Слайд 1Единый день
правовых знаний в дошкольном учреждении
Совещание социальных педагогов
ДОУ
ЮВОУО
Проводит: методист ОМК (НМЦ)
Сапожникова Татьяна Анатольевна
Москва 2010
©
Слайд 2
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря
широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Рядом мама крепко
за руку держала,
В путь-дорогу умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свете.
Слайд 3Единый День правовых знаний
В московском образовании сложилась традиция проведения ежегодного
Единого Дня правовых знаний, посвященного вопросам правового образования, просвещения и
воспитания детей.
По решению Департамента образования города Москвы в 2010 году Единый День правовых знаний будет посвящен 20-летию со дня ратификации Конвенции ООН о правах ребенка.
Слайд 4Немного истории:
«Конвенция о правах ребенка» вступила в силу 2 сентября
1990 года, через месяц после ее ратификации двадцатым государством. Сегодня
более 140 стран приняли Конвенцию о правах ребенка, и 191 государство стало ее участником. В России Конвенция вступила в силу в сентябре 1990 года. Важной вехой в ее воплощении в жизнь стало принятие в 1998 году федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Слайд 5
Детский фонд ООН (ЮНЕСКО) совместно с партнерами, правительственными и неправительственными
организациями последовательно проводит идеи Конвенции о правах ребенка в жизнь.
По предложению ЮНИСЕФ в России появились уполномоченные по правам ребенка.
О деятельности уполномоченного по правам ребенка (Павла Алексеевича Астахова) в РФ можно узнать на сайте wwwО деятельности уполномоченного по правам ребенка (Павла Алексеевича Астахова) в РФ можно узнать на сайте www.О деятельности уполномоченного по правам ребенка (Павла Алексеевича Астахова) в РФ можно узнать на сайте www.rfdetiО деятельности уполномоченного по правам ребенка (Павла Алексеевича Астахова) в РФ можно узнать на сайте www.rfdeti.О деятельности уполномоченного по правам ребенка (Павла Алексеевича Астахова) в РФ можно узнать на сайте www.rfdeti.ru
О деятельности уполномоченного по правам ребенка в Москве (Евгения Абрамовича Бунимовича) можно узнать на сайте wwwО деятельности уполномоченного по правам ребенка в Москве (Евгения Абрамовича Бунимовича) можно узнать на сайте www.О деятельности уполномоченного по правам ребенка в Москве (Евгения Абрамовича Бунимовича) можно узнать на сайте www.ombudsmanО деятельности уполномоченного по правам ребенка в Москве (Евгения Абрамовича Бунимовича) можно узнать на сайте www.ombudsman.О деятельности уполномоченного по правам ребенка в Москве (Евгения Абрамовича Бунимовича) можно узнать на сайте www.ombudsman.mosО деятельности уполномоченного по правам ребенка в Москве (Евгения Абрамовича Бунимовича) можно узнать на сайте www.ombudsman.mos.О деятельности уполномоченного по правам ребенка в Москве (Евгения Абрамовича Бунимовича) можно узнать на сайте www.ombudsman.mos.ru
Слайд 6
Параллельно с знакомством детей с Конвенцией, должна проводится и работа
с родителями. Прежде всего, необходимо проводить анкетирование, которое позволяет выявить
отношение родителей к нарушению прав ребенка, их юридическую и психолого-педагогическую грамотность и компетентность. Затем необходимо проводить цикл бесед и встреч с родителями.
Слайд 7Правовое образование дошкольников
Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на
ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.
Слайд 8Создание правового пространства в ДОУ ставит следующие задачи:
С взрослыми:
Формирование гуманного отношения к ребенку.
Формирование правовой культуры.
Обеспечение защиты
прав.
Слайд 9С детьми:
Создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения.
Способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям.
Создание возможности
для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми.
Развитие коммуникативной компетентности ребенка.
Развитие социальных навыков.
Формирование правового сознания детей.
Слайд 10Какие задачи ставит социальный педагог?
Познакомить детей в соответствующей их возрасту
форме с основными документами по защите прав человека.
Развивать уважение
и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).
Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).
Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
Слайд 11
Потенциал ребенка в области его интеллектуального и морального развития выше,
чем принято считать. Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности
впоследствии не восполняются или восполняются с трудом. В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущения себя Человеком и гражданином собственной страны.
Слайд 12Рекомендуется проводить
ролевые, театрализованные и дидактические игры;
игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков
и умений.
Слайд 13 рекомендуется организовывать:
проблемно-поисковую деятельность детей (работа в группе
по решению ситуаций и задач, разработка совместных с воспитателем проектов
и т.п.);
продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов и т.п., их презентация).
Слайд 14
В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право,
понятие, можно использовать сказки, стихи, пословицы, поговорки и т.п.
Однако
знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно - ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия мира сказок, к осуждению положительных героев и оправданию злодеев.
Слайд 15
Не рекомендуется в работе с дошкольниками использовать без соответствующей адаптации
учебно-методические пособия гражданско-правовому воспитанию, предназначенные для начальной школы.
Формирование
основ правового сознания дошкольников нельзя сводить к простому заучиванию статей документов и отдельных прав и свобод человека.