Разделы презентаций


PECS Система альтернативной коммуникации с помощью карточек

Содержание

Структура информацииСоздание эффективной среды обученияОпределение целенаправленного общенияЭтапы обучения по системе PECSОценка имеющихся у ребенка коммуникативных навыков с помощью «Контрольного перечня основных навыков целенаправленного общения»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1PECS Система альтернативной коммуникации с помощью карточек

PECS Система альтернативной коммуникации с помощью карточек

Слайд 2Структура информации
Создание эффективной среды обучения
Определение целенаправленного общения
Этапы обучения по системе

PECS
Оценка имеющихся у ребенка коммуникативных навыков с помощью «Контрольного перечня

основных навыков целенаправленного общения»
Структура информацииСоздание эффективной среды обученияОпределение целенаправленного общенияЭтапы обучения по системе PECSОценка имеющихся у ребенка коммуникативных навыков с

Слайд 3Создание эффективной среды обучения
Структурированная учебная среда.
Занятия проводятся с использованием полного

набора готовых «инструментов» и с учетом конкретной цели урока.
Неформальная учебная

среда
Занятия проводятся не за столом, в течении всего дня.
Создание эффективной среды обучения Структурированная учебная среда.Занятия проводятся с использованием полного набора готовых «инструментов» и с учетом

Слайд 4Функциональные цели
Основная цель (например) – обучение навыкам, которые позволят им

по окончании школы получить хорошую работу и начать жить отдельно

от родителей.

Подбор материалов для обучающих тренингов должен быть функционален и подходить для конкретного ребенка.

Функциональные целиОсновная цель (например) – обучение навыкам, которые позволят им по окончании школы получить хорошую работу и

Слайд 5поощрения
Цель - добиться в конечном итоге заниматься за естественные поощрения!
По

происхождению
По формальным параметрам
Безусловные поощрения – (еда, питье, сон …)

Условные поощрения

– деньги, токены, социальные поощрения

пищевые

сенсорные

предметные

двигательные

социальные

поощренияЦель - добиться в конечном итоге заниматься за естественные поощрения!По происхождениюПо формальным параметрамБезусловные поощрения – (еда, питье,

Слайд 6Системы подкрепления
Эффективность поощрения:
Обусловленность (естественная; искусственная или социальная)
Незамедлительность
Размер (как долго предоставлять,

количество, качество)
Депривация

в процессе упражнения

в конце упражнения

0,5 сек.
Поощрение

Системы подкрепленияЭффективность поощрения:Обусловленность (естественная; искусственная или социальная)НезамедлительностьРазмер (как долго предоставлять, количество, качество)Депривация 	в процессе упражненияв конце упражнения0,5

Слайд 7Общение и социальные навыки
Целенаправленное общение – это поведение (его форма

определяется обществом) направленное на другого человека, который, в свою очередь,

обеспечивает связанное с этим поведением прямое или социальное поощрение. (не зависимо используется при этом речь или нет).

общение

понимание

использование

Общение и социальные навыкиЦеленаправленное общение – это поведение (его форма определяется обществом) направленное на другого человека, который,

Слайд 8Причины побуждающие к общение
Для начала разговора (комментарии)
Просим что-либо
(просьба)
Тип поведения
инициатива
реакция на

подсказку
имитация
Зачем
общаемся?

Причины побуждающие к общениеДля начала разговора (комментарии)Просим что-либо(просьба)Тип поведенияинициативареакция на подсказкуимитацияЗачем общаемся?

Слайд 9 Нормально развивающиеся дети осваивают навык общения самостоятельно. В каждом возрастном

этапе формируется определенный тип вербального поведения (речь):
в возрасте от

9 до 1,3 общение формируется через навыки имитации;
к 2-2,6 годам обычно формируется обращение в ответ на вопрос;
к 3 годам ребенок уже может самостоятельно выражать свои мысли, комментировать окружающую обстановку.
В младшем школьном возрасте ребенок умеет пользоваться письменной речью
Нормально развивающиеся дети осваивают навык общения самостоятельно. В каждом возрастном этапе формируется определенный тип вербального поведения (речь):

Слайд 10Формы общения


Речь
Жестикуляция
Язык жестов
Рисунки
Письмо



Первая цель: научить целенаправленному общению.

Вторая цель: научить ребенка

говорить

Формы общенияРечьЖестикуляцияЯзык жестовРисункиПисьмоПервая цель: научить целенаправленному общению.Вторая цель: научить ребенка говорить

Слайд 11Обзор методик обучения навыков общения

Обзор методик обучения навыков общения

Слайд 12Подготовка к PECS
Определяем текущее умения
Планируем обучение
Определяем ожидаемые реакции от ученика
Организация

среды
Создаем множество возможностей для обучения
Определяем, что может захотеть ребенок (иерархия

поощрений).
Создаем условие депривации (убираем желающий предмет на некоторое время, поднимаем выше, закрываем плотной крышкой и т.д)
Подготовка материалов
Черно-белые рисунки
Цветные рисунки
Фотографии
логотипы

Подготовка к PECSОпределяем текущее уменияПланируем обучениеОпределяем ожидаемые реакции от ученикаОрганизация средыСоздаем множество возможностей для обученияОпределяем, что может

Слайд 13Подготовка поощрения
Перед проведением занятия надо проверить, за какое поощрение будет

работать ребенок. Другими словами, что будет в данный момент наиболее

подходящим поощрением. Делается это следующим способом:
Предоставьте ребенку свободный доступ к нескольким разным поощрениям. Например, положите на стол перед ребенком около 6 разных предметов, которые потенциально могут его заинтересовать. Это могут быть небольшие кусочки еды, игрушки и другие предметы, которыми ваш ребенок любит манипулировать.
Когда все 6 предметов лежат перед ребенком, смотрите, к чему потянулся ваш ребенок. Не препятствуйте этому – дайте ему или съесть это или поиграть несколько секунд.
Запишите, что ребенок выбрал.
Повторите это в 2-3 подхода, записывая результаты.
Если ребенок не интересуется этими вещами вообще, то вы должны заменить их на совсем другие 6 вещей.
 
Подготовка поощрения Перед проведением занятия надо проверить, за какое поощрение будет работать ребенок. Другими словами, что будет

Слайд 14 Для того, чтобы продуктивно выбирать правильное поощрение, наблюдайте за ребенком

в течении дня – во что он любит играть или

что есть.
 Важно, чтобы ваши записи были детальными, потому что некоторые дети привередливы и педантичны (одни будут пить сок только из пакетика при помощи трубочки, печенье только из пакетика, и только целые и т.д.)
 Составьте список поощрений:
например: любит- 1 (машинка)
сильно любит – 2 (попкорн)
любит больше всего – 3 (туалетная бумага, конструктор)
	Для того, чтобы продуктивно выбирать правильное поощрение, наблюдайте за ребенком в течении дня – во что он

Слайд 15Используемые методики
Методика отдельных проб
Стимул до (инструкция)
Подсказка (постепенное убирание)
Выполнение инструкции (поведение)
Поощрение\обратная

связь
Запись пробы\пауза между пробами

Обучение по цепочке
последовательность отдельных действий(поведений), которые

объединены в одно сложное поведение

Случайное обучение
Подготовленная окружающая среда
поставленные задачи,
организованное окружающее пространство
стимулирование ребенка (условие депривации)


Используемые методикиМетодика отдельных пробСтимул до (инструкция)Подсказка (постепенное убирание)Выполнение инструкции (поведение)Поощрение\обратная связьЗапись пробы\пауза между пробамиОбучение по цепочке последовательность

Слайд 16Подсказки
Вербальная инструкция
Учитель объясняет
Ребенок делает
Учитель усиливает
Моделирование/имитация
Учитель показывает
Ребенок делает
Учитель усиливает
Физическая подсказка

Обязательно

убирать подсказку!
Методика исчезновения

ПодсказкиВербальная инструкцияУчитель объясняетРебенок делаетУчитель усиливает Моделирование/имитацияУчитель показываетРебенок делаетУчитель усиливаетФизическая подсказкаОбязательно убирать подсказку!Методика исчезновения

Слайд 17Уроки отдельных проб
Короткие, четкие, повторяемые действия
“Коротко и ясно значит отдельно!”


Словарная информация, математическая информация, называние объектов, сортировка, распознавание картинок
Повторение возможно,

но не всегда помогает

Уроки отдельных пробКороткие, четкие, повторяемые действия“Коротко и ясно значит отдельно!” Словарная информация, математическая информация, называние объектов, сортировка,

Слайд 18Уроки последовательных действий
Серия шагов, выполняемых в определенном порядке
“Если шаги необходимы,

то это последовательность”
Завязать шнурки, почистить зубы, ездить на велосипеде,
повторять алфавит
A-

B- C- D
Уроки последовательных действийСерия шагов, выполняемых в определенном порядке“Если шаги необходимы, то это последовательность”Завязать шнурки, почистить зубы, ездить

Слайд 19Уроки-последовательности
Разобрать задание
Обратная цепочка – сначала осваивается последний шаг
Прямая цепочка-

сначала осваивается первый шаг

Уроки-последовательностиРазобрать заданиеОбратная цепочка – сначала осваивается последний шаг Прямая цепочка- сначала осваивается первый шаг

Слайд 20Как мы называем это?
Четырехшаговая процедура коррекции ошибок!

Как мы называем это? Четырехшаговая процедура коррекции ошибок!

Слайд 21Учитель возвращает ученика к последнему правильному шагу и подсказывает следующий

шаг
Процедура исправления ошибок методом обратного хода!

Учитель возвращает ученика к последнему правильному шагу и подсказывает следующий шагПроцедура исправления ошибок методом обратного хода!

Слайд 22Коррекция ошибок и PECS
PECS включают в себя оба!

Для ошибок распознавания:

Четырехшаговый

Для ошибок построения предложений: Обратного хода

Коррекция ошибок и PECSPECS включают в себя оба!Для ошибок распознавания: ЧетырехшаговыйДля ошибок построения предложений: Обратного хода

Слайд 23Методики исправления ошибок
Обратный ход
Даем подсказку для совершения правильного действия на

нужном этапе последовательности
Пройти последовательность в обратном порядке вплоть до момента

непосредственно перед совершением ошибки.
Предвосхищающая подсказка
- не допускаем ошибку
Методики исправления ошибокОбратный ходДаем подсказку для совершения правильного действия на нужном этапе последовательностиПройти последовательность в обратном порядке

Слайд 24I этап
Конечная цель - увидев желаемый предмет, ребенок берет карточку,

дотягивается до собеседника и кладет предмет ему в руку.

На этом

этапе ребенок начинает обращаться к другому человеку при помощи карточки-слова для получения желаемого предмета.
I этапКонечная цель - увидев желаемый предмет, ребенок берет карточку, дотягивается до собеседника и кладет предмет ему

Слайд 25Этап I: Физический обмен манд/такт
Цель: инициировать взаимодействие при общении
Научить как общаться
“Правила”

общения
Обращение к коммуникативному партнеру
Передача сообщения
Распознавание картинок не является обязательным условием
Проявлять

инициативу значит, что ученик должен “подойти первым”
Этап I: Физический обмен манд/тактЦель: инициировать взаимодействие при общенииНаучить как общаться“Правила” общенияОбращение к коммуникативному партнеруПередача сообщенияРаспознавание картинок

Слайд 26Этап I
Как только ученик научился проявлять инициативу, научите моторным навыкам:


Взять
Дотянуться
Положить
Вид урока: Последовательный
Вид подсказки: Физический
Подсказки с участием двух человек с

обратной последовательностью
Этап IКак только ученик научился проявлять инициативу, научите моторным навыкам: ВзятьДотянутьсяПоложитьВид урока: ПоследовательныйВид подсказки: ФизическийПодсказки с участием

Слайд 27помогает взять,

дотянуться,
и положить.
КП(коммуникативный партнер) предоставляет П+ в течение ½ секунды,

называет предмет и хвалит ученика
ФП(Физический помощник) ждет проявления инициативы, затем…

помогает взять,дотянуться,и положить.КП(коммуникативный партнер) предоставляет П+ в течение ½ секунды, называет предмет и хвалит ученикаФП(Физический помощник) ждет

Слайд 28Этап I
Роль Открытой/Пустой руки

Предоставляет информацию для ученика куда положить карточку–

усиливает некоторое выражение коммуникативного партнера

Не показывайте руку, пока ученик не

проявил инициативу

Не должна становиться подсказкой

Этап IРоль Открытой/Пустой рукиПредоставляет информацию для ученика куда положить карточку– усиливает некоторое выражение коммуникативного партнераНе показывайте руку,

Слайд 29Обязанности
Коммуникативный
Партнер

Начинать новую пробу забирая предмет у ученика и снова привлекая,

или предлагая новый предмет
Менять подкрепления
Как вернуть предмет?
Физический


Помощник

Исключить подсказки используя обратную последовательность
Собирать данные
Играть роль ‘молчаливого партнера’
ОбязанностиКоммуникативныйПартнерНачинать новую пробу забирая предмет у ученика и снова привлекая, или предлагая новый предметМенять подкрепленияКак вернуть предмет?Физический

Слайд 31Этап II: Расстояние и настойчивость манд/такт и манд
Цель: Настойчивость при возникновении препятствий
Продолжаем

учить “как” общаться
Нет дискриминации
У каждого студента должен быть альбом!

Этап II: Расстояние и настойчивость манд/такт и мандЦель: Настойчивость при возникновении препятствийПродолжаем учить “как” общатьсяНет дискриминацииУ каждого

Слайд 32Расстояние: Учим передвижению
Научите ученика «путешествовать»:
к коммуникативному партнеру
с альбомом или

взяв карточку из альбома
из комнаты в комнату с альбомом
Вид урока:


Последовательность
Стратегия обучения:
Формирование
Расстояние: Учим передвижениюНаучите ученика «путешествовать»: к коммуникативному партнерус альбомом или взяв карточку из альбомаиз комнаты в комнату

Слайд 33Этап II: Настойчивость
Привлечение внимание коммуникативного партнера, когда он стоит спиной
Избавление

от всех дополнительных подсказок!
Положение тела, зрительный контакт, драматизм
Просьбы во время

групповой деятельности
Просьба вещей, которые находятся вне поля зрения
Никогда не говорите, “Возьми альбом!”
Этап II: НастойчивостьПривлечение внимание коммуникативного партнера, когда он стоит спинойИзбавление от всех дополнительных подсказок!Положение тела, зрительный контакт,

Слайд 34Пособие, с. 117
Этап II никогда не заканчивается!
Критерий освоения: До перехода

к Этапу III, ученик должен уметь пересекать комнату для извлечения

карточки и пересекать комнату к КП. У ученика должно быть 5-10 подкреплений.
Пособие, с. 117Этап II никогда не заканчивается!Критерий освоения: До перехода к Этапу III, ученик должен уметь пересекать

Слайд 35Этап III: Различение манд
Цель: различать все карточки на или в альбоме
Нужен

только один учитель

Этап III: Различение мандЦель: различать все карточки на или в альбомеНужен только один учитель

Слайд 36IIIA: Простое различение
Мотивация использовать правильную карточку – получение желаемого предмета

и избежать не желаемого(дифференцированное подкрепление)

Начните с предпочитаемого по сравнению с

неинтересным

IIIA: Простое различениеМотивация использовать правильную карточку – получение желаемого предмета и избежать не желаемого(дифференцированное подкрепление)Начните с предпочитаемого

Слайд 37Новый навык
Молча заинтересуйте ученика с помощью обоих предметов
Вид урока: отдельных

проб
Новый навык = выбор правильной карточки
Правило ½ секунды!!
Переставьте карточки после

удачной пробы
Новый навыкМолча заинтересуйте ученика с помощью обоих предметовВид урока: отдельных пробНовый навык = выбор правильной карточкиПравило ½

Слайд 38А что если…?
Ученик играет с отвлекающим стимулом
Дает П+ карточку
Скажите “Ooh”

в момент выбора и дайте подкрепление после обмена
Дает отвлекающую карточку
Ничего

не говорите, возьмите карточку и дайте неинтересный предмет

Найдите новый отвлекающий стимул

Ученик отказывается от
отвлекающего стимула

Четырехшаговая коррекция ошибок

А что если…?Ученик играет с отвлекающим стимуломДает П+ карточкуСкажите “Ooh” в момент выбора и дайте подкрепление после

Слайд 39Смоделируйте

Смоделируйте

Слайд 40Потренируйтесь

Потренируйтесь

Слайд 41Переключитесь

Переключитесь

Слайд 42Повторите

Повторите

Слайд 43IIIB: Различение нескольких картинок желаемого предмета манд
Ученик должен продемонстрировать соответствие между

карточкой и выбранной вещью
Определение, соответствуют ли действия ученика его просьбе
Мы

называем это Проверкой соответствия

IIIB: Различение нескольких картинок желаемого предмета мандУченик должен продемонстрировать соответствие между карточкой и выбранной вещьюОпределение, соответствуют ли

Слайд 44Проверка соответствия
Покажите одновременно обе
вещи
Дождитесь обмена
Предложите вещи ученику
“Вот”
“Продолжай“
“Возьми“

Проверка соответствияПокажите одновременно обе вещиДождитесь обменаПредложите вещи ученику“Вот”“Продолжай““Возьми“

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика