Слайд 1Здоровый образ жизни и профилактика утомления.
.
Слайд 2Цель урока:
Создать условия для формирования у учащихся представления о здоровом
образе жизни, как индивидуальной системе поведения, способствующей обеспечению его духовного,
физического и социального благополучия.
Слайд 3Организм человека постоянно находится под влиянием внешней среды, которую можно
представить в виде модели, состоящей из четырех взаимодействующих составляющих
Слайд 4Физическая
окружающая среда:
солнечная активность,
электромагнитные поля,
атмосферные явления, почва,
климат, вода, экология
Биологическая
окружающая среда:
животный и растительный
мир
Социальная среда:
человеческое общество
Производственная
среда (школа):
условия труда,
экология
труда
человек
Слайд 5Внешняя среда может оказывать на человека не только полезные воздействия,
но и вредные.
Вопрос учителя: Как вы считаете, какую пользу
приносит человеку внешняя среда?
Ответ:
Слайд 6Вопрос учителя: А чем же тогда она может навредить человеку?
Ответ:
Она содержит в себе очень большое количество раздражителей, которые отрицательно
влияют на организм человека. К ним можно отнести: понижение или резкое повышение температуры, избыток солнечной радиации, конфликты и другие воздействия, в результате которых могут произойти нарушения в организме человека.
Слайд 7Адаптация – процесс приспособления строения и функций организма к условиям
существования.
Слайд 8Адаптация
При помощи адаптации человек может противостоять воздействию различного вида нагрузок,
адаптироваться к ним, оказывая минимальное воздействие на организм и обеспечивая
нормальную работу.
Труд школьника отличается многообразием и напряженностью. Он требует высокой работоспособности и иногда приводит к умственному утомлению.
Слайд 9Утомление – это функциональное состояние организма, вызванное умственной или физической
работой, при котором могут наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций
организма и появление ощущения усталости.
Слайд 10Сегодня рассмотрим два вида утомления : умственное и физическое
Что происходит
с организмом человека при физическом утомлении?
Как можно охарактеризовать умственное утомление?
Слайд 11Умственное утомление выражается, в первую очередь, уменьшением продуктивности интеллектуальных усилий,
рассеиванием внимания.
При физическом утомлении нарушаются функции мышц.
Слайд 13Умственное утомление является наиболее вредным для организма человека, так как
оно способно очень быстро переходить в стадию переутомления, которая имеет
более длительный период восстановления и даже может привести к заболеваниям. Это происходит в результате того, что мозг человека способен длительное время работать с перегрузкой, не давая вовремя знать о своем утомлении, которое мы ощущаем лишь тогда, когда уже наступила фаза переутомления
Слайд 14Внешние признаки утомления при умственном труде
Слайд 15Среди мер профилактики утомления ведущее место принадлежит улучшению организации труда
и отдыха, контролю за соответствием длительности и интенсивности нагрузки возможностям
человека, мотивации к труду и физической подготовленности человека.
Слайд 16Чтобы добиться увеличения двигательной активности школьников, необходимо:
использование физических упражнений; динамических
пауз на уроках;
занятие различными видами спорта;
подвижные игры на
свежем воздухе; систематическая физическая тренировка; оздоровительная ходьба;
оздоровительный бег;
плавание;
ходьба на лыжах; езда на велосипеде; прыжки через скакалку, и так далее...
Слайд 17
1. Исходное положение — руки вдоль туловища. На счет 1
— руки к плечам, сжав кисти в кулаки, голову наклонить
назад; 2 — локти вверх, голову наклонить вперед; 3 — исходное положение. Темп средний.
2. Исходное положение — руки в стороны. На счет 1-3 рывки согнутыми в локтях руками, правой впереди, левой за спиной; 4 — вернуться в исходное положение; 5-8 — то же в другую сторону. Темп быстрый.
3. Исходное положение — руки вдоль туловища, голова прямо. На счет 1 — голову наклонить вправо; 2 — исходное положение; 3 — голову наклонить влево; 4 — исходное положение; 5 — голову повернуть вправо; 6 — исходное положение; 7 — голову повернуть влево; 8 — исходное положение. Темп медленный.
Комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения
Слайд 18Закаливание
Регулярное закаливание способствует повышению способностей к восприятию и запоминанию, укреплению
силы воли, активной физиологической деятельности и здоровой жизни, замедлению процесса
старения, продлению срока активной жизни на 20–25 %.
Солнечные ванны в летнее время лучше всего принимать до полудня. При приеме солнечной ванны время солнечного облучения при хорошей переносимости постепенно увеличивается на 5–10 минут.
Закаливание носоглотки необходимо проводить полосканием горла сначала прохладной, а затем холодной водой.
Слайд 19Закаливание
Закаливание укрепляет и активизирует защитные силы организма, стимулирует обмен веществ,
деятельность сердца и кровеносных сосудов, положительно влияет на состояние нервной
системы.
Важное значение для сохранения и повышения работоспособности отводится гигиеническим факторам, которые имеют большое значение для профилактики утомления.
Слайд 20А вы знаете, что цвет использовали для лечения различных заболеваний?
Красный-
для улучшения пищеварения.
Желтый- для стимуляции работы мозга.
Зеленый- для улучшения слуха.
Синий-
для регулирования ритма дыхания.
Коричневый- как усыпляющее средство.
Фиолетовый- при лечении болезней сердца, повышения кровяного давления.
Слайд 21Цвет влияет и на настроение человека…
Цвет радости и счастья:
Красный
Жёлтый
Голубой
Цвет
грустного настроения:
Чёрный
Коричневый
Синий
Слайд 22Рефлексия:
1.Какие природные факторы наиболее часто используются для закаливания?
Ответы: Вода,
воздух, солнце.
2. Что же подразумевается под понятием гигиенические факторы?
Ответы: соблюдение
режима труда и отдыха; нормализация сна; отказ от вредных привычек; пребывание на свежем воздухе; достаточная двигательная активность; соблюдение всех норм и требований к режиму занятий; состоянию мест занятий и условиям восстановления: сбалансированное питание, витаминизация, сауна, массаж…