Слайд 1Лекция 7.
Духовно-нравственное воспитание и общие основы православной педагогики
Курсы повышения
квалификации для преподавателей воскресных школ Омско-Тарской епархии
Слайд 2«Зажечь в детском сердце чистый пламень жизни, вселить верою Христа
в сердце»
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Слайд 3Психофизическое развитие – сугубо горизонтальные
изменения, которые человек претерпевает в развитии.
Носят
адаптационный или опережающий адаптационный характер, не имеют самостоятельного ценностного содержания.
Психофизическое
развитие и
духовно-нравственное становление человека
Духовно-нравственное становление:
– стремление человека преодолеть границы своей природы, превзойти ее, выйти за ее пределы, не разлучаясь с ней;
– процесс, цель, устремление к доминанте развития, которое захватывает все силы и способности человека.
Слайд 4Духовно-нравственное становление –
процесс обретения человеком
личностного бытия.
Духовно-нравственное воспитание –
процесс содействия духовно-нравственному становлению человека.
Слайд 5Факторы, определяющие духовно-нравственное становление человека
Влияние
социокультурной
среды семьи и
ближайшего
окружения
Таинственное
влияние
Божией благодати
Целенаправленное,
систематическое
духовно-нравственное
воспитание
Слайд 6Субъекты духовно-нравственного воспитания
СЕМЬЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕСТВО
ГОСУДАРСТВО
ЦЕРКОВЬ
Значимы конкретные взаимоотношения,
складывающиеся между субъектами
духовно-нравственного воспитания.
Слайд 7Традиционный уклад жизни
Обычаи
Традиции
Сердечные
чувства и
отношения
Распорядок
● дня
● недели
● года
Правила
доброй и благочестивой жизни
Слайд 8Задачи духовно-нравственного воспитания
постепенное выявление и раскрытие творческих ресурсов личности, обусловленных
присутствием духовной основы – образа Божия – в человеческой душе;
содействие
приобщению человека к традиционным духовно-нравственным ценностям;
содействие обретению нравственно востребованного духовного опыта;
коррекция негативных проявлений и наклонностей в соответствии с идеальной нормой нравственного Абсолюта.
Слайд 9Содержание духовно-нравственного воспитания
Формирование нравственных чувств:
● совести,
● долга,
● веры,
● надежды,
● ответственности,
●
гражданственности,
● патриотизма.
Слайд 10Содержание духовно-нравственного воспитания
Становление нравственной позиции:
● способности к различению добра и
зла,
● способности к проявлению самоотверженной любви,
● готовности к преодолению жизненных
испытаний.
Слайд 11Содержание духовно-нравственного воспитания
Развитие нравственного облика:
● кротости,
● смирения,
● терпения,
● милосердия,
● незлобивости,
●
способности прощать обиды, проявлять стойкость и мужество.
Слайд 12Содержание духовно-нравственного воспитания
Воспитание нравственного поведения:
● готовности служения (людям, Богу, Отечеству),
●
проявления духовного рассуждения,
● послушания и доброй воли.
Слайд 13Главные препятствия нравственному строю жизни
Все возрастающая автономия человека по отношению
к другим людям, миру в целом, традиционным ценностям, традиционному укладу
жизни.
Педагогическая задача – преодоление
отчуждения и разобщенности между
- поколениями (взрослыми и детьми),
- семьей и образовательным учреждением,
- между человеком (маленьким и взрослым) и традиционной культурой.
Слайд 14Действенное средство
преодоления отчуждения –
духовно-нравственное воспитание.
Содействующее обретению
единой системы ценностей;
опыта
со-бытия, совместной деятельности;
опыта со-радости и сопереживания;
общей ответственности, общности жизни и
интересов.
Способное «сердце эгоистическое сделать сердцем всескорбящим».
Слайд 15В процессе развития теории и практики
духовно-нравственного воспитания
необходимо опираться на
наследие святоотеческой и классической педагогики
и современные
психолого-педагогические, философские,
культурологические
исследования.
Слайд 17Профессор
протоиерей
Василий
Зеньковский
Слайд 18Духовная сфера личности
Нравственная сфера
Эстетическая сфера
Религиозная сфера
Слайд 19Духовно-нравственное воспитание
–
развитие
собственно
человеческих
способностей:
● нравственной
(различение добра
и зла);
● эстетической
(различение прекрасного
и безобразного);
● религиозной
(различение истинного
и ложного).
Слайд 21Библиография
по духовно-нравственному воспитанию
Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие.
– М.: ПЕР СЭ, 2008. – 431 с.
Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное
воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. – 240 с.
Мошкова И.Н. Семейный крест: О семье и воспитании. – М.: Скименъ, 2005. – 127 с.
Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. – М.: Импэто, 1997. – 96 с.
Платон /Игумнов/, архимандрит. Нравственное богословие. – Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1994. – 240 с.
Слободчиков В.И. Духовные проблемы человека в современном мире // Педагогика. – 2008. – № 9. – С. 33-39.
Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. – М.: Русский хронограф, 2009. – 480 с.
Шестун Георгий, игумен. Православная педагогика. Изд. 4-е, испр. и доп. – М.: Про-Пресс, 2010. – 672 с.
Янушкявичене О.Л. Духовное воспитание: история и современность. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2008. – 176 с.
Слайд 22Общие основы православной педагогики
Слайд 23Православная педагогика как часть общего душепопечения Церкви
Цель православной педагогики –
содействие преображению человека через обретение Богоугодной спасительной жизни.
Основой такой жизни
является воцерковление.
Слайд 24Задачи православной педагогики
Передача спасительного душеполезного опыта;
Утверждение и сохранение церковных традиций
в семье, на приходе, в образовательном учреждении;
Помощь в становлении добродетелей
и искоренении пороков.
Слайд 25Принципы православной педагогики
Христоцентричность
Церковность
Согласованность педагогического влияния Церкви, семьи и школы
Православный антропологический
подход
Иерархичность и послушание
Целомудрие
Разумно-деятельная любовь
Приоритет духовно-нравственного воспитания над обучением
Обретение истинной свободы
во Христе и служение в ней Богу, Церкви и Отечеству.
Слайд 26Библиография
Работы игумена Георгия /Шестуна/
Слайд 29Спасибо за внимание!
Ольга Михайловна Потаповская,
н.с. Института семьи и воспитания РАО,
ст.
преподаватель ПСТГУ
potapovskaya@mail.ru