Слайд 1Жизненный путь Сократа как оратора
1
3
2
1. Жак Луи Давид «Смерть Сократа»
2. Фреска Рафаэля «Сократ и молодой Эсхин».3 «Сократ»
Слайд 2
Цель проекта-
создание презентации, посвященной Сократу – оратору
Слайд 3Задачи проекта:
собрать материалы о жизни и ораторской деятельности древнегреческого философа
Сократа;
изучить собранные материалы;
сделать отбор текстового материала для презентации;
найти иллюстративный материал;
продумать
дизайн и композицию слайдов
Слайд 4Практическое применение
уроки истории, русского языка и литературы;
классный час;
библиотечные занятия
Слайд 5
РИТОРИКА – это теория ораторского искусства.
ОРАТОР -
тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром говорить
речи.
Слайд 6 «В начале было слово…»
Родился будущий гений
философской мысли в Афинах, в семье каменотеса-скульптора Софриниска и повитухи
Фенареты. Точная дата рождения неизвестна, около 469 г. до н. э.
Отец Сократа Софрониск по роду своей деятельности был квалифицированным каменотесом. Мать Фенарета - местной повивальной бабкой.
По одной из биографических легенд следует, что Софрониск, по принятому тогда обычаю, сразу после рождения Сократа, спросил оракула – как следует обращаться с сыном и воспитывать его. На что оракул дал примерно такое божественное наставление: "Пусть отпрыск делает то, что посчитает за благо; отец не может его к чему-то принуждать и от чего-то удерживать. Ему следует лишь молиться Зевсу и Музам о благополучном исходе дела, отпустив сына на все четыре стороны, предоставив ему возможность проявить свои склонности и влечения. В прочих заботах его сын не нуждается, потому что он уже имеет внутри себя на всю жизнь руководителя, лучшего, нежели тысячи учителей и воспитателей".
Слайд 7Общественная деятельность
Сократ принимал участие в Пелопоннесской войне, сохранились сведения
о сражениях при Делии и Амфиполе, а также под Потидеей,
где отметился и он. Большую часть жизни философ провел в беседах, у него перебывали
многие знатные афиняне и приезжие
софисты, для которых важными были
темы добра и зла, добродетели и порока.
Есть сведения о выступлениях Сократа
в роли адвоката афинских стратегов,
осужденных на смерть несправедливым
судом демоса.
Слайд 8Особенности ораторского мастерства Сократа
Сократ учил чести, справедливости, послушанию закону и
сам соответствовал этому. Ведь очень важно, когда учитель говорит, как
жить, и сам живет, как говорит. В жизни Сократ поставил благую цель: помогать людям найти себя и истину.
Он вовлекал людей в разговор, в спор, в дискуссию, пользуясь методом диалога. Он просто говорил с людьми, говорил о жизни, о доброте, добродетели и справедливости. В своем общении он применял приемы вовлечения собеседника путем замечания о том, что вот он, Сократ, хотел бы знать, что такое справедливость. Он не выступал перед аудиторией, а говорил с ней, говорил с сердцами людей и находил отклик, обратную связь. Именно говорить с аудиторией, искренне и на ее языке – вот великое искусство оратора, которым владел этот мудрец и философ.
Слайд 9«Сократическая ирония»
Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки»
(майевтика); его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям,
получил название «сократовской иронии». Свои мысли Сократ не записывал, полагая, что это ослабляет память. А своих учеников приводил к истинному суждению через диалог, где задавал общий вопрос, получив ответ, задавал следующий уточняющий вопрос и так далее до окончательного ответа.
Слайд 11Ученики Сократа
Платон – философ, основоположник
идеализма,
автор Учения о Красоте
(познание мира – это попытка
разглядеть
в вещах отблеск идей через любовь,
справедливые дела и красоту)
Ксенофонт - древнегреческий
писатель и историк афинского происхождения,
полководец и политический деятель, автор книг
«Анабасис Кира» и «Воспоминания о Сократе»
Слайд 12Смерть Сократа
Год смерти Сократа точно известен ученым – 399 г.
до н. э., когда он был осужден афинским судом и
приговорен к смерти. Ему предъявили обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества и повинен в том, что развращает юношество». Известие о страшном приговоре философ принял достойно. Поскольку он был свободным афинским гражданином, то выбрал свой способ ухода в другой мир – принял яд. Но прежде он выступил с яркой речью в защиту себя и своих действий.
Слайд 13
Вывод
Сократ умело совмещал в своей деятельности талант ученого-философа, оратора и
педагога.
Он не выступал перед людьми, а говорил с ними искренне
и убедительно о том, что их волновало, используя прием диалога.
Изобретенный им метод «иронии» прекрасно вписывается в современную методику преподавания.
Его жизнь и смерть являют собой пример чести и высокого достоинства.
Кулакова Катя
Жирнова Соня
Молочникова Ира
Бахилова
Варя
Руководитель проекта –
Апаева Людмила Александровна
Слайд 15 Ресурсы:
rushist.com›Древние Греция и Рим›Сократ
cmcstuff.esyr.org›…r15…Философия/Лекции…Сократ.htm
stuki-druki.com›authors/Socrates.php
voskresensk.prihod.ru›…25…editor_files…Сократ.pdf
yandex.ru/images›