Слайд 2Мотивы. Почему и зачем я выбрал именно эту работу?
Что мне
в этой теме интересно как специалисту?
Какие исследовательские возможности имеются в
этой работе?
Несет ли она в себе перспективы (учебные, профессиональные и т.д.)?
Что я проверяю и/или доказываю?
Кому (для кого, чего) я это делаю?
Слайд 4Проблема
и цель исследования
Слайд 5Формулировка исследовательских вопросов и гипотезы исследования
Слайд 6Описание методологии исследования (как будем обосновывать, доказывать гипотезу)
Слайд 7Структура и содержание работы
Слайд 9Общая схема исследования (по У.Эко)
Слайд 10Составные части работы
Обязательные + дополнительные (приложения, глоссарий)
Библиография
Введение
Основная часть
Глава 1
Глава 2
Глава
3 (опционально)
Заключение
Использованная литература
Слайд 11Введение
Актуальность исследования
Степень изученности проблемы
Цель (1) и задачи исследования (3-4 задачи)
Объект
исследования
Предмет исследования
База данных (источники/материалы) исследования – если разные по
характеру, то систематизировать
Хронологические рамки исследования
Географические (территориальные) рамки исследования
Теоретическая база исследования
Методы эмпирического исследования
Понятийно-терминологический аппарат исследования
Новизна исследования
Положения, выносимые на защиту (3-4 позиции)
Гипотеза исследования
Научно-практическое значение исследования
Апробация результатов исследования
Слайд 12Не процесс, а результат!
При формулировке цели и задач:
Не следует использовать
следующие термины: «проанализировать», «изучить», «исследовать», «рассмотреть».
Рекомендуется использовать термины: «определить», «установить»,
«выявить», «разработать», «вычислить», «реконструировать», «создать» и т.п.
(Жущиховская, с. 12)
Слайд 13Рекомендуемые формулировки
«Определить характер связей между….»
«Выявить динамику процесса …»
«Разработать систематизацию (классификацию)…»
«Вычислить
коэффициент…»
«Создать экспериментальную модель…»
«Установить закономерности…»
(Жущиховская, с. 9)
Слайд 14Основная часть
Оптимально – 2 главы
Глава – задача или раздел –
задача
Способы написания
От общего к частному (дедуктивный подход)
От частного к общему
(индуктивный подход)
Каждый раздел должен иметь небольшое заключение
Слайд 15
Примеры вводных фразеологических оборотов:
Итак, рассмотрев материалы ………………, можно сделать следующее
заключение. …………………………………………..
Таким образом, анализ данных ……. показал, что…………..
Отметим основные результаты
проведенного анализа……………….
Обобщая изложенные в главе 1 материалы, отметим, что………….
Заключительные позиции глав работы служат своего рода
«скелетом» для написания Заключения
Слайд 16Заключение
Заключение должно содержать основные результаты исследования, их суммированную оценку в
контексте существующих в данной науке теоретических позиций, гипотез, концепций.
Необходимо подчеркнуть:
–
в какой мере в исследовании удалось достигнуть поставленной цели и решить составляющие ее задачи;
– в чем состоит вклад в разработку поставленной проблемы и более широкой, связанной с ней научной проблематики;
– что нового вам удалось сделать в сравнении с тем, что уже было известно в данной области.
Если в работе получен какой-либо научно-практический результат (модель, проект, схема и т.п.), надо отметить возможности его приложения в конкретных сферах деятельности.
Завершающим акцентом заключения должно стать обозначение дальнейших перспектив исследования.
Слайд 17Выражение позиции автора
Позиция обязательно должна быть.
Необходимо четко и однозначно отделить
ее от позиции других исследователей.
В русскоязычной научной литературе не принято
употребление 1-го лица ед. числа: «я», «мне», «мной» и т.п.
Лучше писать:
1) в форме безличных и пассивных конструкций
2) использовать 1-е лицо мн. числа: «Мы рассматриваем…»; «Наши данные представлены…» и т.п.
Слайд 18Выражение оценки автора
Аргументированная, логически обоснованная оценка – ДА!
Эмоциональная, субъективная оценка
– НЕТ!
ХОРОШО – ПЛОХО
НРАВИТСЯ – НЕ НРАВИТСЯ
Слайд 20Особенности научного стиля
Термины
Классификации, систематизации: относится, принадлежит, подразделяется, включает в себя
Характеристики
и свойства: свойственно, характерно, присуще
Причинно-следственные отношения: обусловливать, лежать в основе,
приводить к, следовать из
Модальные слова: необходимо, требуется, следует, может
Абстрактные существительные
Слайд 21Термины
Стандартизованные и, как правило, однозначные обозначения для основных понятий в
данной научной области.
Один из главных показателей профессиональной состоятельности автора научного
текста – уверенной владение терминологией избранной специальности.
Термины нельзя заменять синонимами
Слайд 22Цель – решить проблему/ответить на исследовательский вопрос/обосновать или уточнить (скорректировать)
выдвинутую гипотезу
Задачи – этапы на пути достижения цели:
Выявить…
Описать…
Определить…
Оценить/сравнить…
Объяснить…
Слайд 23Теоретическая, нормативная и эмпирическая база исследования
Теоретическая база исследования – теоретические
концепции и общенаучные методы, на которых вы базируетесь
Нормативная база исследования
– законодательная база и нормативные акты, в рамках которых функционирует (которыми обусловлен) объект вашего исследования
Эмпирическая база = материал = информационная база = данные
Слайд 24Что необходимо сообщить об эмпирической базе исследования во введении?
Данные надежны
и авторитетны
Данные репрезентативны – современны и соответствуют проблеме и изучаемому
периоду
Статистически достаточны
Необходимо описать, каких данных у вас нет и ОБЯЗАТЕЛЬНО описать ограничения вашего исследования
Слайд 25Способы ввода авторитетного мнения
в текст
Согласно А.А. Иванову, …
По А.А.
Иванову, …
Как показывает/как считает/как отмечает А.А. Иванов, …
Как пишет А.А.
Иванов, …
С точки зрения/по мнению А.А. Иванова, …
А.А. Иванов пишет/считает/полагает/отмечает, что …
Согласно работе/как отмечается в работе/в работе [Иванов 2010] …
Слайд 28Структура заключения
Заключение соотносится с введением, а именно с пунктами: «Цель
и задачи», «Исследовательский вопрос», «Гипотеза исследования»
Стратегии построения заключения (можно комбинировать):
1)
обобщение всех результатов
2) краткое описание хода исследования и основных результатов
3) обозначение перспектив и ограничений исследования
4) перечисление основных рекомендаций
5) выход на более масштабные проблемы