Слайд 1Зарубежные реформы административного управления
Слайд 2
В ХХ в. первая волна административных реформ - 1920-1930-е годы.
Государство усилило свою роль в экономике и взяло на себя
выполнение многих социальных функций.
Это потребовало создания профессиональной государственной службы и укрепления всех государственных структур.
Слайд 3
Вторая волна административных преобразований - 1980-90-е годы. Обусловлена «перегревом» государства
от огромного числа возложенных на него задач и функций.
Возникли
проблемы: отчуждение власти от гражданского общества, усиление недоверия различных социальных слоев.
Слайд 4
Административные реформы различают по масштабам, глубине, характеру и целям, а
их результаты во многом зависят от исторических условий, экономических и
социальных факторов, стратегии и методов действия правительств..
Слайд 5Два типа современных административных реформ
1) Реформы, проводимые одновременно с изменением
политической системы, являются следствием смены общественного строя, что требует создания
новой системы государственного управления, адекватной экономическим и социальным отношениям. Проводились в бывших социалистических странах (разработка законодательства, реорганизация госаппарата, формирование государственной службы, развитие местного самоуправления и т.д.).
2) Реформы в рамках стабильной политической системы. Направлены на модернизацию всей административной системы или ее отдельных частей. Характерны для большинства развитых стран с рыночной демократией. В одних странах правительства идут на глубокие преобразования (Великобритания, Новая Зеландия, Франция), в других - ограничиваются отдельными мероприятиями по совершенствованию работы госаппарата
Слайд 6Основные направления модернизация госуправления
1. Приватизация. Действия по уменьшению роли правительства
и увеличению значения частного сектора в управлении или владении собственностью.
Передача госсобственности в частное владение, заключение контрактов с частными организациями на выполнение определенных услуг на конкурентных условиях, предоставление гражданам альтернативных возможностей получения услуг и др. Это - основная стратегия в развитых странах, где государство контролирует незначительную часть собственности. Возникают две крупные проблемы - увеличение масштабов коррупции и уменьшение объемов услуг для бедных слоев населения.
Слайд 72. Децентрализация государственного управления
Две формы – 1)передача отдельных полномочий (функций)
на более низкий уровень управления при сохранении централизованной власти и
2)создание автономных структур (коммун, общин, муниципалитетов), располагающих собственными ресурсами для выполнения возложенных на них задач.
Формируются более благоприятные условия для улучшения обслуживания населения и повышения эффективности принимаемых решений. Непременными требованиями являются финансовая самостоятельность и ответственность.
Слайд 8Примеры децентрализации
В 1982-1983 гг. во Франции принят ряд законов,
положивших начало постепенному отходу от излишне централизованной административной системы. Эти
законы уясняют три вопроса: кто должен выполнять функции, слагаемые с центральной государственной администрации; какие полномочия государство готово передать местным органам власти; как они могут справиться с новыми функциями и откуда возьмутся ресурсы для решения новых задач.
В Швеции, парламент в 1987г. утвердил среднесрочный план административной реформы. На первом месте -задача по децентрализации и расширению автономии исполнительных агентств. Проведено четкое разделение ответственности между центральным правительством и местными властями.
Слайд 93. Улучшение качества госуслуг и механизма их распределения
Популярным стал лозунг
"создать структуры, ориентированные на потребителей» (изменить ценностные ориентиры, сложившиеся в
госаппарате, и поставить в центр деятельности государства обслуживание интересов и удовлетворение нужд рядовых граждан).
Вводятся стандарты обслуживания, граждане получают возможность влиять на решения органов власти, правительство гарантирует "прозрачность" своей деятельности, открытость информации и т.п.
Так, в Великобритании в 1991 г. принята "Хартия граждан", включающая шесть принципов совершенствования работы госструктур: стандарты; информация и открытость; выбор и консультации; честность и полезность; экономия средств; обжалование неправильных действий. Эти принципы широко пропагандируются в Европейском союзе.
Слайд 10
В Португалии разработан "Кодекс административных процедур". Его основная задача -
рационализация и стандартизация работы государственных организаций, вовлечение населения в процесс
принятия решений (при этом власти обязаны разъяснять непопулярные решения).
В США - внедрение в деятельность госучреждений принципов и методов концепции тотального управления качеством.
В Сянгане (Гонконге) изменили внешний вид официальных документов, чтобы создать более благоприятный психологический климат. Причины такого внимания к вопросам качества государственных услуг заключаются не только в стремлении учитывать интересы населения, но и в более полном использовании непосредственной связи между уровнем образования, квалификацией, здоровьем граждан и конкурентоспособностью национальных экономик
Слайд 114.Реформирование госслужбы и развитие человеческих ресурсов
Реформируются система оплаты труда и
стимулирования госслужащих; система обучения, повышения квалификации и развития персонала; методы
отбора и найма работников; формы аттестации и оценки выполнения обязанностей; пенсионная политика; политика равных возможностей для женщин и национальных меньшинств; формирование службы высших чиновников.
Слайд 125. Совершенствование организационных структур и деятельности органов госуправления
Новая тенденция -
замена вертикальных административных структур на горизонтальную сеть автономных государственных организаций,
выполняющих определенные задачи. При этом создаются новые механизмы, такие, как контрактное управление, внутренний и внешний аудит, обменные фонды и др.
Дальнейшее разделение функции формирования политики, (концентрируется в руках нескольких ведущих министерств), и функции ее исполнения (возлагается на различные автономные государственные агентства). В работу госсектора все шире внедряются механизмы рыночных отношений и методы менеджмента, используемые в частных компаниях.
Слайд 13
В Новой Зеландии решено реорганизовать министерства и отделить политические и
совещательные функции от административных и оперативных. В Великобритании и Австралии
пошли на создание автономных агентств, наделенных только исполнительными функциями. Эти агентства имеют четко определенные задачи, критерии выполнения работы и необходимые ресурсы. Их руководители несут полную ответственность за оперативную деятельность организации, при этом им предоставляются необходимая свобода действий и средства управления.
Слайд 14
Общим моментом является больший акцент на развитии аналитических, прогностических, контрольных
и оценочных функций, а главное - на повышении качества подготовки
и принятия решений, прежде всего в центральных органах управления.
Слайд 156. Улучшение управления госфинансами и бюджетом
Внедрение механизма разработки бюджета "сверху
вниз", когда правительство определяет поток общих расходов и принципы их
распределения среди министерств и ведомств;
• выделение министерствам и ведомствам общей суммы денег на год без указания направлений использования (заработная плата, консультирование, командировки и т.д.); при экономии оставшаяся сумма переходит на следующий финансовый год;
• разработка показателей выполнения работы, для чего определяется вид "продукции", получаемой в ходе деятельности, а затем устанавливаются соответствующие показатели по качеству, издержкам и количеству; при этом сами ведомства решают, как достичь необходимого результата;
•
Слайд 16
введение практики финансового менеджмента, применяемой в частном секторе;
более широкое использование
среднесрочных показателей и оценок при разработке бюджетов.
На первоначальном этапе -
насыщение органов государственного управления информационной и компьютерной техникой, сейчас -повышение отдачи от инвестиций в информационные технологии (совершенствования организационных структур и работы госаппарата).
Слайд 177. Внедрение информационных технологий
Приоритетные направления:
формирование национальных информационных сетей, объединяющих
локальные сети министерств, ведомств и регионов;
разработка международных стандартов использования информационных
технологий;
развитие информационных сетей, связывающих государственные органы с населением и облегчающих доступ граждан к информационным банкам данных;
использование информационных систем для анализа социальных проблем и разработка решений.
Слайд 18
В Норвегии, например, государственная политика в области информационных технологий включает
налаживание сотрудничества между министерствами в целях расширения национальной компьютерной сети
и информационных услуг; совершенствование государственной информационной сети; внедрение электронной обработки деклараций потребителей и данных по импорту товаров; развитие информационной базы местных налоговых служб; использование информационных технологий для контроля за экологической ситуацией и природными ресурсами.
Слайд 19
В большинстве стран созданы специальные центры, отвечающие за внедрение и
совершенствование информационных и телекоммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти.
Слайд 208. Мониторинг процессов и оценка результатов
Создание механизма отслеживания и оценки
полученных результатов, что позволяет выявлять направления, где достигнут наибольший прогресс,
а также трудности и барьеры на этом пути.
Ежегодно составляются отчеты для правительства и парламента о результатах административной реформы в целом или в отдельных сферах.
Слайд 21
Наибольшие проблемы связаны с разработкой показателей, позволяющих оценить рост эффективности
работы госаппарата. При этом используются разнообразные методы.
В Дании, Португалии
и Турции изучается общественное мнение о качестве государственных услуг, в Австралии организуются оценочные исследования о выполнении программ. В Великобритании любая инициатива по совершенствованию государственного управления оценивается по специальной методике.
Слайд 22Выводы
1) Причины и условия начала реформ во многих странах различны,
но выбранная стратегия и основные направления совпадают.
2) Модернизация государственного
управления направлена на повышение эффективности и результативности работы государственных структур, усиление их ответственности за предоставление качественных услуг населению.
3) В развитых странах -совершенствование сложившейся системы государственного управления, в бывших социалистических странах - формирование новых институтов и механизмов одновременно с глубокими экономическими и политическими преобразованиями.
Слайд 23
4)Интенсивно разрабатывается концепция «нового государственного управления» (замена бюрократической машины гибкими
автономными организационными структурами, несущими ответственность перед обществом и развивающими партнерские
отношения с частным сектором, гражданами и общинами).
5) Административные преобразования, -отражение глобальной тенденции по переосмыслению природы и роли государства в жизни современного общества в XXI веке.[1]
[1] Сморгунов Л.В. Современная сравнительная политология: Учебник. – М.: РОССПЭН, 2002. - С.376-394.
Слайд 24Основные направления эволюции госаппарата
Переход от традиционных ценностей к новым.
Гибкие
и эффективные системы управления, способны легко адаптироваться к быстро меняющейся
внешней среде.
На смену бюрократической зависимости и иерархической подчиненности приходит принцип автономии и ответственности за выполнение основной миссии, возложенной на государственные структуры.
На первый план выходят организационная гибкость, управление инновациями, децентрализация, значительная свобода действий персонала.
Слайд 25
Появляется в ряде стран (США, Австралии и др.) отдельный институт
– служба высших чиновников, позволяющий отбирать наиболее талантливых и компетентных
специалистов, ориентированных не на карьеру, а на выполняемую работу.
Вводятся стандарты профессиональной компетенции высших чиновников в области менеджмента, от которых требуются не только знания, но и новые качества государственных лидеров (способность определять стратегические задачи и приоритеты; понимать политический контекст и институциональные факторы, присущие любой ситуации; учитывать позиции и интересы различных групп и изменять баланс сил в нужную сторону; оценивать этические аспекты и социальные последствия решений; обеспечивать соблюдение демократических норм и ценностей; управлять политическими и организационными изменениями с учетом культурных, национальных, институциональных факторов).
Слайд 26
Новые подходы к системе отчетности и контроля за госаппаратом. Основное
внимание переносится с контроля за процессом выполнения работы и использования
государственных ресурсов на контроль и оценку результатов и последствий.
Наряду с эффективностью деятельности учитывается этическая сторона, а также умение работников провести анализ проблем, разработать и осуществить план действий, оценить его результаты и последствия.
Слайд 27
Повышению эффективности госаппарата мешает монопольное положение большинства его органов. Поэтому
необходима система, обеспечивающая развитие конкурентных начал, особенно в сфере предоставления
услуг населению.
В связи с этим в большинстве развитых стран проводится политика демонополизации. Все большее распространение получает практика заключения контрактов с негосударственными или частными структурами на выполнение определенного вида работ, объявляются тендеры.
В результате население имеет большую свободу выбора, госслужащие получают стимул для повышения качества оказываемых услуг, а в итоге повышается результативность деятельности всего госаппарата.
Слайд 28Реформа госполитики во Франции
Общий пересмотр госполитики начат в июне 2007
г. Реализуется совместно Президентом Республики и Премьер-министром.
Во Франции уровень госрасходов
очень высокий (около 54% ВВП) - необходимость «реформы государства»
Слайд 29
Совет по модернизации государственной политики утвердил более 300мер. В июне
2008 г. начат этап реализации этих решений и проверки их
эффективности.
Слайд 30Реформа должна
Адаптировать проводимую политику к потребностям граждан и пользователей.
Оценить человеческий потенциал администрации.
Расширить возможности по финансированию приоритетных направлений государственной
деятельности.
Слайд 31Направления модернизации
К 2012 году:
1. Адаптировать задачи, стоящие перед государством, к
вызовам 21-го века.
2. Улучшить качество услуг, оказываемых гражданам и предприятиям.
3.Модеринизировать
и упростить организацию и деятельность государственной структуры.
Слайд 32
4. Оценивать работу и профессиональный опыт сотрудников.
5.Восстановить равновесие государственных счетов
и гарантировать эффективное использование каждого евро.
Слайд 33Методы
В основе- сочетание аудита и политического решения.
Серьезный пересмотр государственных расходов
на основе вопросника :
Что мы делаем?
Каковы коллективные потребности и ожидания?
Кто
должен делать это?
Слайд 34
4. Кто должен платить?
5.Как сделать лучше и дешевле?
6.Каким должен быть
сценарий трансформации?
Создано 26 смешанных групп аудиторов (инспектора из генеральных
межминистерских и министерских инспекций, из частного сектора).
Слайд 35Контролируются
6 направлений госполитики: семья, здравоохранение, развитие предприятий, город и
жилье, трудоустройство и подготовка специалистов, политика и солидарность.
Отдельно рассматриваются 4
межминистерские программы (управление государственными человеческими ресурсами, отношения между государством и органами местного самоуправления, реформы территориальной администрации и упрощение внутренних процедур).
Слайд 36Инструменты и участники
Для каждого сектора разработаны сценарии. Их рассматривает комитет
контроля за проведением реформы и формулирует предложения для Совета по
модернизации государственной политики.
В каждом министерстве – комитет управления, во главе с генеральным секретарем.
Слайд 37Дорожная карта по каждому решению включает
Назначение руководителя проекта для реализации
каждой реформы.
Предоставление реалистического графика реализации реформы с целью получения результатов.
Определение
показателей для контроля. Для каждого показателя – трехлетние графики. Контроль –ежегодный.
Межминистерский контрольный механизм.
Слайд 38
Межминистерская дорожная карта – ежемесячный контроль хода реформы и достижения
результатов. Отчет.
Координатор- Министерство бюджета, государственных счетов и государственной службы.
Слайд 39Участники
Совет по модернизации государственной политики – инстанция для утверждения решений
и контролю за проведением реформы. Председатель- Президент Республики. Состав- члены
Правительства и Контрольного комитета.
Контрольный комитет. Сопредседатели- Генеральный секретарь Администрации Президента и Руководитель кабинета Премьер-министра. Состав- министры, Государственный секретарь,2 референта из комиссии по финансам, Президент административного совета BNP-Paribas и Генеральный директор Генерального управления государственных финансов.
Слайд 40Участники (продолжение)
Группы поддержки:
Генеральное Управление модернизации государства.
Генеральное Управление бюджета.
Генеральное Управление администрации
и государственной службы.
Министерства (генеральные подрядчики).
Слайд 41Реализация
Комплекс мер включен в закон о многолетний бюджетном планировании на
2009-2012 гг.
Реализация широкомасштабных реформ наталкивается на нерешительность парламента, специалистов, гражданского
общества.
Подвергаются критике (правительство выжидает):
Ядерная энергетика;
Снижение скорости на автодорогах;
Вопрос использования пестицидов;
Правосудие;
Жилище.