Слайд 1Зарубежная педагогика и школа в конце XIX - первой половине
XX вв.
К.ф.н.,доц.Пургина Е.И.
Слайд 2Зарубежная педагогика начала XX века
Два
основных течения:
педагогический традиционализм
реформаторская педагогика, или новое воспитание.
XX
Слайд 3Педагогический традиционализм: Э. Дюркгейм, П. Наторп,
В. Рассел, А. Уайтхед
,Ж. Маритен и др.
Школа рассматривалась как важнейший инструмент социализации
личности.
Ее предназначение заключалось в развитии известного набора интеллектуальных, нравственных и физических качеств, требуемых обществом.
Школьный класс — наиболее целесообразная среда воспитания.
Слайд 4Реформаторская педагогика начала XXвека : основные направления
концепция свободного воспитания
экспериментальная педагогика
педагогики личности
педагогика действия
прагматистская педагогика
трудовая школа
Слайд 5Педагогические концепции реформаторской педагогики
Слайд 6Педагогические концепции реформаторской педагогики
Слайд 7Теория свободного воспитания: Э.Кей, М.Монтессори
Шведская писательница и педагог
Эллен Кей (1849—1926)- «Век ребенка» (1910)
Она утверждала,
что великая тайна воспитания состоит в том, чтобы предоставить природе ребенка «спокойно и медленно помогать самой себе».
Цель школьного образования заключается не в передаче знаний, а в общем развитии ребенка, формировании исследовательского отношения к миру, умении применять полученные знания на практике.
Ведущими принципами свободного воспитания провозглашались:
вера педагога в творческие способности ребенка, убежденность, что любое внешнее влияние на его творческий потенциал оказывает тормозящее действие;
акцент на приобретение ребенком собственного опыта, лишь благодаря которому происходит полноценное развитие личности;
стимулирование активного отношения к жизни, культуре и потребности в самообразовании и самовоспитании;
трактовка школы как живого, непрерывно развивающегося организма;
понимание роли педагога как старшего товарища;
организация жизни детского коллектива на основе самоуправления.
Слайд 8Теория свободного воспитания: Мария Монтессори
М. Монтессори (1870—1952). - «Метод научной педагогики» (1909).
Главное в
педагогике — вера в ребенка. «Учитель должен освободить себя от предвзятости относительно «уровней» и «типов», на которые распределяет детей.
Учебно-воспитательное учреждение (детский сад, начальная школа) в системе Монтессори представляет собой лабораторию, где открывается возможность изучения психической жизни детей, создана обстановка, соответствующая их потребностям, развивающая их интересы и способствующая их самовоспитанию и самообразованию.
Учитель должен создать ребенку условия для самостоятельного познания окружающего мира. Он наблюдатель-экспериментатор, который планирует учебные ситуации, дидактические материалы и оценивает достигнутые воспитанниками результаты.
Монтессори была противницей классно-урочной системы. В своей школе она отказалась от учительской кафедры и парт, заменив их легко передвигающейся мебелью. Каждый ребенок на занятиях располагался так, как было ему удобно.
Вместо классов действовали разновозрастные группы в составе 25—30 детей. Основная форма обучения и воспитания —самостоятельные индивидуальные занятия детей. Коллективно проводились лишь музыкальные, гимнастические занятия, занятия по самообслуживанию.
Основой обучения в дошкольном и младшем школьном возрасте должно стать сенсорное воспитание, которое осуществляется с помощью специально организованной окружающей среды и занятий с дидактическими материалами, тренировавшими и совершенствовавшими слух, зрение, осязание.
Слайд 9Теория свободного воспитания: Э.Кей, М.Монтессори
Слайд 10Экспериментальная педагогика: Э. Мейман, А. Бине, О. Декроли, Э. Клапаред
Ставили целью всестороннее изучение ребенка и построение на этой основе
процесса обучения и воспитания.
При разработке педагогических проблем они пытались использовать и применять знания о детской психологии и физиологии.
В Европе стали создаваться специальные психолого-педагогические лаборатории по изучению ребенка.
Слайд 11Педагогика действия: Вильгельм Август Лай (1862—1926).
«Экспериментальная дидактика»
«Школа действия. Реформа
школы сообразно требованиям природы и культуры»
Слайд 12Педагогика действия: В.А. Лая (1862—1926).
Главным в воспитании и
обучении является принцип действия.
На практике это означало требование организации
действия, в понятие которого включалась любая практическая и творческая деятельность учащихся, сочинения, лепка, изготовление макетов, моделирование, проведение опытов и т.п.
Труд в системе Лая - не учебный предмет, а принцип преподавания.
Детские интересы вырабатываются прежде всего на основе спонтанных рефлексов. Соответственно центр воспитательного процесса он смещал в сферу деятельности самого ребёнка, которого Лай рассматривал как активную силу социальной и природной среды, ибо его деятельность является реакцией на окружающий мир
Слайд 13Педагогика личности: Г. Гаудиг, Э. Линде Э. Вебер
Важнейшей
задачей воспитания считали формирование личности на основе овладения приемами самообразования.
В связи с этим особое значение придавалось приучению детей к наиболее рациональным приемам умственного труда.
Представители этого течения надеялись воспитать деятельную личность, обладающую такими качествами, как энергичность, решительность, выдержка, чувство ответственности.
В качестве вечных ценностей воспитания они видели религиозность, идею национального единства, гражданский долг.
Слайд 14Георг Кершенштейнер (1854—1932) : трудовая школа
«Понятие гражданского воспитания» (1910)
«Понятие трудовой школы» (1912)
Слайд 15Г. Кершенштейнер (1854—1932) : трудовая школа
Народная школа и армия
рассматривались им как два важнейших института воспитания.
Он предложил
концепцию трудовой школы, которая при минимуме материала развивал максимум умений и способностей, разработал систему и методику трудового воспитания.
Педагог исходил из того, что дети трудящихся покидают школу в 13—14 лет, когда у них еще не сформировался характер. Необходимо создать для них дополнительные школы, где преподавание предметов будет приспособлено к профессии, по которой они работают.
Смысл трудовой школы видел в том, чтобы обеспечить профессионально-техническое образование и выработать у молодежи навыки выполнения гражданских обязанностей.
Трудовое воспитание школьников тесно увязывал с формированием у них гражданского долга и любви к отечеству.
Слайд 16Реформаторская педагогика конца XIX века: выводы
Реформаторская педагогика, или новое
воспитание, объединяла педагогов, требовавших радикального изменения организации школы, содержания и
методов воспитания и обучения.
Согласно концепции школы, разработанной сторонниками нового воспитания, в учебном заведении должна быть создана такая среда, которая обеспечит физическое, умственное и нравственное развитие детей и подготовит их к жизни.
Особое значение представители нового воспитания придавали физическому развитию детей, в котором они видели предпосылку раскрытия умственных сил и способностей.
Чтобы создать условия для физического развития детей, школы нового типа предполагалось открывать в сельской местности. Важное место обводилось не только занятиям спортом, но и играм, физическому труду, дальним экскурсиям и походам.
Теоретики нового воспитания отрицательно относились к книжному образованию, основанному на запоминании отдельных фактов. Они полагали, что в школе должна усваиваться система логически связанных знаний, имеющих практическое применение.
Слайд 17Реформаторская педагогика конца XIX века: выводы
В младших классах средней
школы все дети должны изучать одни и те же предметы,
в старших — следует ориентироваться на развитие индивидуальных интересов и потребностей детей. Для этого наряду с обязательными предметами в школе для изучения предлагалось ограниченное число предметов, наиболее важных для жизни и практической деятельности.
Методы обучения должны были развивать логическое мышление и умение самостоятельно добывать знания.
Значительное внимание отводилось нравственному воспитанию, которое было призвано содействовать формированию цельной личности. Задача нравственного воспитания — развитие индивидуальности, сильной воли, умения управлять собой и контролировать свои поступки.
На основе принципов нового воспитания открываются и начинают действовать «новые школы» во Франции, Англии, Германии и других европейских странах.
В 1912 г. организуется «Международное бюро новых школ», сформулированы принципы деятельности учебных заведений
Слайд 18Экспериментальные школы начала XX века
базовые школы вузов и научно-исследовательских центров;
школы,
реализующие новую педагогическую концепцию;
образцовые школы;
опытные школы, апробирующие оригинальные педагогические идеи.
Слайд 19Экспериментальные школы начала XX века
Начало развертыванию широкой экспериментальной деятельности
школ было положено в конце XIX в. в «новых школах»
Англии, Франции, Германии, Швейцарии.
В первой трети XX в. их эстафета подхватывается экспериментальными учебными заведениями, которые строили свою деятельность на основе авторских педагогических концепций.
За каждой экспериментальной школой стояла самобытная философия образования с отработанной методикой обучения и воспитания.
Слайд 20 Экспериментальная школа при Йенском университете :
Петер Петерсен (1884—1952)
Йена-план
(1924г)
Слайд 21Йена-план (1924г.)
В основу педагогической деятельности положен ряд принципов, определяющих систему
взаимоотношений в треугольнике человек —школа - общество:
признание уникальности каждой личности,
ее уважение;
создание общества, построенного на гармонии взаимоотношений между людьми, стимулирующего развитие индивидуальности личности;
признание школы самоуправляющей организацией;
построение процесса обучения на основе ритмично сменяющих друг друга видов деятельности (игра, диалог, обучение, праздник);
оценка поведения и успеха конкретного ребенка с точки рения его развития .
Слайд 22Основные отличия Йена-плана от традиционной школы
Слайд 23Основные отличия Йена-плана от традиционной школы
Слайд 24Селестен Френе (1896-1966)
«Разрабатывая нашу педагогическую технику, мы никогда не
исходили, из каких бы то ни было педагогических теорий. Наши
методы базируются исключительно на опыте, который мы получили на ощупь, в ходе непосредственной работы с детьми. Ни одно из наших нововведений не имеет корней в какой-либо априорной идеи».
С.Френе
Слайд 25С. Френе (1896-1966):педагогические установки
Максимальное развитие личности ребёнка в разумно
организованном обществе, которое будет служить ему, и которому он сам
будет служить.
Школа завтрашнего будет ориентирована на ребёнка-члена общества.
Ребёнок сам строит свою личность, а мы в этом ему помогаем.
Надо создать возможности для свободного выражения каждого в любой области.
Труд станет основополагающим принципом, движущей силой и философией народной школы.
Светлая голова и умелые руки лучше, чем ум, перегруженный ненужными знаниями.
Разумная дисциплина — результат организованного труда.
Народная школа не может существовать без демократического общества.
Главное в воспитании:
здоровье ребёнка, развитие его творческих возможностей, стремление к познанию;
создание благоприятной среды;
оборудование и технические средства .
Разработана педагогическая технология (техника Френе), которая предусматривала оригинальные формы воспитания и обучения. Она состояла из ряда различных по функциям элементов: школьной типографии, школьного самоуправления, «свободных текстов» (детские сочинения), карточек для персональной работы, особой библиотеки учебных пособий и пр.
Слайд 26Система С.Френе как альтернатива традиционной педагогической системе
Слайд 28 Экспериментальная школа-лаборатория Джона Дьюи , (1859—1952) при Чикагском университете
с 1896 по 1904 г.
«Школа и ребёнок»
«Школа
и общество»
« Впечатления о Советской России »
«Демократия и образование»
« Реконструкция в философии»
«Проблемы человека»
Слайд 29Основные идеи педагогической концепции Дж.Дьюи
ребенок — исходная точка, центр
всего;
развитие ребенка, его рост — мерило процесса обучения и воспитания;
все предметы преподавания должны служить росту ребенка, они лишь инструменты, ценность которых определяется настолько, насколько они служат этой цели;
личность и характер ребенка важнее школьных предметов и целью обучения должно быть не знание, а выявление личности;
никакие знания не могут быть внедрены в ребенка извне, так как учение есть процесс активный, предполагающий достижение всего посредством ума;
количество и качество обучения определяется не программами, а самим ребенком.
Слайд 30Организация работы школы Дж. Дьюи
Школа обязана гибко откликаться на
изменения в обществе и должна сама стать как бы обществом
в миниатюре, она должна предоставлять детям наибольшие возможности для выработки общественного чувства сотрудничества и навыков взаимопомощи.
Школа как воспитывающая и обучающая среда, должна была выполнять следующие основные задачи:
упрощать сложные явления жизни, предоставляя их детям в доступном виде;
выбирать для изучения наиболее распространённые и важные моменты из опыта человечества;
содействовать выравниванию общественных различий, создавая «единство мыслей и согласованность действий».
Содержанием образования у прагматистов выступал приобретённый опыт ребёнка, обогащающийся в условиях обучающей среды.
Для учащихся способом приобретения опыта являлось решение различных деловых задач: изготовить макет, найти ответ на вопрос и т. д., а приобретение необходимых для этого знаний связывалось с интересами ребёнка, которые обеспечивают его внимание и деятельность. ( проектная деятельность)