Слайд 1Здравствуйте, ребята!
Добрый день,
Встретились мы снова.
Слушать музыку и петь
Мы уже готовы
Слайд 2Цель:
Познакомить обучающихся с норвежской музыкой на примере выдающегося произведения
Э.Грига «Пер Гюнт»
Задачи:
Образовательная - обеспечить в ходе урока усвоение
понятий сюита, тема, вариация.
Воспитательная - содействовать развитию эстетического вкуса.
Развивающая - создать условия для развития памяти, внимания, воображения.
Слайд 3Попробуйте устно, не нажимая на кнопки, ответить на 4 вопроса
кроссворда, потом проверите.
Слайд 41.Коми народный смычковый инструмент
2.Струнно - смычковый инструмент
3.Жанр инструментальной музыки, в
переводе с двух языков означает «согласие» и в то же
время «состязание»
4.Деревянный духовой инструмент, в сказке «Петя и Волк» озвучивала птичку.
Слайд 6Итак, вы узнали ключевое слово. Вспомним, что такое сюита.
.
Слайд 7Сюита
(с фр. Suite — «ряд», «последовательность», «чередование») — музыкальная форма в музыке, состоящая
из нескольких больших частей.
Слайд 8Эдвард Григ
сюита «Пер Гюнт»
Слайд 9 Эдвард Григ
Эдвард
Хагеруп Григ
(1843—1907) — норвежский композитор периода романтизма, музыкальный деятель,
пианист,
дирижёр.
Слайд 13
В нашей жизни и в нас с вами постоянно
происходят изменения. Если что-то изменяется, значит, происходит что? -……….
Развитие
Значит….
(Развитие -
это изменения.)
Изменения происходят и в музыке, она не бывает всё время одинаковой. Значит, в ней тоже происходит развитие, и мы, сегодня на уроке, послушаем и определим, при помощи чего происходит развитие музыки на примере сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига.
Слайд 14Помогите мне разгадать этот ребус.
Дина
ка
Слайд 15
- Что такое динамика?
…..
(сила звучания)
- Если изменяется динамика, что
происходит?.....
(динамическое развитие).
Слайд 16 Сейчас вы будете слушать музыку и повторять за героями
движения.
Постарайтесь проследить, будет ли изменяться музыка?
(исполнение детского танца «Арам-зам-зам»)
Включайте видео, подвигайтесь.
Слайд 17- изменялась музыка? …….
- что изменялось?.......
- что такое темп?
Как он изменялся?
- А если изменяется темп, то происходит
развитие.
- как называется такое развитие?......
(темповое развитие).
Вывод: музыка повторяется несколько раз, с каждым повторением происходит ускорение темпа.
Сегодня, мы услышим, как развивается музыка композитора Эдварда Грига при помощи динамики и темпа.
Слайд 18 Сюита «Пер Гюнт»
Григ сочинил
музыку к драме Генрика Ибсена.
Пьеса рассказывает поучительную историю
о юноше, который покинул родной дом в надежде разбогатеть и найти свое счастье.
Сюита состоит из нескольких отдельных музыкальных картин.
Слайд 19Комедия-это, когда смешно, драма-когда ……...
Звали юношу - Пер, фамилия -
Гюнт.
Было ему тогда всего лишь 20 лет.
Во время путешествия он
попадал в разные страны.
Пер Гюнт встречает восход солнца в Египте, но перед
глазами его — родная Норвегия. Звучит спокойная, прозрачная мелодия. Ее начало сродни пастушьим наигрышам. В среднем эпизоде она разрастается в насыщенном звучании струнных, а затем и всего оркестра, как будто лучи солнца торжествующе заливают все вокруг своим светом.
Послушайте и вспомните эту часть, мы уже слушали её.
Вывод: какое развитие было в этой части? Темповое или динамическое.?........
Слайд 21«В пещере горного короля»
Посмотрите видео. (Просмотр)
Пьеса «В пещере горного короля»
полна
фантастической таинственности.
Вывод: какое развитие было в этой части? Темповое или
динамическое.?........
Слайд 22 Как один и тот же приём развития (повтор)
помог композитору нарисовать такие контрастные картины?
Что остаётся
неизменным, а что меняется в каждой из частей?
………………………….
Слайд 23 «Танец Анитры»
В своих
странствиях Пер Гюнт встречает разных людей.
Среди них восточная танцовщица
Анитра.
Слайд 24 «Смерть Озе»
Вернувшись
домой, Пер понимает, что здесь оставалось его счастье, всё самое
дорогое, что у него есть: его родная земля и мать Озе.
Слайд 25 «Песня Сольвейг»
Еще
один дорогой человек ждал его дома – его невеста Сольвейг.
Она 40 долгих лет верила в его возвращение.
Слайд 26-Ребята, а вам приходилось надолго куда-нибудь уезжать? В лагерь, например?
Домой
хотелось? Дом вспоминали? И хоть в лагере хорошо, весело, все-равно
домой хочется.
Так и Пер Гюнт. Он долго путешествовал, а счастье так и не нашел и каждый раз дом свой вспоминал.
И только через 40 лет, когда он вернулся домой, увидел Сольвейг, он понял, что счастье там, где тебя ждут и любят.
Когда Пер и Сольвейг встретились, они взялись за руки и долго- долго смотрели друг на друга. Они теперь стали вместе. Хорошо им стало?
Когда человек один, ему плохо, а когда вместе - хорошо. Это счастье?.....
Слайд 27 Вывод:
Эдвард Григ
– один из самых значительных композиторов Норвегии, основатель ее национальной
музыкальной школы.
Сюита «Пер Гюнт» стала самым глубоким и художественно совершенным обобщением образа родины в творчестве Грига. Композитор создал лирико-эпическую поэму о Норвегии, воспел красоту ее природы, нарисовал причудливые сказочные образы.
В произведении мы определяли , как развивалась музыка: (динамическое развитие - когда изменяется динамика)
(темповое развитие - когда изменяется темп)
Слайд 28Домашнее задание:
У.с. 102-105 прочитать;
Выполнить письменно:
«Тест по теме урока»
Д/З на
стр. учебника 101 про известных скрипачей(пояснение в плане работы)