Слайд 1Знание научное
и знание художественное
Слайд 3Леонардо да Винчи
Неизвестный автопортрет
Слайд 4Существует версия, согласно которой, портрет Моны Лизы — это тайный
автопортрет Леонардо да Винчи. Насколько она верна, судите сами.
Компьютер
набросал новый автопортрет Леонардо да Винчи, совместив со знаменитой картиной известный автопортрет художника. Полученное таким образом изображение оказалось созданным рукой самого художника. В нем нет ни единой линии, пририсованной к кисти и карандашу великого мастера. Поэтому это изображение — не компьютерный портрет Леонардо да Винчи, а именно его новый автопортрет, написанный рукой художника и только его рукой с использованием компьютерной технологии.
Слайд 6Многогранная личность Леонардо
да Винчи (1452—1519) — основопо-
ложника художественной культуры
Высокого Возрождения
— вот уже
пять столетий восхищает человечест-
во. Этот итальянский художник (жи-
вописец,
скульптор, архитектор) был
еще и писателем, ученым и инжене-
ром, изобретателем и анатомом.
Слайд 7Леонардо да Винчи.
Модель конного памятника Франческо Сфорца
Музей Изобразительных искусств. Будапешт
Слайд 8
Его гениальные догадки как учено-
го, инженера, конструктора намного
опередили
современную ему эпоху.
Он научно обосновал принципы воз-
душной перспективы, высказал
науч-
ные предположения об особенностях
зрения человека. Живопись он рас-
сматривал как универсальный язык,
способный воплотить все многооб-
разие разумного начала
в природе.
Слайд 9На примерах деятельности
Леонардо да Винчи можно понять,
насколько неразрывно
научное и ху-
дожественное творчество.
Рисунок «Витрувианский человек»
символизирует внутреннюю симмет-
рию,
Божественную пропорцию чело-
веческого тела. Две наложенные одна
на другую фигуры вписаны в круг и
квадрат.
Слайд 11Витрувианский человек — рисунок, нарисованный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-92
годах как иллюстрация для книги, посвящённой трудам античного римского архитектора
Витрувия, и помещённый в одном из его журналов. На нём изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведёнными вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок и пояснения к нему иногда называют
каноническими пропорциями.
Слайд 12Рисунок является одновременно научным трудом и произведением искусства, также он
служит примером интереса Леонардо к пропорциям.
В соответствии с сопроводительными записями
Леонардо, он был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius), который написал следующее про человеческое тело:
Слайд 13Длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из
четырёх пальцев равна ладони
Ступня составляет четыре ладони
Локоть составляет
шесть ладоней
Высота человека составляет четыре локтя (и соответственно 24 ладони)
Шаг равняется четырём локтям
Размах человеческих рук равен его высоте
Расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его высоты
Расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 его высоты
Максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты
Расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты
Расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты
Длина руки составляет 2/5 его высоты
Расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица
Расстояние от линии волос до бровей 1/3 длины его лица
Длина ушей 1/3 длины лица
Пупок является серединой окружности
Слайд 14В XX в. на основе этого рисунка была составлена шкала
пропорций, которая повлияла на образные решения современной
архитектуры.
Слайд 15Повторное открытие математических пропорций человеческого тела в XV веке, сделанное
да Винчи и другими учёными, стало одним из великих достижений,
предшествующих итальянскому ренессансу.
Рисунок сам по себе часто используется как неявный символ внутренней симметрии человеческого тела, и далее, Вселенной в целом.
Слайд 16 Портреты кисти Леонардо да
Винчи — это образы свободных
духом, добродетельных и талантливых людей. К ним относится и самый
знаменитый портрет — «Джоконда», или
«Мона Лиза». Он произвел ошелом-
ляющее впечатление на современников художника. Один из них писал:
«Изображение это давало понять всякому, кто хотел постичь, насколько искусство способно подражать природе…»
Слайд 17В портрете художник воплотил
возвышенный идеал вечной женст
венности и
человеческого обаяния.
Важным элементом композиции стал
пейзаж космического масштаба, таю-
щий
в холодной дымке.
Взгляд Моны Лизы исполнен муд-
рости и спокойствия. Сам Леонардо
называл глаза распахнутыми окнами,
Слайд 18открывающими душе все красоты
мира, которые заставляют ее сми-
риться с
заточением в телесной оболочке.
Картина Леонардо да Винчи, как
и музыка
Моцарта — загадка мира и
внутренней жизни человека, неизме-
римое богатство его души.
Слайд 19Любое научное знание воспринимается всеми одинаково. Например, закон Архимеда, теорема
Пифагора, законы всемирного тяготения существуют как данность. В науке каждое
новое открытие может перечеркнуть сложившиеся представления о тех или иных явлениях. Например, открытие
Магелланом Америки стало веским основанием для опровержения представлений человечества о том, что Земля плоская. До XVII в. считалось, что центром Вселенной является Земля (геоцентрическая система). После открытия Коперника человечество признало, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца (гелиоцентрическая система).
Слайд 20В искусстве каждое новое явление не отменяет ценности старого. Раскопки
археологов открыли миру удивительное изящество и художественное совершенство изделий масте-ров
древности. Главной темой искусства во все времена был человек. Но его изображение в дошедших до нас художественных произведениях разных эпох различно. И нас не смущают схематичность или нарушение пропорций в изображениях прошлого.
Все искусства рассказывают нам о человеке своего времени. И народная песня, существовавшая в устной традиции, и древние культовые песнопения которые сегодня можно услышать благодаря современной расшифровке, также дают представление о человеке.
Слайд 21Леонардо да Винчи. Басня
Случилось так, что комочек снега очутился
на верхушке скалы, и стал он размышлять:
— Вот, не надлежит
ли считать меня зазнавшимся и гордецом из-за того, что я, малый ком снега, нахожусь на столь высоком месте, и допустимо ли, что такое великое множество снега, какое отсюда видно мне, лежит ниже меня? Поистине, ничтожная моя толика не заслуживает этой высоты, о чем хорошим назиданием... служит мне то, что сделало вчера солнце с моими сверстниками, которые... были солнцем растоплены... Я же хочу спастись от гнева солнца и найти место, соответствующее моей значимости.
И вот ринулся он вниз и стал спускаться, катясь с высоких откосов поверх другого снега; но чем ниже искал он себе места, тем больше росла его величина... и был он последним, которого в то лето растопило солнце.
Сказано для тех, кто смиренен: те и вознесены будут.
Слайд 22Леонардо да Винчи
Удивительны тексты Леонардо да Винчи, которыми он
сопровождает свои рисунки компаса и плуга:
«Настойчивое упорство».
«Препятствие не сгибает
меня. Всякое препятствие разрушается упорством. Не оборачивается тот, кто устремлен к звезде».
О каких жизненных установках художника и ученого свидетельствуют подписи под его рисунками компаса и плуга?
Слайд 23
Документальный фильм компании BBC «Леонардо Да Винчи»
Вопросы для обсуждения
Какие
интересные факты из жизни Леонардо да Винчи вы узнали?
Чем привлекает
личность Леонардо да Винчи?