Слайд 2Модернизм в изобразительном искусстве
С приходом модерна в конце XIX и
начале XX веков произошел основной качественный сдвиг. Живопись, начиная с
постимпрессионизма, перестает описывать в основном виденное, а начинает в картине выражать взгляд автора, его чувства, его правду, его видение, желая передать в изображаемом то главное, что невозможно выразить копированием действительности. Существует стремление изобразить настоящую действительность, скрытую за внешним видением. В лучших произведениях модернистского искусства появляются произведения, относительно самостоятельные, живущие своей собственной жизнью, жизнью искусства и картины, но одновременно и с более правдивым изображением жизни, чем это делалось в произведениях классической живописи. Реальность картины становится в искусстве более существенной, чем реальность жизни. Нет, это не отказ от эстетических идеалов прошлого, а стремление выразить их более высокой степенью познания, своим качеством, более близким человеку XX столетия.
Слайд 3Поиск новых выразительных средств для изображения невероятно быстро меняющихся отношений
в обществе, экономике, науке и технике вызывает появление трудно распознаваемого
множества изобразительных стилей и направлений, внезапно появляющихся, исчезающих и возобновляющихся в измененном виде. Казалось бы, что уже не может появиться ничего нового, но процесс развития современного искусства вовсе не закончился и, очевидно, никогда не закончится. Еще прошло не так много времени, чтобы объективно отличить главные художественные тенденции последних десятилетий развития живописи от поверхностной эксцентричности. Изобразительные стили начала XX века уже изучены и оценены и пока являются основой всего развития модернистского искусства. Не все эти процессы нам понятны, не во всех мы разбираемся, иногда они кажутся нам бессмысленными. Однако история должна была бы нас научить, что ко всему новому в искусстве сегодня нужно относиться с толерантностью, чтобы завтра не выглядеть смешными.
Слайд 4Абстрактное искусство
Абстрактный экспрессионизм
Авангард
Акмеизм
Дадаизм
Кубизм
Постимпрессионизм
Сюрреализм
Фовизм
Футуризм
Экспрессионизм
Символизм
Примитивизм
Слайд 5Кало Фрида (Kahlo Frida) (1907—1954), мексиканский художник и график, жена
Диего Риверы, мастер сюрреализма.
Фрида кало
Слайд 6«Маска смерти» «автопортрет с попугаями» «Мое платье там или
Нью-Йорк, 1933»
Слайд 7Сюрреализм (франц. surrealisme — сверхреализм) — направление в литературе и
искусстве двадцатого века, сложившееся в 1920-х годах. Возникнув во Франции
по инициативе писателя А. Бретона, сюрреализм скоро стал международным направлением. Сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя во время сна, гипноза, болезненного бреда, внезапных озарений, автоматических действий (случайное блуждание карандаша по бумаге и другие вариации).
Слайд 8Эдвард Мунк
Э́двард Мунк (норв. Edvard Munch; 12 декабря 1863, Лётен,
Хедмарк — 23 января 1944, Экелю, близ Осло) — норвежский
живописец и график, театральный художник, теоретик искусства. Один из первых представителей экспрессионизма. Его творчество повлияло на современное искусство. Творчество Мунка охвачено мотивами смерти, одиночества, но при этом и жаждой жизни.
«Утешение» «портрет ингер
мунк»
Слайд 10Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение») – течение в европейском искусстве,
получившее наибольшее развитие в первые десятилетия двадцатого века, преимущественно в
Германии и Австрии. Экспрессионизм стремится не столько к отображению окружающего мира, сколько к выражению художественными способами эмоционального состояния автора.Экспрессионизм
Экспрессионизм возник как острейшая, болезненная реакция на уродства капиталистической цивилизации, первую мировую войну и революционные движения. Поколение, травмированное бойней мировой войны воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх. Очень распространены мотивы боли и крика.
Слайд 11Поль Сеза́нн (фр. Paul Cézanne; 1839—1906) — французский художник-живописец, яркий
представитель постимпрессионизма.
Поль сезанн
Слайд 13Постимпрессионизм – (фр. postimpressionisme, от лат. post – после, т.е.
после импрессионизма) – собирательное наименование нескольких направлений французского искусства конца
XIX в., возникших вслед за импрессионизмом. Постимпрессионизм охватывает период с 1886 г., когда состоялась последняя выставка импрессионистов, на которой были впервые представлены работы неоимпрессионистов, до 1910-х гг., возвестивших о рождении совершенно нового искусства в формах кубизма и фовизма. Термин «постимпрессионизм» ввел в обиход английских критик Роджер Фрай, выражая общее впечатление об устроенной им в Лондоне в 1910 г. выставке современного французского искусства, на которой были представлены работы Ван Гога, Тулуз-Лотрека, Сёра, Сезанна и других художников.
Слайд 14Густав Климт (нем. Gustav Klimt; 14 июля 1862, Баумгартен, Австро-Венгрия
— 6 февраля 1918, Вена, Австро-Венгрия) — широко известный австрийский
художник, основоположник модерна в австрийской живописи. Главным предметом его живописи было женское тело, и большинство его работ отличает откровенный эротизм.
Густав климт
Слайд 16Модерн (от фр. moderne – современный) – художественное направление в
искусстве. Представителей модерна объединяло антиэклектическое движение – стремление противопоставить свое
творчество эклектизму предыдущего периода. Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, природных линий, интерес к новым технологиям (например в архитектуре), элементам прикладного искусства.
Слайд 17Зинаи́да Евге́ньевна Серебряко́ва (девичья фамилия Лансере́; 12 декабря 1884, с.
Нескучное, Харьковская губерния, Российская империя — 19 сентября 1967, Париж,
Франция) — русская художница, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Ученица О. Э. Браза.
Зинаида Серебрякова
Слайд 18«Портрет студента» «Балетная уборная снежинки» «Портрет Б. А. Серебрякова»
Слайд 19Русская живопись XX вв - как и в литературе, в
изобразительном искусстве конца XIX - начала XX века существовало множество
направлений, каждое из которых имело своих поклонников и противников. Возник ряд группировок, кружков, объединений художников. Появлялись новые приемы, стили письма, новые изобразительные жанры. Все это стимулировало общественный интерес к живописи, который, в свою очередь, вызвал настоящий расцвет выставочной и издательской деятельности в этой области.
Слайд 20Анри́ Мати́сс (фр. Henri Matisse; 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор,
Франция (Вторая французская империя) — 3 ноября 1954, Ницца, Франция)
— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму.
Анри матисс
«Мадам матисс»
Матисс - 1923
Слайд 22
Фовизм — направление во французской живописи начала XX ст. ,
характеризующееся яркостью цветов и упрощением формы. Как направление просуществовало недолго
– примерно с 1898 по 1908 год.
Характерные особенности фовизма: предельно интенсивное звучание открытых цветов; сопоставление контрастных хроматических плоскостей, заключенных в обобщенный контур; сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Плоскостная трактовка форм, насыщенность чистых цветов, энергично подчеркнутый контур обусловливают декоративность фовистской живописи. Группа заявила о себе на парижских выставках 1905,1906, 1907 гг. Однако вскоре объединение распалось, и творческие пути его участников разошлись. Название отражает реакцию современников на поразившую их экзальтацию цвета, "дикую" выразительность красок. В фовизме были общие черты с одновременно возникшим экспрессионизмом.