Слайд 1
Зарождение педагогической мысли в Древнем Китае.
Выполнила студентка
3ДО ЗФО группа «А»
Шапаренко
И.Н.
Слайд 2Китай - страна древней цивилизации - имеет издавна развитую культуру
и образовательную систему.
Слайд 3 В основе педагогических традиций Древнего Китая, лежит опыт семейно-общественного воспитания,
уходящий корнями в первобытную эпоху.
Слайд 4 Китайцы уделяли большое внимание вопросу воспитания детей. Они учили своих
детей так, чтобы добиться успеха в «достижении гармоничной семейной жизни,
управлении нацией и победы над врагами» человек, прежде всего, должен совершенствовать свою нравственность и добродетель.
Слайд 5Жизнь в семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев и
представлений:
у каждого дома есть свой покровитель (цзаован), который оценивает
поведение, труд и прилежание домочадцев;
все члены семьи соблюдали правила и ограничения, например запрет на бранные слова, поступки, которые могут навредить старшим и остальным родственникам. ;
вера в существование божества, следящего за нравственностью;
присутствие атрибутики в каждом жилище - картинки с изображением нравоучительных сценок.
Слайд 6 Воспитание детей начиналось с рождения. Считалось, что когда ребенок уже
может донести до рта руку, следует отучать его от груди
и начинать учить его есть самостоятельно.
Слайд 7 В Древнем Китае под одной кровлей уживались несколько поколений. Пожилые
члены семьи пользовались большим почтением. Основа воспитательных отношений в такой
семье - уважение младших к старшим. С самого раннего возраста детям внушали, что они младшие и должны знать свое место, всегда поступаться личными интересами во имя блага семьи, то есть, прежде всего, старшего поколения.
Слайд 8 И мальчики и девочки раннее детство проводили с матерью. Рождению
ребенка, особенно мальчика, очень радовались и первое время с ним
нянчились. Мать кормила его своим молоком до 3-4 лет, повсюду таскала с собой, привязав к спине.
Мальчик учился говорить «да» решительно и твердо, по-мужски.
В зажиточных семьях мальчиков с трех лет заставляли учить иероглифы.
Слайд 9 Девочкам обычаи предписывали покорный тон. Рано или поздно они выйдут
замуж и будут принадлежать другой семье. Но и будущих невест
держали в строгости. Уже в 5-6 лет наряжали в женское платье, делали взрослую прическу, запрещали играть с братьями и выходить из дому без провожатых.
Слайд 10 В семилетнем возрасте детей разделяли.
Мальчики отправлялись к учителю, который
преподавал вежливые манеры, танцы, стрельбу из лука, управление лошадьми.
За
лень и нерадивость наказывали беспощадно. Порки были обычным делом, и на первое занятие ребенок приносил учителю не букет цветов, а палку, правда, завернутую в красивую бумагу.
Слайд 11 Девочки оставались на женской половине, где учились ткать, прясть, шить,
кормить шелковичных червей.
С 12 лет девочку начинали готовить к
новой жизни: учили вести хозяйство, заниматься рукоделием, а если позволяли средства, давали приличное образование. Богатые китаянки умели читать и писать, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и даже сочинять стихи.
Слайд 12 Девушка, достигшая брачного возраста (14-16 лет), не имела право самовольно
выйти к гостям, без спросу вступить с ними в разговор,
а громкий смех считался верхом неприличия.
Одежду она носила темную, без ярких вышивок, и никаких украшений – это все полагалось только замужней женщине.
Слайд 13 Педагогический идеал предусматривал воспитание начитанного, вежливого человека, умеющего познать себя
и установить гармонию в своей душе.
Приобретение образования считалось крайне
важным делом.
Деятельность учителя считалась весьма почетной.
Обучение строилось на согласии между учеником и учителем и самостоятельности учащихся.
Слайд 14 Древнем Китае были сформированы следующие принципы образования:
пресекать дурное, пока
оно не обнаружилось;
учиться, пока не упущено время;
соблюдать последовательность
в учении;
учиться с товарищами, поскольку у того, кто учится один, кругозор ограничен и познания скудны.
Слайд 15 Первые школы в Китае появились в III тыс. до н.
э. и назывались сян и сюй.
Сян возникли на месте
поселения престарелых членов общины, которые брались обучать и наставлять молодежь.
В сюй учили военному делу, в частности, стрельбе из лука.
Учились только мальчики, девочек в школу не принимали – они получали воспитание в домашних условиях.
Слайд 16 Позднее для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ (учить,
учиться).
В тогдашних сюэ учились лишь дети свободных и состоятельных
людей.
В программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.
Слайд 17 В эпоху династии Шан (Инь) (1766-1122 гг. до н.э.) в
Китае появилось первое высшее учебное заведение - своего рода университет
«Да Сюэ».
Слайд 18 Учебные заведения делились на два основных типа: одни создавались в
столице под управлением правительства, другие управлялись местными органами власти.
Столичные учебные
заведения подразделялись на две ступени: начальные и высшие школы.
Слайд 19 Дети из благородных семей в возрасте 13 лет поступали в
начальные школы «Сяо сюэ» и обучались в них в течение
7 лет.
В возрасте 20 лет они могли продолжать образование в высших школах «Да Сюэ» с 9-летним сроком обучения.
Слайд 20 Эпоху Шан (Инь) сменила эпоха Чжоу (XI-III вв. до н.
э.). В этот период в школах обучались дети из высокопоставленных
слоев (госюэ- в столице) и менее родовитой знати (сансюэ- в провинцальных городах).
Слайд 21 Главная цель обучения - освоение иероглифического письма.
Формула обучения -
легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность школяров. Наставник заботился
о том, чтобы научить самостоятельно ставить и решать различные задачи.
Слайд 22 В Китае были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и
образование.
Основные философские школы сформировались в Китае к VI в
до нашей эры. К ним относились моизм, школа легистов (законников) и конфуцианство.
Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи.
Слайд 23Конфуций (551 —479 до н.э.) - китайский мыслитель и педагог.
Методика
преподавания в школе Конфуция основывалась на:
диалоге учителя с учениками;
создание классификаций и сравнение фактов и явлений, подражание образцам;
умению самостоятельно ставить вопросы и искать на них ответы.
Слайд 24 Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен обладать благородством, стремлением к
истине, богатой духовной культурой.
Конфуций утверждал, что люди близки друг
другу по своей природе, но сильно отличаются друг от друга по своим привычкам.
В деле воспитания и обучения нельзя делать различий между людьми, но нужно учитывать возможности каждого в постижении мудрости.
Слайд 25 Конфуций открыл первую в мире частную школу, основанную на принципах
уважения к ученику, где пример учителя - основа воспитания; пример
терпимости, единства учения и жизни.
Задача учителя сводилась к открытию новой перспективы размышления ученика.
Слайд 26 Разработанная им программа обучения предполагала две ступени:
изучение шести искусств
(письма, арифметики, морали, музыки, стрельбы из лука, управления колесницей);
и
четырех наук (добродетели, политики, управления, литературы и языка)
Слайд 27 Во II в. до н.э. во времена династии Хань конфуцианство
было объявлено официальной идеологией императорского Китая.
К этому времени сеть
школ, появившихся в Древнем Китае еще в конце II тысячелетия до н.э., охватила страну.
В начальных школах дети учились с 7 лет. Они овладевали иероглифической письменностью.
Слайд 28 В столице существовала императорская школа, окончившие которую после сдачи экзаменов
могли получить чиновничью должность.
Успешно сдавшие экзамены получали награды, например,
лучшим ученикам дарили парадную одежду, в которой они возвращались домой.
Слайд 29 Успешно сдавшие экзамены продолжали учиться в средних и провинциальных школах.
Главное внимание в них уделялось изучению конфуцианских канонов.
Слайд 30 Таким образом, можно сказать, что в Древнем Китае воспитание и
образование способствовало закреплению за каждым человеком определённой общественной функции, определённого
социального статуса.
Его важнейшей задачей всегда оставалось сохранение существующих традиций и порядков.