Разделы презентаций


Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характери стике героев (Урок по

Содержание

Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев (Урок по литературе для

5 класса)

Жилин и Костылин.  Обучение сравнительной характеристике героев  (Урок по литературе для 5 класса)

Слайд 2Идея –
это главная мысль произведения. И автор хотел показать,

что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться

даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей.
- Сюжет и композиция.
Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог).
Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить

Слайд 3Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт

война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и

Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.
Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.
Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.
Кульминация – второй побег.
Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.
Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.
-Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте.
Основное противопоставление это , конечно, два главных героя. Именно их автор противопоставляет друг другу.

Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с

Слайд 4Работа по вопросам:
Почему рассказ называется «Кавказский пленник», если в нём

два главных действующих лица?
Два героя рассказа - это два пути

поведения в плену. Иными словами, КАЖДЫЙ "кавказский пленник" может унижаться и ждать, пока его выкупят из плена родные, а может пытаться вырваться на свободу самостоятельно. То есть, каждый человек (сам по себе, ОДИН! ) делает свой собственный выбор в жизни. А два героя нужны лишь для того, чтобы показать, к чему в итоге это может привести!
Что общего у наших героев?
1) Служили на Кавказе.
2) Жилин и Костылин - дворяне.
3) Оба офицера русской армии, оба отправляются в отпуск попадают в плен.
4) Найдите и зачитайте портретные характеристики героев.



Работа по вопросам:Почему рассказ называется «Кавказский пленник», если в нём два главных действующих лица?Два героя рассказа -

Слайд 5Главное в портретах:
Костылин:
«... мужчина грузный, толстый, весь красный, а

пот с него так и льётся». Костылин:
«Грузный» - тяжёлый


«Толстый » - полный
«Красный» - вспотевший.
Жилин:
«Невелик ростом, а удал был».
Сравнивая портреты героев, какое отношение возникло у вас к Жилину и Костылину».
(К Костылину появилось презрение, неприязнь, от описания его внешности. Такой жалкий, ничтожный человек может быть слабым, готовым на подлый поступок. Жилин внешне обычный человек, но чувствуется в нём сила и мужество.)




Главное в портретах:Костылин: «... мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льётся». Костылин:

Слайд 6Вывод:
 
Портрет играет важную роль в характеристике персонажей. Это необходимое средство

для создания образа.

Вывод: Портрет играет важную роль в характеристике персонажей. Это необходимое средство для создания образа.

Слайд 7Сравнивая героев, выявляем:
* Как повели себя офицеры при первой встрече?
*

Почему Жилин хочет поехать один, а почему Костылин?
* Как

характеризует поведение героев в плену?
* Почему Костылин просит прислать за него выкуп, а Жилин нарочно пишет письмо так, чтобы оно не дошло.

Сравнивая героев, выявляем: * Как повели себя офицеры при первой встрече?* Почему Жилин хочет поехать один, а

Слайд 8
Как вели себя Жилин и Костылин во время пленения

и в плену?

А как живется пленникам в ауле? Они

ведь находятся в одинаковых условиях. Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия?


Как вели себя Жилин и Костылин во время пленения и в плену? А как живется

Слайд 9 Жилин

Костылин

ходит по аулу спит
всматривается скучает
выпытывает информацию считает дни
рукодельничает ждет ответ на письмо

Жилин

Слайд 10Жилин
 
главная цель Жилина - освобождение, поэтому он делает подкоп, внимательно

следит за тем, что происходит в татарском ауле, ждёт подходящего

момента. Поднимается на гору, чтобы определить дорогу, даже подкармливает заранее хозяйскую собаку. Старается всё предусмотреть. Жилин вызывает симпатию не только у хозяина, где живёт, но и у простых татар своей храбростью, мастерством. Завязывается крепкая дружба с Диной.

Костылин

Костылин заботится только о себе, о своём благополучии, не знает что такое долг, верность в дружбе. Он безволен, безответственен, способен на подлость. Он не совершает поступка, не бежит из плена. Костылин не герой, он не способен на большой поступок.
 

Жилин главная цель Жилина - освобождение, поэтому он делает подкоп, внимательно следит за тем, что происходит в татарском

Слайд 11Делаем вывод:
Вывод: Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется

на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле;

работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.

Вывод: Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом.

Делаем вывод:Вывод: Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел

Слайд 12Жилин от «жила»- прочное окончание мышц,
жилистый, двужильный-сильный,

упругий

Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных

Жилин от «жила»- прочное окончание мышц,  жилистый, двужильный-сильный, упругийКостылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных

Слайд 13Приём, лежащий в основе сравнительной характеристики
Это антитеза. Два непохожих человека.

Один обладает героическим характером. Другой характеризуется беспомощным поведением, слабым характером.
В

плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.
Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.)

Приём, лежащий в основе сравнительной характеристикиЭто антитеза. Два непохожих человека. Один обладает героическим характером. Другой характеризуется беспомощным

Слайд 14Вывод:
Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные

проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе,

о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.
Вывод: Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о

Слайд 15Сравнительная характеристика.
1. Портрет.
2. Поведение героев.
3. Речь.
4. Отношение к окружающим.
5. Взаимоотношение

героев.
6. Отношение автора.

Сравнительная характеристика.1. Портрет.2. Поведение героев.3. Речь.4. Отношение к окружающим.5. Взаимоотношение героев. 6. Отношение автора.

Слайд 16Напишите домашнее сочинение на тему
«Жилин и Костылин : разные

судьбы»
по плану.

Напишите домашнее сочинение на тему «Жилин и Костылин : разные судьбы» по плану.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика