Слайд 1
Эмпирические методы
Подготовила:
Боброва Анастасия
Юб01/1501
Слайд 2
Эмпирические методы – самая обширная группа методов добывания научных данных.
Слайд 3
Наблюдение
Наблюдение — один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в
преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения
их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан.
Наблюдению доступны только экстериоризованные (внешние) проявления вербального и невербельного поведения:
пантомимика (осанка, походка, жестикуляции, позы и т. д.);
мимика (выражение лица, его экспрессивность и т д.);
речь (содержание, культура речи и т. д.).
Слайд 4
Эксперементальный метод
Одним из основных способов научного познания психической реальности является
экспериментальный метод.
Эксперимент — это метод сбора эмпирических данных в специально
спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния.
В отличие от наблюдения психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого. Если в наблюдении исследователь не в состоянии даже предвидеть изменения, то в эксперименте он сам создает условия, в которых психическое явление может объективироваться.
Слайд 5
Беседа
Беседа — вспомогательный метод получения информации на основе вербальной (словесной)
коммуникации. Исследователь задает вопросы, а испытуемый на них отвечает. По
форме беседа может являть собой свободный или стандартизированный опрос.
Стандартизированный опрос — опрос, характеризующийся заранее определенными набором и порядком вопросов.
Свободный опрос по форме приближается к обычной беседе и носит естественный, неформальный характер. Он также ведется по определенному плану, и основные вопросы разрабатываются заранее, но в ходе опроса исследователь может задавать дополнительные вопросы, а также видоизменять формулировку запланированных вопросов. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко корректировать тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.
Слайд 6
Анкентирование
Анкетирование — это сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемого
по специально составленной программе. Анкета представляет собой опросный лист с
заранее составленной системой вопросов, каждый из которых логически связан с центральной гипотезой исследования. Процедура анкетирования предусматривает три этапа:
Этап 1. Определение содержания анкеты. Это может быть перечень вопросов о фактах жизнедеятельности, интересах, мотивах, оценках, отношениях.
Этап 2. Выбор типа вопросов
Этап 3. Определение числа и порядка задаваемых вопросов.
Слайд 7
Метод тестирования
Тестирование — это сбор фактов о психической реальности с
использованием стандартизированных инструментов — тестов.
Тест — метод психологического измерения, состоящий
из серии кратких заданий и направленный на диагностику индивидуальной выраженности свойств и состояний личности17.
С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собою психологические особенности разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки. Варианты тестов: тест-опросник, тест-задание и проективный тест.
Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отработанных и проверенных относительно их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить об уровне выраженности свойств личности.
Тесты типа тест-задание включают серию специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии (отсутствии) и уровне выраженности изучаемых свойств.
Слайд 8
Метод экспертных оценок
Метод экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического
анализа проблемы с количественно обоснованным суждением и формальной обработкой результатов.
Одним
из наиболее важных моментов в использовании данного метода является выбор экспертов. Экспертами могут быть лица, хорошо знающие испытуемых и изучаемую проблему: классный руководитель, преподаватели, тренер, родители, друзья и т. д. Экспертная оценка выводится в виде количественной оценки выраженности изучаемых свойств. Исследователь обобщает и анализирует полученные от экспертов оценки.
Слайд 9
Метод анализа процесса и продуктов деятельности
Данный метод предполагает изучение материализованных
результатов психической деятельности человека, материальных продуктов его предшествующей деятельности (например,
различные поделки, технические устройства, ведение тетради, оформление реферата и т. п.). В продуктах деятельности проявляется отношение человека к самой деятельности, к окружающему миру, отражается уровень развития интеллектуальных, сенсорных, моторных навыков. Данный метод чаще всего используется как вспомогательный, поскольку не всегда на его основе представляется возможным раскрыть все многообразие психической деятельности человека.
Слайд 10
Биографический метод
Биографический метод — это способ исследования и проектирования жизненного
пути личности, основанный на изучении документов его биографии (личные дневники,
переписка и т. д.). Биографический метод предусматривает использование метода контент-анализа как приема количественной и качественной обработки документации.
Слайд 11
Изучение и применение методов научной психологии имеют практическую ценность для
будущих юристов. Они необходимы в работе с персоналом и социальными
группами, кроме того, они помогают правильно построить профессионально-деловые и повседневные межличностные отношения, а также призваны помочь в самопознании, с тем чтобы рационально подходить к собственной судьбе и личностному росту.