Слайд 2Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы примерно шестьдесят тысяч лет
тому назад. В то время люди ещё не знали металла
и орудия труда изготовляли из камня; отсюда и название эпохи - каменный век. Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода - каменным орудиям и сосудам из глины, хотя в этом не было практической необходимости. Зачем они так поступали? На этот счёт мы можем строить лишь предположения.
Одной из причин возникновения искусства считают человеческую потребность в красоте и радости творчества, другой - верования того времени. С поверьями связывают прекрасные памятники каменного века - написанные красками, а также выгравированные на камне изображения, которыми покрывали стены и потолки подземных пещер - пещерные росписи.
Слайд 3Пещерные росписи
Точное время создания пещерных росписей до
сих пор установить не удалось. Самые прекрасные из них были
созданы, по мнению учёных, примерно двадцать - десять тысяч лет назад.
В то время большую часть Европы покрывал толстый слой льда; пригодной для обитания оставалась лишь южная часть материка. Ледник медленно отступал, а вслед за ним двигались на север первобытные охотники. Можно предположить, что в тяжелейших условиях той поры все силы человека уходили на борьбу с голодом, холодом и хищными зверями. Тем не менее он создавал великолепные росписи. На стенах пещер изображены десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться; среди них встречались и такие, которые будут приручены человеком - быки, лошади, северные олени и другие.
Пещерные росписи сохранили облик и таких зверей, которые позднее совсем вымерли: мамонты и пещерные медведи.
Слайд 4Первые произведения первобытного изобразительно-го искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний
палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция).
Пещера Ориньяк
Слайд 5 Наскальные рисунки и живопись разнообразны по манере
исполнения. Взаимные пропорции изображаемых животных (горный козел, лев, мамонты и
бизоны) обычно не соблюдались — огромный тур мог быть изображен рядом с крошечной лошадью
Слайд 6Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги
например, изображали животное набегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных
фигур почти нет. Археологи так и не обнаружили в древнекаменном веке пейзажных рисунков. Почему? Может быть, это еще раз доказывает первичность религиозной и вторичность эстетической функции культуры. Животных боялись и им поклонялись, деревьями и растениями только любовались.
Слайд 7Для пещерной живописи характерно сочетание изображений животных и линейных штрихов
— типичное явление, где голова самки оленя пересечена многочисленными извилистыми
линиями, наложенными друг на друга. Неизвестно, имеют ли они некое магическое значение, или речь идет о предварительных набросках по сырой глине.
Слайд 9План пещеры Ласко
Пещера Ласко находится в историческом регионе Франции
Перигоре. Она расположена на левом берегу реки Везер в известняковом
холме.
Пещера была случайно открыта 12 сентября 1940 года четырьмя подростками. Они наткнулись на узкое отверстие, образовавшееся после падения сосны, в которую попала молния.
Возраст рисунков превышает 20 тысяч лет.
С 1979 года весь подземный комплекс внесен в
Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Слайд 10В отличие от многих других пещер региона, Ласко — относительно «сухая»
пещера. Слой непроницаемого мрамора ограждает её от проникновения воды.
Совокупность
галерей имеет длину примерно в 250 м при средней высоте в 30 м. Расписанная часть пещеры находится в основном в верхней части системы.
Слайд 11
Чтобы упростить описание,
пещеру по традиции разделили на
некоторое количество зон, соответствующих залам и определенной цветовой гамме. Эти образные названия, которые существуют сейчас, предложил А. Брейль.
Первый зал — это «зал быков» или «ротонда» : длина — 17 м, ширина — 6 м и высота — 7 м.
«Зал быков» переходит в «осевой проход» более узкую галерею, той же длины
Из «зала быков» можно попасть в «пассаж» - галерею длиной в 15 м.
За «проходом» находится «неф» более высокий, длиной в 20 м.
Далее находится «кошачий лаз» - узкий коридор длиной 20 м.
«Апсида»— это круглый зал, который находится на востоке в месте
соединения «прохода» и «нефа».
«шахта» или «колодец» находятся за апсидой.
Слайд 12Всего в пещере Ласко
обнаружено 1433
Наскальных рисунка.
Животные,
изображенные
на стенах Ласко
- в
основном это лошади,
зубры, бизоны, олени
и каменные бараны.
Наиболее известным
является зал
быков.
Слайд 13В «зале быков» находится самая красочная композиция Ласко.
Ее кальцитные
стены плохо подходили для гравировки, поэтому были украшены живописными изображениями
внушительных размеров: некоторые из них достигают
5 м в длину
Слайд 15
Другие изображения животных встречаются реже поскольку эти животные часто представляли
потенциальную опасность для человека (например, медведи, носороги и крупные животные
из семейства кошачьих).
Зал «Кошачий лаз» обязан своим именем изображению группы животных семейства кошачьих.
Слайд 16Два ряда зубров расположены друг напротив друга, два с одной
стороны и три с другой.
Слайд 17Двум зубрам с северной стены сопутствуют десяток лошадей и большое
загадочное животное, на лбу которого изображено нечто вроде рога, за
что он и получил название «единорог».
Слайд 18На рисунке видна убегающая лошадь, нарисованная марганцевым мелком на высоте
2,50 м от уровня грунта.
Некоторые животные изображены на потолке и
будто перебегают с одной стены на другую, выполнение таких изображений требовало строительства лесов.
Слайд 19Гравированный северный олень в «апсиде»
Слайд 20Одна из самых загадочных сцен Ласко: падающий человек между бизоном
и носорогом.
У человека птичья голова, бизон поражен дротиком, а
носорог будто удаляется от этой сцены.
Рядом с человеком изображен удлинённый предмет, увенчанный фигурой птицы, быть может, это планка, которую привязывали к копью или гарпуну для усиления броска.
Изображение находится в «Шахте»
Слайд 21Кроме того, в данной композиции присутствуют две группы интересных знаков:
- между человеком и носорогам — три пары точек (такие же
есть в глубине «кошачьего лаза» и в самой отдаленной части пещеры);
- под изображением человека и бизона — сложный зубчатый символ.
Практически идентичные знаки можно найти и на других стенах, на остриях дротиков и на светильнике, найденных неподалеку от этого места.
Слайд 22В 1963 году пещера Ласко была закрыта для посетителей с
целью обеспечить охрану уникальных рисунков от воздействия углекислого газа и
микробов, которых "приносили" с собой более 100 тысяч посетителей за год.
Для экскурсий в начале 1970-х годов построили ее точную копию - Ласко-2.
Слайд 23В древности люди рисовали на скалах, чтобы выразить свое понимание
красоты, запечатлеть свою жизнь, сцены охоты, животных, которых они приручали.
Возможно, пещера Ласко была святилищем, чем-то вроде культового места для людей того времени.
Может быть, это были священные для них животные – быки, лошади, кошачьи.
Они восхищались их силой, хитростью, быстротой.
Еще на рисунках есть какие-то священные, ритуальные для древних людей знаки – может быть, обереги от злых духов, а может быть, просто счёт.
Слайд 24Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря
ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей
друг с другом.
Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности — искусству — одно из величайших событий в истории человечества.
Слайд 25Презентация к уроку «Первобытное искусство»
Выполнила:
Учитель МХК Бакутина Е.И.