловиты. 7) Последовательны и обстоятельны в делах. 8) Теряетесь в новой обстановке. 9) Нетерпимы. 10) Часто не доводите начатое дело до конца. 11) Осторожны и рассудительны. 12) Затрудняетесь установить контакт с малознакомыми людьми. 13) Резки и прямолинейны в отношении с людьми. 14) Склонны переоценивать себя. 15) Умеете ждать. 16) Способны быстро схватывать новое. 17) Решительны и инициативны. 18) Не верите в свои силы. 19) Молчаливы и не любите попусту болтать. 20) Легко переносите одиночество.
Слайд 821) Упрямы. 22) Неустойчивы в интересах и склонностях. 23)Обладаете спокойной
и равномерной речью. 24) Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.
25) Находчивы в споре. 26) Легко переживаете неприятности и неудачи. 27) Сдержанны и терпеливы. 28) Склонны уходить в себя. 29 )Работаете рывками. 30) Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам. 31) Доводите до конца начатое дело. 32) Быстро утомляетесь. 33) Склонны к риску. 34) С увлечением берётесь за любое новое дело. 35) Не растрачиваете попусту силы. 36) Обладаете слабой тихой речью, иногда снижающейся до шёпота. 37) Незлопамятны и необидчивы. 38) Быстро остываете, если дело перестаёт вас интересовать. 39) Строго придерживаетесь выработанного распорядка в жизни, системы в работе. 40) Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника. 41) Обладаете быстрой, страстной речью со сбивчивой интонацией. 42) Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одного дела на другое. 43) Легко сдерживаете порывы. 44) Впечатлительны до слезливости. 45) Неуравновешанны и склонны к горячности.
Слайд 946) Тяготитесь однообразием будничной кропотливой работой. 47) Мало восприимчивы к
одобрению и порицанию. 48) Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.
49) Агрессивный забияка. 50) Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми. 51) Незлобны, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес. 52) Предъявляете высокие требования к себе и окружающим. 53)Нетерпимы к недостаткам. 54) Выносливы и работоспособны. 55) Постоянны в своих отношениях и интересах. 56) Склонны к подозрительности, мнительности. 57) Обладаете выразительной мимикой, живыми жестами. 58) Обладаете быстрой, громкой, отчётливой речью, сопровождающейся выразительной мимикой, жестами. 59) Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое.
Слайд 1060) Болезненно чувствительны и легко ранимы. 61) Способны быстро действовать
и решать. 62) Сохраняете самообладание в неожиданной и сложной обстановке.
63) Равны в отношении со всеми. 64) чрезмерно обидчивы. 65) Неустанно стремитесь к новому. 66) Обладаете всегда бодрым настроением. 67) Любите аккуратность и порядок во всём. 68) Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями. 69) Обладаете резкими порывистыми движениями. 70) Быстро засыпаете и пробуждаетесь. 71) С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке. 72) Мало активны и робки. 73) Настойчивы в достижении поставленной цели. 74) Часто не собраны, проявляете поспешность в решении. 75) Обладаете выдержкой. 76) Безропотно покорны. 77) Склонны к резким сменам настроения. 78) Склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться. 79) Стремитесь вызывать сочувствие и помощь у окружающих.
Слайд 11“Ключ” темперамента для экспериментатора:
Холерик – номера утверждения: 1, 5, 9,
13, 17, 21, 25, 29, 33, 37, 41, 61, 45,
49, 53, 57, 65, 69, 74, 77.
Флегматик номера утверждения: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39, 43, 47, 51, 55, 59, 63, 67, 71, 75.
Меланхолик – номера утверждения: 4, 8, 12, 20, 16, 24, 28, 32, 36, 40, 44, 48, 52, 56, 60, 64, 68, 72, 76, 79.
Сангвиник – номера утверждения: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38, 42, 46, 50, 54, 58, 62, 66, 70 ,73, 78.
Слайд 12Ситуационные задачи:
№1
Исчезнет ли условный рефлекс, если нарушена ассоциативная связь
между отделами коры головного мозга, участвующими в образовании этого условного
рефлекса ?
№2
Как узнать, может ли животное отличить круг от эллипса?
№3
Можно ли у человека образовать условный рефлекс, не прибегая к многократному сочетанию искусственного условного сигнала и безусловного раздражителя?
№4
У собаки выработан условный рефлекс на слово «звонок». Проявиться ли условный рефлекс, если теперь дать в качестве условного сигнала настоящий звонок?
Слайд 13№5
Что произойдет со слуховыми условными рефлексами после удаления затылочной или
височной долей мозга?
№6
В результате автомобильной аварии водитель получил травму головы
и потерял возможность воспроизвести свое прошлое (ретроградная амнезия). Функция какого полушария у него нарушена ?
№7
После дачи наркоза человек не помнит информации, которая ему была предложена до наркоза. В пользу какой теории кратковременной памяти свидетельствует этот факт?
№8
Человек стал забывать названия предметов. Какой центр, имеющий отношение к речи, поражен и в какой доле больших полушарий он находится?
Слайд 14№9
При каких условиях возникает срыв высшей нервной деятельности?
№10
У человека нарушено
абстрактное мышление. Функция какого полушария нарушена?
№11
Больной-правша не помнит названий предметов,
но дает правильное описание их назначения. Какая область головного мозга у этого человека поражена?
№12
После травмы черепа больной жалуется на расстройства сна. Назовите вероятную локализацию травматического очага в ЦНС.