Слайд 1Презентацию подготовила
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 20
станицы
Подгорной
Ушакова Л.Н
Коррекция нарушений письменной речи
младших школьников.
Слайд 2Письменная речь - сложная аналитико-синтетическая деятельность, которая предполагает порождение высказывания:
создание внутренней схемы, выбор слов, грамматическое структурирование.
В понятие «письменная речь»
входит:
-Чтение
-Письмо.
Письмо – знаковая система фиксации речи, позволяющая передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени.
Письмо – владение графическими и орфографическими системами языка для записи.
Чтение – восприятие написанного, воспроизведение текста «про себя» или вслух.
Слайд 4
Нарушения письменной речи
-нарушения устной речи;
-недоразвитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов;
- нарушения оптико-пространственной организации деятельности письма;
-рассогласование в работе слухового,
зрительного анализаторов и артикуляции;
-отставание в развитии психических процессов (памяти, внимания, мышления).
Слайд 5Виды нарушений письменной речи
Дисграфия- частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в
стойких повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в
процессе письма, при сохранном зрении, слухе, интеллекте, при регулярном педагогическом процессе.
Дислексия- это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью ВПФ, участвующих в процессе чтения.
Дизорфография— специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.
Слайд 6Дисграфия
Артикуляторно-акустическая дисграфия.
Акустическая дисграфия
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа
и синтеза.
Аграмматическая дисграфия
Оптическая дисграфия
Слайд 7Артикуляторно-акустическая дисграфия.
Представляет отражение неправильного произношения на письме.
Проявляется в
виде пропусков, замены и смешения букв.
Акустическая дисграфия
Замена букв, соответствующих
фонетически близким звукам.
Замена и смешение парных звонких и глухих согласных.
Замена и смешение свистящих и шипящих.
Замена и смешение аффрикатов и их компонентов.
Замена и смешение гласных первого – второго ряда.
Пропуски, замена и смешение мягкого знака.
Замена и смешение о - у, е – и в ударной позиции.
Слайд 8Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
1) нарушение
анализа — членения предложений на слова (слитное написание слов, раздельное
написание слов (приставки, корень);
2) слогового и фонематического анализа и синтеза:
-искажение звукобуквенной, слоговой структуры слова,
-пропуски согласных при их стечении,
-пропуски гласных,
-перестановки букв,
-добавление букв, слогов.
Слайд 9Аграмматическая дисграфия
- неправильное употребление падежных окончаний, единственного и множественного
числа существительных (деревы, ручков);
- неправильное употребление прилагательных (лисячий хвост, медведевая
берлога);
- нарушения согласования и управления различных частей речи в словосочетании (семь конев, два кони, красная платья, дождь пошла и др.)
- неправильное употребление предложно-падежных конструкций (Цветы стоят в ваза.)
-пропуски членов предложения, чаще всего сказуемых (Мальчик песочнице); пропуски подлежащего и достаточно часто — определения (Пошел в лес. Собирает грибы. Зимой у зайца шуба. Его не видно.);
- нарушение связи между отдельными предложениями, чаще всего это случается в результате пропуска какого-либо эпизода (Заяц бегал, бегал по лесу. И вдруг увидел. У него быстрые ноги. Лиса злится.);
- неправильное членение текста на предложения.
Слайд 10Оптическая дисграфия.
-неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв,
недописывание элементов, лишние элементы;
замены и смешения графически сходных букв
(п
— т, л — м, и — ш, в — д).
Слайд 11
Дислексия
Фонематическая дислексия (проявляется в заменах фонетически близких звуков
при чтении; в нарушении чтения, обусловленном недоразвитием функции фонематического анализа
(побуквенное чтение, искажение звукослоговой структуры слова (пропуски, перестановки).
Аграмматическая дислексия. Недоразвитие грамматического строя речи (словоизменение, словообразование, связь слов в предложении).
Мнестическая дислексия. У детей появляются трудности в усвоении всех букв, нарушаются ассоциации между зрительным образом буквы и произносимым звуком.
Семантическая дислексия. Нарушение понимания прочитанных слов, предложений и текста.
Оптическая дислексия проявляется в сложности усвоения оптически (графически) сходных букв и в их недифференцированных заменах.
Слайд 12Дизорфография
Для дизорфографии характерны стойкие ошибки, связанные с трудностью усвоения учащимися
орфографических умений и навыков и применения их на письме, при
несформированности морфологического анализа или стойкой неспособности овладеть правилами пунктуации.
Слайд 13
В русской орфографии выделяются следующие основные принципы:
-фонетический (в основе
его - четкое, правильное произнесение всех звуков речи (слова записываются
так, как слышатся и произносятся);
-морфологический (четкое представление о структуре слова - при различном произношении морфемы слова в сильной и слабой позиции сохраняется ее графическое единообразие);
-традиционный (выбор буквы для обозначения фонемы, находящейся в слабой позиции, осуществляется на основе этимологии и традиции (заяц, корова);
-морфолого-графических аналогий (объясняет написание буквы ь как графического уравнителя парадигм склонения существительных женского рода (ночь — ночью); одинаковую графическую парадигму слов мужского рода (врач — врачом); графическим уравнителем морфологической категории повелительного наклонения глагола (брось) и инфинитива (стеречь)).
Слайд 14
Первичная профилактика дислексии и дисграфии
Меры по предупреждению перинатальной патологии
плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, оптимальная
организация наблюдения за беременными и профилактика осложнений беременности, предупреждение родового травматизма, инфицирования плода и новорожденного и т. п.
Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни.
Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии.
Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей.
При наличии билингвизма у ребенка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменившие язык обучения, относятся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка.
Работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад.
Выявление указанного контингента детей в оптимальном варианте должно быть проведено до начала обучения в школе.
Слайд 15
Вторичная профилактика дислексии и дисграфии
Основные этапы работы:
I этап –
восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
II этап –
восполнение пробелов в области овладения лексикой и
грамматикой.
III этап – восполнение пробелов в формировании связанной речи.
Слайд 17Современная комплексная методика профилактики дисграфии А.В. Семенович (2002 г.) представлена
в трёх направлениях работы.
1. Стабилизация и организация энергетического потенциала
организма (дыхательные упражнения, массаж, развитие сенсомоторики, преодоление мышечных дистоний, формирование навыков внимания).
2.Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов (развитие зрительного и слухового восприятия, формирование пространственных представлений, логико – грамматических конструкций, развитие кинестетических процессов, фонетико – фонематических процессов),
3. Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции (формирование мыслительных операций, анализа и синтеза, обобщения, самоконтроля, развитие коммуникативных навыков, произвольного внимания, совершенствование обобщающей функции слова и интеллектуальных процессов)
Слайд 18Основные направления коррекционной работы
по профилактике дисграфии:
Развитие фонематического восприятия.
(Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса
на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).
Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги - в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов.
Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы - подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.
Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.
Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.
Слайд 19
Основные приёмы и методы работы по профилактике дизорфографии:
1.Развитие общей и
мелкой ручной моторики.
2.Развитие и уточнение пространственно-временных представлений.
3.Развитие внимания. Важно для
нахождения «ошибкоопасных» мест в слове, нахождения собственных ошибок (корректурные пробы).
4.Развитие памяти. Запоминание при помощи ассоциативных рядов, эмоциональной близости запоминаемого, графической зашифровки объекта запоминания.
5.Развитие мышления.
Слайд 20Основные приёмы и методы работы по профилактике дислексии:
Дыхательная,
зрительная и артикуляционная гимнастики.
Метод кинезиологической коррекции.
Стимулирующий массаж и
самомассаж кистей и пальцев рук.
Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия.
Зеркально-симметричное рисование обеими руками.
Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова.
Модифицированные зрительные диктанты Федоренко-Пальченко.
Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие.
Поисковые таблицы слов "Фотоглаз".
Метод "озвученного" чтения.
Метод словесных анаграмм.
Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.