Слайд 1Жилин и Костылин.
Обучение сравнительной характеристике героев
(Урок по литературе для
5 класса)
Слайд 2Идея –
это главная мысль произведения. И автор хотел показать,
что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться
даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей.
- Сюжет и композиция.
Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог).
Слайд 3Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт
война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и
Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.
Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.
Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.
Кульминация – второй побег.
Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.
Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.
-Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте.
Основное противопоставление это , конечно, два главных героя. Именно их автор противопоставляет друг другу.
Слайд 4Работа по вопросам:
Почему рассказ называется «Кавказский пленник», если в нём
два главных действующих лица?
Два героя рассказа - это два пути
поведения в плену. Иными словами, КАЖДЫЙ "кавказский пленник" может унижаться и ждать, пока его выкупят из плена родные, а может пытаться вырваться на свободу самостоятельно. То есть, каждый человек (сам по себе, ОДИН! ) делает свой собственный выбор в жизни. А два героя нужны лишь для того, чтобы показать, к чему в итоге это может привести!
Что общего у наших героев?
1) Служили на Кавказе.
2) Жилин и Костылин - дворяне.
3) Оба офицера русской армии, оба отправляются в отпуск попадают в плен.
4) Найдите и зачитайте портретные характеристики героев.
Слайд 5Главное в портретах:
Костылин:
«... мужчина грузный, толстый, весь красный, а
пот с него так и льётся». Костылин:
«Грузный» - тяжёлый
«Толстый » - полный
«Красный» - вспотевший.
Жилин:
«Невелик ростом, а удал был».
Сравнивая портреты героев, какое отношение возникло у вас к Жилину и Костылину».
(К Костылину появилось презрение, неприязнь, от описания его внешности. Такой жалкий, ничтожный человек может быть слабым, готовым на подлый поступок. Жилин внешне обычный человек, но чувствуется в нём сила и мужество.)
Слайд 6Вывод:
Портрет играет важную роль в характеристике персонажей. Это необходимое средство
для создания образа.
Слайд 7Сравнивая героев, выявляем:
* Как повели себя офицеры при первой встрече?
*
Почему Жилин хочет поехать один, а почему Костылин?
* Как
характеризует поведение героев в плену?
* Почему Костылин просит прислать за него выкуп, а Жилин нарочно пишет письмо так, чтобы оно не дошло.
Слайд 8
Как вели себя Жилин и Костылин во время пленения
и в плену?
А как живется пленникам в ауле? Они
ведь находятся в одинаковых условиях. Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия?
Костылин
ходит по аулу спит
всматривается скучает
выпытывает информацию считает дни
рукодельничает ждет ответ на письмо
Слайд 10Жилин
главная цель Жилина - освобождение, поэтому он делает подкоп, внимательно
следит за тем, что происходит в татарском ауле, ждёт подходящего
момента. Поднимается на гору, чтобы определить дорогу, даже подкармливает заранее хозяйскую собаку. Старается всё предусмотреть. Жилин вызывает симпатию не только у хозяина, где живёт, но и у простых татар своей храбростью, мастерством. Завязывается крепкая дружба с Диной.
Костылин
Костылин заботится только о себе, о своём благополучии, не знает что такое долг, верность в дружбе. Он безволен, безответственен, способен на подлость. Он не совершает поступка, не бежит из плена. Костылин не герой, он не способен на большой поступок.
Слайд 11Делаем вывод:
Вывод: Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется
на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле;
работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.
Вывод: Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом.
Слайд 12Жилин от «жила»- прочное окончание мышц,
жилистый, двужильный-сильный,
упругий
Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных
Слайд 13Приём, лежащий в основе сравнительной характеристики
Это антитеза. Два непохожих человека.
Один обладает героическим характером. Другой характеризуется беспомощным поведением, слабым характером.
В
плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.
Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.)
Слайд 14Вывод:
Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные
проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе,
о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.
Слайд 15Сравнительная характеристика.
1. Портрет.
2. Поведение героев.
3. Речь.
4. Отношение к окружающим.
5. Взаимоотношение
героев.
6. Отношение автора.
Слайд 16Напишите домашнее сочинение на тему
«Жилин и Костылин : разные
судьбы»
по плану.