Слайд 1Защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг
Слайд 2Жилищно - коммунальное хозяйство – одна из основных сфер жизнедеятельности,
где сходятся коммерческие цели организаций, предоставляющих населению жилищно - коммунальные
услуги, и социальные интересы граждан, являющихся потребителями этих услуг.
Слайд 3Реализуемая государством задача повышения качества жизни российских граждан, в том
числе посредством создания современных комфортных условий для их проживания, неразрывно
связана с обеспечением защиты прав потребителей жилищно - коммунальных услуг на законодательном уровне.
В настоящее время правоотношения в области защиты прав потребителей жилищно - коммунальных услуг регулируются : Конституцией. Гражданским кодексом. Законом « О защите прав потребителей жилищно - коммунальных услуг ». Законом « О защите прав потребителей » и типовыми законодательными актами.
Слайд 4Анализ обращений граждан и социологические опросы населения показывают, что сфера
услуг ЖКХ продолжает оставаться одной из самых насущных проблем. Население
мало осведомлено о наличии специального Закона, обеспечивающего защиту прав граждан – потребителей жилищно - коммунальных услуг.
Слайд 5Основополагающие нормы Закона « О защите прав потребителей жилищно -
коммунальных услуг » просвещение в области защиты прав потребителей жилищно
- коммунальных услуг ; надлежащее качество жилищно - коммунальных услуг ; возмещение убытков, вреда, причиненных исполнителем жизни, здоровью и ( или ) имуществу потребителя вследствие неоказания жилищно - коммунальных услуг либо их оказания с недостатками ; государственную, включая судебную, защиту своих прав. Потребитель имеет также иные права, предусмотренные законодательством.
Особую роль в обеспечении государственной защиты прав потребителей играют утверждаемые Правительством государственные социальные стандарты по обслуживанию населения. В сфере жилищно - коммунального хозяйства социальные стандарты определяют минимальные нормативы обеспечения жителей водой, теплом, электроэнергией, местами в банях, сроки вывоза мусора и т. д. Государственные социальные стандарты по обслуживанию населения
Слайд 6К примеру : подача воды в жилищный фонд, оборудованный централизованным
водоснабжением и канализацией, должна обеспечиваться в объеме не менее 180
л / сутки на одного человека, в том числе не менее 90 л / сутки – на горячее водоснабжение ; суммарные затраты на проведение работ по водообеспечению составили в 2009 году 75,7 млрд. руб.; в целом по республике с 2006 года построены и введены в эксплуатацию 243 объекта водоснабжения и водоотведения, в том числе 80 станций обезжелезивания, 15 водозаборов, 49 очистных сооружений канализации.
не менее 18 º С не менее 50 º С Нормативы отопления жилых помещений предусматривают обеспечение не менее 18 º С в жилых помещениях и температуры горячей воды – не менее 50 º С. За последнее пятилетие проведены работы по профилактическому ремонту котельных, центральных тепловых пунктов, очистке внутренней поверхности котлов, 767 бойлеров, произведена реконструкция с переводом на местные виды топлива 82 котельных, переложено 707,8 тепловых сетей. Подача горячей воды в городах и населенных пунктах, где имеется система централизованного горячего водоснабжения, осуществляется ежедневно или по утвержденным графикам. Государственные социальные стандарты по обслуживанию населения
Слайд 7На протяжении последних лет в результате постоянно проводимой местными органами
власти и республиканскими органами государственного управления напряженной работы социальные стандарты
в сфере жилищно - коммунального хозяйства повсеместно выполняются.
Тарифы на жилищно - коммунальные услуги Проводя сильную социальную политику, государство постоянно обеспечивает особый контроль за изменением уровня цен ( тарифов ) на жилищно - коммунальные услуги, а также уровня расходов населения на оплату услуг ЖКХ. Так, в соответствии с Указом Президента от 6 октября 2006 г. 604 « О мерах по повышению эффективности работы жилищно - коммунального хозяйства » тарифы на оказываемые населению жилищно - коммунальные услуги устанавливаются Правительством по согласованию с Главой государства с учетом роста доходов населения и параметров возмещения организациям ЖКХ экономических затрат.
Слайд 9Какие вопросы регулируются законодательно?
Закон РФ «О защите прав потребителей» №2300-1
от 07.02.1992 устанавливает права граждан (потребителей) на получение безопасных для
жизни и окружающей среды услуг надлежащего качества. Также потребители имеют право получать информацию о них и об исполнителе.
4 статья Закона говорит о том, что исполнитель обязан оказывать услуги, уровень качества которых соответствует договору. Если в договоре нет конкретных условий, исполнитель работ обязан оказать услуги, соответствующие обычным требованиям к ним и пригодным для целей использования этих работ.
На заметку. Правила предоставления коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011.
Слайд 10Кто получает услуги?
На сегодняшний день потребителями ЖК-услуг могут являться собственники
жилых и непригодных для жилья помещений и арендаторы по договору
найма. Каждый из этих людей имеет право на получение коммунальных услуг надлежащего качества и, в случае их нарушения, может потребовать компенсацию за недобросовестное выполнение работ исполнителями.
Слайд 11Какие нарушения чаще всего встречаются?
Большая часть споров возникает между жильцами
и управляющей компанией (УК). Именно с ней потребители заключают договор
на оказание коммунальных услуг, а УК принимает платежи и обязуется обеспечивать обслуживание дома. Наиболее распространенными претензиями жильцов являются:
Необоснованное получение отказа на льготы – обжаловать его можно в судебном порядке, предоставив документы, которые будут подтверждать наличие льготы.
Некачественное оказание услуг – сюда входят жалобы на несвоевременную подачу тепла, непригодность для использования воды, некачественный ремонт или его отсутствие. За такие неудобства есть возможность привлечь УК к ответственности и получить финансовую компенсацию.
Завышенные счета – расчет стоимости происходит на основании показателей счетчиков или, если они не установлены, по нормативам потребления. Если в квитанции завышенная стоимость, первым делом необходимо связаться с УК для уточнения расчета и требования пересчета. В случае отказа со стороны УК, взыскать деньги можно через суд.
Слайд 12Как происходит защита от нарушений?
«Закон о защите прав потребителей» определяет
механизмы, которые позволят эффективно охранять интересы граждан в сфере ЖКХ.
Выделяют:
1. Внесудебный порядок защиты прав.
2. Защита прав в судебном порядке.
Важно! При выявлении нарушения прав в получении услуг подается жалоба с требованиями пересчитать стоимость услуг, снизить ее или вообще отменить до момента устранения проблемы.
Слайд 13Написание жалобы.
УК, видя правовую безграмотность при составлении жалобы, часто надеются
на то, что граждане не будут до конца отстаивать свои
права. Поэтому отказывают им в выполнении требований. Иногда для устранения претензий в добровольном порядке достаточно грамотно составить жалобу. Жалоба составляется в двух экземплярах: первый передается в УК, предоставляющую обслуживание жилья, а второй подписывают у сотрудника данной компании и оставляют у себя. Определенного формата написания претензий нет. Однако определен порядок формирования таких обращений:
1. В правом верхнем углу пишутся реквизиты компании, ее адрес, а также имя руководителя.
2. В центре листа пишется «Претензия» или «Жалоба».
3. Ниже кратко описывают суть проблемы, указывая конкретные и достоверные факты.
Слайд 14Пример: «В соответствии с подписанным договором, исполнитель обязуется поставлять коммунальные
услуги надлежащего качества, а потребитель своевременно оплачивать счета. Со своей
стороны, я исполняю обязанности в полной мере, что подтверждается квитанциями об оплате. Однако исполнитель поставляет коммунальную услугу по теплоснабжению ненадлежащего качества – они не соответствуют утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых помещений». А именно, температура воздуха в помещении составляет 14 градусов, что на 4 градуса ниже нормы.
В следствии низкого температурного режима, возникла необходимость использования электроотопления, что повлекло перерасход электроэнергии и дополнительные затраты. Указанные факты подтверждаются: Зарегистрированным актом обращения по поводу низкой температуры (акт №369 от 12.02.2017 принял старший техник Николаев А.Г.). Акт замера температуры в квартире № 451 от 15.02017.»
Слайд 154. Конкретные требования. Пример: «Основываясь на выше изложенных фактах, прошу:
Организовать поставку теплоснабжения в соответствии с нормами. Произвести перерасчет стоимости
услуги отопления за февраль 2017 года в размере 3587 руб. (расчет прилагаю).»
5. Дата, подпись с расшифровкой.
Слайд 17В случае отсутствия решений проблемы, со всеми ответами из этих
инстанций следует обращаться в высшие инстанции.
Обращение в инстанцию Отсутствие решений
проблемы дает право обратиться в такие инстанции, как:
прокуратура;
Управление по соц. защите населения;
органы самоуправления;
суд.
Для обращения необходимо грамотно составить заявление или иск, предоставить все документы, необходимые при рассмотрении жалобы. Заявление должно быть зарегистрировано в соответствующей инстанции.
Слайд 18Ответ и сроки его ожидания Срок ожидания ответа от УК
прописывается в договоре управления и жилищным законодательством. Если в договоре
не прописан срок дачи ответов на поступающие от жильцов жалобы, стоит руководствоваться Постановлением №354, где сказано, что в течении 3 рабочих дней со дня обращения заявителя проблема должна быть устранена, либо дан письменный ответ об удовлетворении ил отказе в жалобе.
Слайд 19Заключение
Потребители коммунальных услуг имеют право на получение качественного обслуживания.
В случае нарушений со стороны управленческой компании, жильцы имеют право
жаловаться и получить надлежащее выполнение работ, за которые они платят. К тому же, они могут требовать перерасчетов и моральных компенсаций. Для удовлетворения своих требований, потребителям необходимо грамотно составить заявление и идти до конца в решении своего вопроса. Peace.