Слайд 2Области применения тестов в педагогике
Слайд 3Основные понятия
Тестология
Педагогический тест
Задание в тестовой форме
Тестовое задание
Слайд 4Основные понятия
Тестология ⎯ междисциплинарное научное направление, которое занимается обоснованием методов
разработки и применения тестов
Слайд 5Основные понятия
Педагогический тест ⎯ это система тестовых заданий, создаваемая с
целью выявления специальных способностей учащихся; измерения уровня знаний; оценивания результатов,
достигнутых ими в процессе обучения; определения их профессиональной пригодности, различных личностных характеристик и удовлетворяющая следующим требованиям содержательного характера:
возрастающая трудность заданий
соответствие содержания этой системы заданий содержанию учебного материала
научная достоверность
вариативность
Слайд 6Основные понятия
Тестовое задание ⎯ задание в тестовой форме, отвечающее следующим
требованиям:
одинаковость инструкции для всех испытуемых и ее адекватность форме
и содержанию задания
одинаковость правил оценивания
правильность формы задания
логическая правильность содержания задания
удовлетворение аксиоме локальной независимости
краткость формулирования содержания задания
наличие единственного правильного ответа
Слайд 7Основные понятия
Задание в тестовой форме ⎯ задание, состоящее из четырех
частей (порядок расположения элементов задания важен):
инструкция для тестируемого
текст
задания
варианты предполагаемых ответов (если они есть)
правильный ответ (присутствует лишь на этапе проектирования)
Слайд 8Дидактические функции педагогических тестов
тест может выполнять функцию метода обучения
тест
может использоваться в качестве средства обучения и контроля знаний
Слайд 9Формы тестовых заданий
Задания открытой формы
Задания закрытой формы
Задания
на установление соответствия
Задания на установление правильной последовательности
Слайд 10В заданиях закрытой формы выделяют следующие виды:
Задания с выбором
одного правильного ответа
Задания с выбором нескольких правильных ответов
Слайд 11 Задания с двумя вариантами ответов
Задания с тремя вариантами
ответов
Задания с четырьмя вариантами ответов
Задания с пятью и
более вариантами ответов
Среди заданий с выбором ответов выделяют:
Слайд 12При формулировании ответов используют принципы
противоречия (контрадикторности)
противоположности
однородности (классификации)
кумуляции
сочетания
градуирования
удвоенной противоположности
Слайд 13Рекомендации по построению заданий
вопрос должен содержать одну законченную мысль
в вопросе следует избегать слов, дающих возможность учащимся догадаться о
правильном ответе (например, слова “иногда”, “обычно” подталкивают к ответу)
вопрос должен быть четко сформулирован, избегая слов “большой”, “небольшой”, “малый”, “много”, “мало”, “меньше”, “больше” и т. д.
чаще использовать количественные термины
избегать вводных фраз или предложений, мало связанных с основной мыслью
не следует прибегать к пространным выражениям, т. к. они приводят к правильному ответу, даже если учащийся его не знает
Слайд 14Рекомендации по построению заданий
следует избегать модализованных вопросов (“не считаете
ли вы, что...”), особенно использовать их многократно в одном предложении
не следует задавать вопросы с подвохом
необходимо избегать двусмысленных утверждений
Слайд 15Преимущества
быстрота тестирования
высокая технологичность
Слайд 16Недостатки
возможность запоминания неверной информации, заключающейся в неправильном ответе
сравнительно
высокая вероятность угадывания правильного ответа
быстрое "рассекречивание"
Слайд 17В заданиях открытой формы выделяют следующие виды:
Задания дополнения
Задания
свободного изложения
Слайд 18Рекомендации по построению заданий открытой формы
использовать не более трех пропусков
подряд
дополнять нужно наиболее важное — то, знание чего нужно
проверить
дополнения лучше ставить в конце предложения
задание должно быть сформулировано четко
таким же четким и однозначным должен быть ответ
следует чаще пользоваться количественными величинами
Слайд 19Преимущества
необходимость воспроизведения ответа по памяти
отсутствие необходимости искать несколько
вариантов ответа
Слайд 20Недостатки
простое воспроизведение по памяти недостаточно для получения полной информации
о знаниях и умениях учащихся
трудности формулировки заданий — невозможность
иметь один ответ на многие вопросы
трудность в формулировке вопросов, требующих сопоставления, сравнения, анализа
невозможность использовать технические средства для обработки
Слайд 21Задания на установление соответствия
Требования: неодинаковое число элементов в правом и
левом столбцах. Рекомендуется, чтобы число элементов правого столбца было примерно
в 2 р. больше числа элементов левого столбца
Создаются для проверки знаний взаимосвязи определений и фактов, авторов и их произведений, формы и содержания, сущности и явлений
Слайд 22Задания на установление правильной последовательности
Эти задания созданы для проверки владения
последовательностью действий, процессов, операций, суждений, вычислений.
Эти задания созданы для проверки
владения последовательностью действий, процессов, операций, суждений, вычислений.
Слайд 23По форме тесты делятся на:
Моноформные
Полиформные
Слайд 24Виды тестов
Стандартизированные и нестандартизированные
Общедиагностические, специальных способностей профессиональной
пригодности, достижений
Бланковые, предметные, аппаратурные, практические, компьютерные
Индивидуальные, групповые
Устные,
письменные
Скорости, мощности, смешанные
Гомогенные, гетерогенные
Вербальные, невербальные
Интеллекта, личностные, достижений
Нормированные, ненормированные
Слайд 25Построение тестов
Определение целей разработки и применения теста.
Отбор содержания,
на основе которого будем строить тестовые задания.
Формулирование списка требований
к знаниям и умениям учащихся.
Выделение основных понятий и построение графа взаимосвязи понятий.
Разработка заданий в тестовой форме.
Превращение заданий в тестовой форме в тестовые задания.
Получение набора тестовых заданий.
Формирование из тестовых заданий псевдотеста.
Проведение полученного псевдотеста.
Интерпретация результатов тестирования и статистическая обработка результатов псевдотеста.
Получение из псевдотеста теста.
Статистическая оценка качества полученного теста и тестовых заданий.
Слайд 26Оценка качества теста
Надежность
Валидность
Слайд 27Надежность теста
Надежность является одним из критериев качества теста и показывает,
насколько точно измеряет данный тест изучаемое явление, его “помехоустойчивость”
Надежность характеризует
точность теста как измерительного инструмента, устойчивость его к действию помех (состоянию испытуемых, их отношения к процедуре тестирования и т.д.)
Слайд 28Методы оценки надежности
повторное тестирование (ретестирование)
параллельное тестирование (тестирование параллельной
формой теста)
расщепление (метод деления целого на части)
Слайд 29Валидность
Понятие валидности раскрывает, насколько полученные в результате тестирования результаты соответствуют
объективной реальности
Слайд 30Виды валидности
очевидная валидность
содержательная валидность
конструктная (концептуальная)
валидность
валидность по критерию (критериальная или эмпирическая валидность)
сравнительная
или конкурентная валидность
Слайд 31Компьютерное тестирование
Компьютерное тестирование – это тестирование, которое проводится с использованием
компьютера.
Слайд 32Преимущества
уменьшение затрат на тиражирование материалов для организации массового тестирования;
обеспечение комфортных условий для работы над тестом в удобное для
тестируемого время;
повышение мотивации, так как тестирование на компьютере интереснее и привлекательнее, чем на бумаге;
уменьшение числа посторонних факторов, негативно влияющих на достоверность результатов тестирования;
повышение эффективности тестирования за счет уменьшения продолжительности теста и использования новых типов заданий, позволяющих оценить не только знания тестируемого, но и его умение применять их на практике;
Слайд 33Преимущества
использование экспериментальных тестовых заданий, игнорируемых при подсчёте тестовых баллов;
повышение информационной безопасности, поскольку случайная перестановка заданий в тесте
или ответов в задании делают невозможным для тестируемого “механическое” копирование номеров правильных ответов;
доступность результатов тестирования сразу после окончания тестирования;
повышение эффективности работы экспертов, проверяющих выполнение тестов на компьютере или через Интернет.
Слайд 34Недостатки
сопоставимость бумажных и компьютерных тестов, необходимая на этапе параллельного
использования обоих вариантов;
влияние на результаты тестирования перехода от
буклета, бумаги и ручки к монитору, клавиатуре и мышке;
изменение процедуры и тактики выполнения теста (например, адаптивный алгоритм не позволяет вернуться к пропущенным заданиям);
обучение технического персонала и оснащение компьютерных классов необходимым аппаратным и программным обеспечением;
безопасность продолжительной работы на компьютере для здоровья каждого тестируемого;
готовность и желание тестируемых выполнять тест на компьютере (возможность выбора бумажного варианта);
Слайд 35Недостатки
ограниченные возможности современных персональных компьютеров и информационных сетей;
высокая стоимость организации и проведения компьютерного тестирования.
Слайд 36Системы компьютерного тестирования
инструментальная среда тестирования для создания программно-педагогических тестов
и адаптивного тестирования (АСТ-тест);
автоматизированная интерактивная система сетевого тестирования (АИССТ),
разработанная в Оренбургском государственном университете;
система компьютерного тестирования ЛАТ, разработанная в лаборатории аттестационных технологий Московского института повышения квалификации работников образования (ЛАТ МИПКРО);
Слайд 37Системы компьютерного тестирования
SunRav TestOfficePro ⎯ пакет программ для создания тестов,
проведения тестирования и обработки результатов тестирования;
инструментальная система для создания
компьютерных контролирующих программ “ЛИТО-Тесты”, разработанная в лаборатории информационных технологий обучения ЦМО МГУ;
универсальная система тестирования на основе экспертной системы «Виртуальный клон», созданная в лаборатории технологий и методических основ дистанционного обучения Тульского государственного университета;
универсальная система автоматизированного тестирования и контроля (УСАТИК), разработанная в Ульяновском государственном техническом университете.
Слайд 38Системы компьютерного тестирования (Internet)
MyTeст;
TestGold;
МастерТест;
BestTesting;
UniTest System;
VeralTest;
Vesta.
Слайд 39Требования к системам компьютерного тестирования
Она должна просто запускаться.
Объяснять тестируемому
правила своей работы и порядок ответа на вопросы.
Выставлять оценку по
окончанию тестирования.
Демонстрировать задания, в которых допущена ошибка.
Допускать завершение тестирования при любом количестве выполненных заданий с выставлением оценки.
Слайд 40Требования
Автоматически изменять порядок следования заданий (идеальный вариант: наличие БД
с заданиями, из которой они выбираются случайным образом).
Она должна быть
простой и удобной в эксплуатации.
Ограничивать время (фиксировать время ответа на каждый вопрос и, если необходимо, прерывать процесс).
Адекватно оценивать испытуемого (корректировать его балл).
Она может быть легко обновлена т.е. допускает быстрое и удобное добавление новых заданий.
Слайд 41Требования
Позволяет использовать тестовые задания разных типов.
Должен существовать режим контроля за
отвечающими в реальном режиме времени (режим мониторинга).
Она должна работать в
сетевом варианте.
Должна отображать OLE-объекты.
Должна вести учет пользователей.
По окончанию тестирования должна составлять сводные ведомости.