Слайд 1Нормативно-методическое обеспечение информационных систем
Стандарт жизненного цикла информационных систем
Профили стандартов жизненного
цикла
Процессы жизненного цикла
Модели жизненного цикла
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Слайд 2Нормативно-методическое обеспечение создания ИС
Нормативно-методическим обеспечением (НМО) – совокупность документов, регламентирующих
различные этапы разработки ИС:
порядок разработки, внедрения и сопровождения ИС
общие требования
к составу и качеству ИС
виды, состав и содержание проектной и программной документации
Слайд 3Классификация документов,
входящих в состав НМО
Слайд 5Основные международные документы, регламентирующие создание и сопровождение ИС
CMM/CMMI (Capability Maturity
Model Integration for Product and Process Development) – Интегрированная модель
оценивания зрелости продуктов и процессов разработки ПО
ISO 9001 – Система менеджмента качества
ISO 9003 – Руководство по организации применения стандарта ISO 9001 для ПО
ISO 9126 – Оценка программного продукта
ISO 12207 – Процессы жизненного цикла ПО
ISO 15504 – Оценка и аттестация зрелости процессов жизненного цикла ПО
ISO 15939 – Процесс измерения ПО
Слайд 6Стандарт жизненного цикла ИС
ЖЦ ИС – это непрерывный процесс, начинающийся
с момента принятия решения о необходимости создания ИС и заканчивающийся
в момент полного её изъятия из эксплуатации
Разработка
Модификация
Использование
Слайд 8Профили стандартов ЖЦ
Профиль стандартов – это совокупность нескольких базовых стандартов
и других нормативных документов с чётко определённым подмножеством обязательных и
факультативных возможностей, предназначенная для реализации заданных функций
Слайд 9Основные группы профилей ЖЦ ИС
функциональные профили, регламентирующие архитектуру и структуру
объектов системы и её компонентов; функции, интерфейсы и протоколы взаимодействия,
форматы данных
технологические профили, регламентирующие процессы проектирования, разработки, применения, сопровождения и развития систем и их компонентов
Слайд 10Процессы жизненного цикла
Основные
Вспомогательные
Организационные
Слайд 11Основные процессы жизненного цикла
Процесс приобретения состоит из действий заказчика, приобретающего
ИС
Процесс поставки охватывает действия поставщика, который снабжает заказчика программным продуктом
Процесс
разработки предусматривает действия и задачи, выполняемые разработчиком, и охватывает работы по созданию ИС и его компонентов в соответствии с заданными требованиями
Слайд 12Процесс разработки
подготовительную работу
анализ требований к системе
проектирование архитектуры системы
анализ требований к
ИС
проектирование архитектуры ИС
детальное проектирование ИС
кодирование и тестирование ИС
интеграцию ИС
квалификационное тестирование
ИС
интеграцию системы
квалификационное тестирование системы
установку ИС
приёмку ИС
Слайд 13Процесс эксплуатации охватывает действия и задачи организации, эксплуатирующей систему
Процесс сопровождения
предусматривает действия и задачи, выполняемые сопровождающей организацией (службой сопровождения)
Слайд 14Вспомогательные процессы
Процесс документирования предусматривает формализованное описание информации, созданной в течении
ЖЦ ИС
Процесс управление конфигурацией предполагает применение административных и технических процедур
на всём протяжении ЖЦ ИС для определения состояния компонентов ИС в системе, управления модификациями ИС, обеспечения полноты, совместимости и корректности компонентов ИС и т.д.
Процесс обеспечения качества обеспечивает соответствующие гарантии того, что ИС и процессы её ЖЦ соответствуют заданным требованиям
Слайд 15Процесс верификации означает формальное доказательство правильности ИС. Данный процесс может
включать анализ, оценку и тестирование
Процесс аттестации предусматривает определение полноты соответствия
заданных требований и созданной системы их конкретному функциональному назначению
Процесс совместной оценки предназначен для оценки состояния работ по проекту и ПО, создаваемому при выполнении данных работ
Процесс аудита служит для установления соответствия реальных работ и отчетов требованиям, планам и условиям договора
Процесс разрешения проблем предусматривает анализ и решение проблем, независимо от их происхождения или источника, которые обнаружены в ходе разработки, эксплуатации, сопровождения и других процессов
Слайд 16Организационные процессы
Процесс управления проектом связан с вопросами планирования и организации
работ, создания коллективов разработчиков и контроля за сроками и качеством
выполняемых работ
Процесс создания инфраструктуры охватывает выбор и поддержку технологий, стандартов и инструментальных средств, используемых для разработки, эксплуатации и сопровождения ИС
Процесс усовершенствования определяет оценку, измерение, контроль и совершенствование процессов ЖЦ
Процесс обучения включает первоначальное обучение и последующее постоянное повышение квалификации персонала
Слайд 17Модели жизненного цикла ИС
Модель ЖЦ ИС включает в себя:
стадии
результаты выполнения
работ на каждой стадии
ключевые события (точки завершения работ и принятия
решений)
Слайд 18Основные стадии ЖЦ ИС:
разработка требований
проектирование
реализация (кодирование, программирование)
тестирование и отладка
ввод в
действие (эксплуатация и сопровождение)
Слайд 20Каскадная модель жизненного цикла
Слайд 21Преимущества
на каждой стадии формируется законченный набор проектной документации, отвечающий критериям
полноты и согласованности
выполняемые в логичной последовательности стадии позволяют планировать сроки
завершения всех работ и соответствующие затраты
Слайд 22Поэтапная модель с промежуточным контролем
Слайд 23Недостатки
позднее обнаружение проблем
избыточное количество документации
невозможность разбить систему на части (весь
продукт разрабатывается за один раз)
высокий риск создания системы, не удовлетворяющей
изменившимся потребностям пользователей
Слайд 25Принципиальные особенности спиральной модели:
отказ от фиксации требований и назначение приоритетов
пользовательским требованиям
разработка последовательности прототипов, начиная с требований наивысшего приоритета
идентификация и
анализ риска на каждой итерации
использование каскадной модели для реализации окончательного прототипа
оценка результатов по завершении каждой итерации и планирование следующей итерации
Слайд 26Достоинства
ускорение разработки (раннее получение результата за счёт прототипирования)
постоянное участие заказчика
в процессе разработки
разбиение большого объёма работы на небольшие части
снижение риска
(повышение вероятности предсказуемого поведения системы)
Слайд 27Недостатки
сложность планирования (определения количества и длительности итераций, оценки затрат и
рисков)
сложность применения модели с точки зрения менеджеров и заказчиков (из-за
привычки к строгому и детальному планированию)
напряженный режим работы для разработчиков (при краткосрочных итерациях)