Слайд 2Дважды Герой Советского Союза, лауреат государственной премии, заслуженный лётчик-испытатель СССР.
АМЕТ-ХАН
СУЛТАН.
25.10.1920 - 01.02.1971
Слайд 3Ещё с малых лет мальчик мечтал о небе. С самого
раннего детства его доброе сердце охватила мечта стать лётчиком.
Слайд 4Как один из лучших курсантов аэроклуба был направлен, для дальнейшей
учёбы, в Качинскую школу военных лётчиков.
Летает отлично и с
большим желанием, усваивает лётную практику быстро и прочно. В воздухе смел и настойчив, инициативен и вынослив.
Из выпускного аттестата.
Слайд 6Великая Отечественная Война началась для молодого лётчика-истребителя с рассвета 22
июня в Ярославле. В первые же часы войны Амет-хан Султан
понял, что воевать придётся с опытным и коварным врагом. Все последующие дни шли ожесточённые напряжённые бои. Амет-хана чаще других стали посылать на воздушную разведку. Постепенно за ним закрепилась слава неуязвимого лётчика - разведчика.
Слайд 731 мая 1942 года в небе над Ярославлем Амет-хан Султан
таранным ударом сбил фашистский бомбардировщик Ю-88, за что ГКО(городской комитет
обороны) Ярославля наградил героя именными серебряными часами… Это была первая настоящая победа героя.
Слайд 8За проявленную храбрость и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками,
за успешное проведение многочисленных боевых вылетов, за сбитые им лично
30 самолётов противника разных типов, за 19 самолётов врага сбитых в групповых боях Амет-хан Султан удостоен звания дважды героя Советского союза.
Слайд 11После войны фронтовик поступает в воено - воздушную академию, но
7 классов средней школы не хватает, чтобы учится. Вскоре он
бросает академию. Специальности кроме лётной у него нет, высшего образования тоже нет. За плечами только война. В графе национальность он пишет Крымский Татарин. Судьба Крымского Татарина, впрочем как и других репрессированных народов СССР тяжела. В отчаянии Амет-хан Султан добивается личной встречи со Сталиным.
Слайд 13В одном из полётов Амет-хан не собирался отцепляться, не запускал
двигатель, но тут почувствовал ,что он отцепился. Где-то что-то замкнуло
и он с незапущенным двигателем стал падать.
Самолёт камнем летит вниз. Перед лётчиком выбор катапультироваться или спасти машину. Лётчик-испытатель принимает решение остаться в кабине. Уже перед самой землёй он всё же запускает двигатель и совершает удачную посадку.
Слайд 15Авторитет Амет-хана Султана непререкаем. Его любят и уважают все. Лётчики
и конструкторы прислушиваются к его мнению.
Слайд 16Орлы никогда не умирают на земле. Чувствуя приближение смерти, они
из последних сил летят вверх, а потом складывают крылья и
камнем падают на землю. По этому Орлы умирают в небе, на землю они падают уже мёртвыми.
Слайд 17Слова оказываются пророческими. 1 февраля 1971 года при испытании двигателя
нового самолёта Амет-хан Султан вместе с экипажем трагически погиб.
Слайд 18Он прожил короткую (всего 51 год), но героическую жизнь, навсегда
прославив не только себя, свою семью и родные места, но
и свой, пусть немногочисленный, но много переживший народ.
Слайд 19Награждён
3 ордена Ленина
Орден Красной
Звезды
5 орденов
Красного Знамени
Орден
«Знак Почёта»
Орден
Александра
Невского
Орден
Отечественной
войны 1-й степени.
Слайд 20Аэропорт в столице Дагестана Махачкале назван в честь дважды Героя
Советского Союза, легендарного лётчика-испытателя Амет-хана Султана.
Слайд 21Имя Амет-хана Султана было вписано в историю мировой авиации. Так
же в его честь были названы улицы, площадь в Симферополе
и школа, которая находится в его родном городе Алупке.
Слайд 2217 мая 2013 года состоялась премьера долгожданного фильма "Хайтарма". В
фильме повествуется о жизни легендарного лётчика и трагической дате в
истории его народа.
Слайд 25Память о нём навсегда останется в сердце его народа.