Слайд 1Общие требования к органам по сертификации систем качества и критерии
их аккредитации
Слайд 2Требования к органам по сертификации
1. Орган по сертификации должен разработать
руководство по качеству, содержащее требования системы менеджмента качества, которое оформляется
в виде единого документа или в виде совокупности документов, подписывается руководителем юридического лица или лицом, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, либо индивидуальным предпринимателем, скрепляется печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя (при наличии).
Слайд 3установление области применения системы менеджмента качества, которая должна распространяться на
все места осуществления деятельности в области аккредитации, а также на
места осуществления временных работ;
наличие заявления о политике в области качества деятельности органа по сертификации, устанавливающего:
Слайд 4а) цели и задачи в области качества деятельности органа по
сертификации;
б) обязанность органа по сертификации соблюдать критерии аккредитации и требования
к аккредитованным лицам;
в) требование к работникам органа по сертификации, участвующим в проведении сертификации, ознакомиться с руководством по качеству и руководствоваться в своей деятельности установленной политикой в области качества деятельности органа по сертификации;
Слайд 5наличие требований к внутренней организации деятельности органа по сертификации, предусматривающих:
а)
права и обязанности структурного подразделения юридического лица или индивидуального предпринимателя;
б)
распределение прав, обязанностей и ответственности между работниками органа по сертификации;
в) необходимость наличия подписанных работниками должностных регламентов (инструкций);
Слайд 6г) подчинение структурного подразделения юридического лица, осуществляющего выполнение работ по
сертификации;
д) наличие должностного лица (менеджера по качеству), обеспечивающего внедрение системы
менеджмента качества и ее постоянное функционирование, которое является руководителем органа по сертификации или его заместителем либо уполномочено исполнительным органом юридического лица (индивидуальным предпринимателем) для осуществления указанных функций;
Слайд 7наличие системы обеспечения независимости и беспристрастности органа по сертификации при
осуществлении деятельности и установление требований, предусматривающих:
а) разработку и реализацию мер
предотвращения и разрешения конфликта интересов;
б) гарантии независимости органа по сертификации от коммерческого, финансового, административного или иного давления, способного оказать влияние на качество осуществляемой органом по сертификации деятельности;
Слайд 8в) обязанность обеспечивать беспристрастность принятия решений органом по сертификации при
проведении работ по подтверждению соответствия;
г) раскрытие информации о существовании лиц,
аффилированных с аккредитованным юридическим лицом или аккредитованным индивидуальным предпринимателем, в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации;
Слайд 9наличие правил обеспечения конфиденциальности информации, в том числе поступающей от
третьих лиц;
наличие у органа по сертификации системы управления документацией (правил
документооборота), которая должна включать в себя:
а) правила утверждения и регистрации документов, в том числе поступающих жалоб;
б) правила учета и документирования результатов работ по подтверждению соответствия;
в) правила ознакомления работников органа по сертификации с документами;
Слайд 10г) правила резервного копирования и восстановления документов;
д) правила обеспечения актуальности
используемых версий документов;
е) правила, обеспечивающие наличие необходимых документов в местах
их применения работниками органа по сертификации;
ж) правила внесения изменений в документы;
з) правила, предусматривающие фиксацию в системе управления документацией даты внесения в документы соответствующих изменений и конкретного работника, внесшего соответствующие изменения;
Слайд 11и) систему хранения и архивирования документов, в том числе правила
их хранения и архивирования;
к) правила систематизации и ведения архива документов,
в том числе условия передачи документов в архив, условия выдачи документов из архива, сроки хранения в архиве документов (групп документов), правила регистрации документов, поступающих в архив, условия хранения документов;
л) ведение реестра сведений о работниках органа по сертификации, участвующих в работах по подтверждению соответствия;
Слайд 12наличие правил размещения и актуализации на сайте органа по сертификации
в информационно-телекоммуникационной сети Интернет следующих сведений:
а) наименование органа по сертификации,
его адрес (местонахождение), номер контактного телефона, адрес электронной почты;
б) состав органов управления органа по сертификации, в том числе фамилия, имя и отчество (в случае, если имеется) руководителя органа по сертификации;
в) описание схем сертификации;
г) правила рассмотрения жалоб на решения органа по сертификации;
Слайд 13д) перечень документов, используемых при выполнении работ по подтверждению соответствия
и определяющих требования к данным работам;
е) примерная стоимость работ по
подтверждению соответствия, выполняемых органом по сертификации;
ж) перечень испытательных лабораторий (центров), с которыми орган по сертификации осуществляет взаимодействие для проведения исследований (испытаний) и измерений;
Слайд 14наличие требований к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, привлекаемым органом
по сертификации в целях выполнения отдельных работ по подтверждению соответствия,
и правил ведения записей о соответствии выполненной ими работы установленным требованиям;
наличие правил выполнения работ по сертификации, включающих:
а) описание схем сертификации;
б) правила рассмотрения заявок на сертификацию, в том числе правила выбора схемы сертификации;
Слайд 15в) правила подготовки планов деятельности по сертификации;
г) правила проведения аудита
системы менеджмента качества заявителя (в случае, если это предусмотрено схемой
сертификации);
д) правила предоставления заявителю результатов работ по подтверждению соответствия;
е) правила проведения инспекционного контроля (в случае, если инспекционный контроль предусмотрен схемой сертификации);
ж) правила рассмотрения жалоб на решения, принятые органом по сертификации, включающие в том числе порядок направления ответов по итогам рассмотрения жалоб;
Слайд 16наличие механизма внутреннего контроля соблюдения требований системы менеджмента качества, предусматривающего:
а)
установление правил проведения контроля соблюдения требований системы менеджмента качества (далее
- внутренний аудит), проводимого органом по сертификации;
б) установление правил проведения анализа системы менеджмента качества, организуемого руководителем органа по сертификации или его заместителем;
Слайд 17наличие формы заявки, подаваемой заявителем, обращающимся за получением сертификата соответствия,
в орган по сертификации;
наличие правил осуществления корректирующих мероприятий, устанавливающих:
а) систему
анализа причин выполнения работ по подтверждению соответствия, выполненных с нарушением установленных требований;
б) процедуры выбора подходящих для устранения выявленных проблем корректирующих мероприятий;
в) правила оценки достижения целей корректирующих мероприятий.
Слайд 182. Орган по сертификации должен обеспечить наличие в бумажном и
(или) электронном виде, в том числе с использованием электронных справочно-правовых
систем, нормативных правовых актов, документов в области стандартизации и иных документов.
3. Орган по сертификации должен иметь документы, подтверждающие соблюдение требований пункта 5 настоящих Критериев, - трудовые или гражданско-правовые договоры, документы о получении работниками высшего, среднего профессионального или дополнительного профессионального образования, трудовые книжки (копии указанных документов).
Слайд 194. Орган по сертификации должен обеспечить компетентность работников, указанных в
пункте 5 настоящих Критериев, а также иных работников, участвующих в
выполнении работ по подтверждению соответствия, а также наличие у них навыков выполнения работ по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в аттестате аккредитации.
5. Орган по сертификации должен иметь документы (их копии), подтверждающие наличие на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и (или) пользования, помещений, оборудования, технических средств и иных материальных ресурсов.
Слайд 206. Орган по сертификации должен иметь документы (их копии), подтверждающие
наличие в соответствии с областью аккредитации, указанной в заявлении об
аккредитации или в аттестате аккредитации, допуска к проведению работ в области сертификации железнодорожной продукции, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (лицензии).
7. Орган по сертификации должен соблюдать порядок2 регистрации деклараций о соответствии, а также в установленном порядке3 предоставлять в Федеральную службу по аккредитации сведения о сертификатах соответствия, приостановлении, возобновлении, продлении или прекращении их действия.
Слайд 21«Уровни» документации системы менеджмента качества
Уровень1: Руководство по качеству
Обычно Руководство содержит политику
в области качества и краткий обзор системы качества с указанием
того, что делается для соответствия требованиям стандарта со ссылками на процедуры системы качества.
Уровень 2: Процедуры, в которых описано, что делается и зачем, где, когда, как и кем выполняется действие.
Уровень 3:
Рабочие инструкции разъясняют сотрудникам выполнение конкретных действий и находятся в зависимости от процедур.
Слайд 22Уровень 4: Формы и документы внешнего происхождения, «встроенные» в систему.
Слайд 23Критерии аккредитации органов по сертификации
Наличие системы менеджмента качества и соблюдение
в деятельности органа по сертификации требований системы менеджмента качества, установленных
в руководстве по качеству в соответствии с пунктом 12 настоящих Критериев;
Слайд 24Наличие у органа по сертификации сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
содержащего информацию о деятельности органа по сертификации в соответствии с
требованиями системы менеджмента качества, установленными в руководстве по качеству;
Наличие нормативных правовых актов, документов в области стандартизации и иных документов, устанавливающих требования к сертификации и объектам подтверждения соответствия;
Слайд 25Наличие в органе по сертификации по основному месту работы не
менее трех работников, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия;
Наличие
по месту осуществления деятельности в области аккредитации, в том числе по месту осуществления временных работ, на праве собственности или на ином законном основании;
Слайд 26Дополнительным критерием для органов по сертификации, выполняющих работы по подтверждению
соответствия железнодорожной продукции, является наличие в соответствии с областью аккредитации,
указанной в заявлении об аккредитации или в аттестате аккредитации, допуска к проведению работ в области сертификации железнодорожной продукции, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.